Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Вера

2002. Долгопалец В.И., "Буря в стакане воды, или как сделать "слона" из "ничего"".


Буря в стакане воды, или как сделать "слона" из "ничего".

Долгопалец В.И.

Неопубликованное письмо в редакцию газеты "Царкоўнае слова" от 26 февраля 2002 г.

        Выступление автора на форуме Центра просвещения и милосердия Белорусского Экзархата (31.10.2007): Позволю себе высказать свое мнение по поводу книги В. Вейника "Почему я верю в Бога". Так как упоминалось "Церковное слово", Астапенко со товарищи и т.д., то вспомню события 5 летней давности. Приведу копию своего письма на эту тему в "Церковное слово". На хулу Астапенко книг Вейника газета бумаги не пожалела, а это мое письмо в защиту книг Вейника публиковать отказалась, пригрозив пожаловаться (!) на меня Митрополиту.
        Письмо, как я с удивлением вижу, не утратило актуальности и сегодня, по этому позволю себе привести его полностью. Выводы, полагаю, каждый в состоянии сделать сам
.

        Анти-Вейниковская истерия, нагнетаемая на страницах "Царкоўнага слова" заставила-таки меня взяться за перо.
        Для лучшего понимания феномена популярности книги В.Вейника "Почему я верю в Бога" предложу вниманию читателей две маленькие истории.
        Во времена наполеоновских войн в глухой французской деревушке Арс, близ Лиона, жил простенький священник Жан Мари Вианней, позже причтенный католической церковью к лику святых. Он был сыном крестьянина, с большим трудом окончил семинарию и считал себя очень плохим, невежественным священником. Церковь этой деревни долгое время оставалась без богослужений, народ совсем от них отвык, никто не посещал церковь. Жан Мари Вианней в полном одиночестве начал совершать все Божественные службы. В пустую церковь стали заглядывать любопытные, чтобы посмотреть на чудака-священника. Вдохновенное служение доброго пастыря привлекало все больше и больше молящихся, и скоро церковь не вмещала их. Он имел удивительную силу и дух, слава о нем разнеслась по всей Франции и отовсюду поехали к доброму пастырю жаждавшие исповедаться у него и послушать его бесхитростную, но, подобно Божественному пламени, исходившую из глубины сердца проповедь.
        Приехал в Арс однажды знаменитый по всей Франции проповедник. Стоя в углу церкви, он слушал тихую, едва слышную проповедь священника Вианней, которая почти без слов входила в сердца людей. И, выслушав эту простую проповедь, он сказал: "Все мои знаменитые проповеди ничего не стоят по сравнению с проповедью этого деревенского кюре". Так оправдал Жан Мари Вианней и слова апостола Павла "И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы" (1 Кор. 2.4), и слова евангелиста Матфея "От избытка сердца уста глаголют" (Мф. 12.34).
        Еще Священное Предание повествует нам о том, как один христианский подвижник, войдя в церковь, увидел беса в священнических одеждах, говорящего проповедь. Пораженный, он стал слушать. В конце службы он подошел к проповеднику и сказал: "Я узнал тебя, бес. Я внимательно тебя слушал, но ты нигде не погрешил против истины, толкуя Евангелие". "Я старался" – ответил бес. "Зачем же ты это делал?" – удивился подвижник. "Я проповедовал слово Божие с холодным сердцем, и оно не коснулось людских сердец – люди с чем пришли, с тем и ушли" – улыбнулся бес.
        Эти две маленькие истории на многое проливают свет. Ни оппоненты В. Вейника, ни редакция не потрудились прочитать и осмыслить само название книги – "Почему я верю в Бога".
        Книга эта – не безупречно выверенная статья для научного журнала, а своего рода "лабораторный журнал" не только научной, но и духовной жизни самого автора, с описанием удачных и неудачных экспериментов, осмыслением результатов, описанием своих гипотез научного, философского и религиозного характера, изложением собственных взглядов на проблемы современной науки и общества. Автор пишет искренне, с горячим сердцем, не скрывает своих ошибок и заблуждений – он пишет и о вразумлениях свыше за неправильные действия. Своих взглядов он нигде никому не навязывает – книга ведь называется "Почему я [Виктор Вейник – примеч. автора] верю в Бога", а не "Как всем следует верить в Бога" или "Почему всем следует верить в Бога".
        В. Вейник говорит сердцем, одно сердце слышит другое – вот книга и раскупается, вот вам и объяснение феномена популярности. Продано 37000 экземпляров, готовится новый тираж, что так смущает оппонента А. Астапенко. У нас что, почти сорок тысяч крупных специалистов в области физики, которые смогут адекватно воспринять те немногочисленные страницы, на которых В. Вейник излагает свои научные теории? Вовсе нет. Я наблюдал, как люди, в том числе научные работники (биологи, химики) читают эту книгу. Они эти немногочисленные узко-специальные места, из-за которых сломал столько копий уважаемый А. Астапенко, вообще не читают – пролистывают.
        Зато горячее сердце В. Вейника, подобно свече, зажигающей другие свечи, зажигает верой сердца читателей, люди начинают задумываться о жизни, и о ее смысле, и о Боге. Это один из духовных законов, о существовании которых, как мы видим, имеют весьма смутное представление как оппоненты В. Вейника, так и редакция газеты. Ну, а попытки уложить духовные законы в прокрустово ложе человеческой логики всегда кончались, в лучшем случае, непониманиями и недоумениями. Особенно когда даже с формальной логикой в своих статьях у оппонента А. Астапенко большие проблемы.
        Откроем "Царкоўнае слова" № 2, 2002 г., "За гранью науки… и этики". Цитируем А. Астапенко: "…Вейник пишет, что это величина условная, и её нельзя сопоставлять с радиусом Вселенной. Но мы все-таки сопоставим, и получим…" – тему для пространной демагогии, по иному не скажешь. Однако чуть ниже А. Астапенко, ничуть не смущаясь, сетует на то, что за гранью этики лежит издание сыном В. Вейника цикла статей, объединенных в книгу без воли и ведома самого автора. Ну, а за гранью каких нравственных и научных норм, уважаемый А. Астапенко лежит то, что вы, зная волю автора – "нельзя сопоставлять", тем не менее, не смотря на это "все-таки сопоставляете и получаете" стыд и позор на свою голову, и как христианин, и как ученый.
        Критикуя эксперименты В. Вейника с Причастием и другими явлениями духовного плана вы напрочь замалчиваете имеющиеся в книге, в главе XIV, часть 6 "Вразумление Господне" и часть 7 "Предупреждение исследователям", где В. Вейник прямо пишет: "Грубо и самовольно пытаться физическими приборами и способами исследовать духовный мир, не зная на то Божией воли, бесполезно и опасно". Такова вот технология создания "бури в стакане". Выдергивать из книги то, что Вам нравится, замалчивать то, что Вас не устраивает, выдернутое же трактовать не так, как велит автор, а так, как вы считаете нужным – вот Ваш, уважаемый А. Астапенко, метод рождения скандала – "слона" даже не из "мухи", а из "ничего".
        Впрочем, метода сея не нова – все христианские секты любят выдергивать из Библии что-то одно, и устраивать вокруг этого шум, совершенно игнорируя то, к чему было сказано выдернутое и почему. И автор у этой методы один – с "рогами и копытами".
        Анализировать дальше весь Ваш, уважаемый А. Астапенко, заведомый бред под видом науки (это вы очень верно про себя заметили) – просто смешно и неудобно. Хотя, читателей ради, дабы рассеялись любые сомнения по поводу серьезности и объективности Ваших статей, процитирую Ваше высказывание из статьи № 10, 2001 г. газеты: "Никогда ложь не приводила к Богу". Как громко! Как пафосно! А на проверку – чистейшая, 100% демагогия, рассчитанная на внешний эффект у неискушенного слушателя.
        Лжи, то есть заведомой неправды, в книге В. Вейника нет ни слова. Ну, а Бог Сам приводит к Себе людей Ему одному ведомыми путями, если человек проявит к тому свое благое произволение. Это вообще-то, азы православия – то ли не проповедуют их Вам в Петро-Павловском соборе, то ли Вы их не воспринимаете – уж и не знаю, что думать. Это в полной мере относится и к редакции "Царкоўнага слова", коли она такое печатает.
        В. Вейник – крупный, талантливый ученый, внесший большой вклад в Науку – не достигнув и сорока лет, он не только защитил докторскую диссертацию, но за свои работы получил звание члена-корреспондента АН Беларуси, его научные работы высоко оценены во всем мире (ну, а столь быстрый профессиональный рост не мог не вызвать у падшей человеческой природы волны зависти и недоброжелательства).
        Имеет право талантливый ученый на собственные гипотезы и теории, которые не разделяют его коллеги? Несомненно. Сам Нильс Бор говорил: "Каждая теория, чтобы быть верной, должна быть в какой-то степени безумной". Сначала наука считала кирпичиком мироздания молекулу, затем атом, далее были открыты электрон, нейтрон и протон, из которых, как выяснилось, состоят атомы; потом установили существование элементарных частиц, которых известно на сегодняшний день куда больше, чем элементов в таблице Д.И. Менделеева; а что откроют завтра – одному Богу известно. Ну, а рассказ об элементарных частицах Д.И. Менделеев в свое время наверняка воспринял бы, как бред чистой воды.
        Сама научная картина мира, как мы видим, весьма неполна и изменчива. Об этом еще в IV веке говорил один из учителей Церкви Василий Великий. Он не советовал православным христианам ни полагаться на данные науки для обоснования своей веры во Христа Спасителя, ни стараться опровергать их, так как "ученые сами себя постоянно опровергают". Истинность или ложность научных теорий В. Вейника покажет время, и даже если он заблуждается на все 100% – тут нет проблемы, т.к. православие, а не наука ведут ко спасению души, а в своих православных воззрениях В. Вейник на догматы веры нигде не посягает – и тут, как видим, проблемы тоже нет, – ну, а иметь свои частные научные и православные взгляды, равно как и делиться ими с интересующимися он имеет полное право.
        Апологетическое значение книги В. Вейника "Почему я верю в Бога" я оцениваю очень высоко, ибо в большинстве душ из 37000 приобретших эту книгу людей она посеяла ростки веры. Ну, а те полтора десятка листов, на которых автор излагает свои научные теории, интересные лишь узкому кругу профессионалов и к которым столь страстно цепляется А. Астапенко, большинство читателей, успевших забыть школьный курс физики, просто пролистало, и ко спасению их душ степень истинности научных теорий В. Вейника не имеет никакого отношения.
        Для "объективной оценки" трудов В. Вейника редакция "Царкоўнага слова" отправила официальный запрос туда, где в свое время хулили и травили автора, забыв библейскую истину о том, что нет пророка в своем отечестве.
        Между тем на просторах СНГ вполне можно найти верующих специалистов, способных дать независимую и объективную оценку работам В. Вейника. На проходивших недавно в Минске Осенних Православных Чтениях выступал с лекциями проректор Царицынского православного Университета им. прп. Сергия Радонежского, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки России, иерей Александр Половинкин. Он хорошо знаком с трудами В. Вейника и в своих лекциях дал очень высокую оценку его книге "Почему я верю в Бога". Чтения проходили накануне публикации "Царкоўным словам" первого опуса А. Астапенко, так что остается только поражаться, как культурная и православная жизнь столицы прошла мимо редакции газеты и авторов публикуемых там статей (или они мимо этой жизни прошли).
        Ещё раз подчеркну – если научную ценность идей и теорий В. Вейника покажет время, то апологетическая ценность его книги "Почему я верю в Бога" высока уже сегодня. Ну, а шум вокруг книги – про него ещё Крылов писал в своей басне "Слон и моська".
        Полезно помнить слова Серафима Саровского: "Наблюдайте, в каком вы духе" – мирны ли или страсти в вас кипят. И браться за дело, помолясь, лишь с миром в душе. А мир в душе тогда, когда человек стяжал хотя бы каплю смирения преподобного Серафима. И смиренный человек, придя в недоумение от чего-либо, скажет себе – "Видно я чего-то не знаю, не понимаю…" и станет досконально во всем разбираться, семь раз подумав, прежде чем открыть уста. Человек же несмиренный – игрушка в руках злых духов, влагающих в его голову гордые помыслы о собственном всеведении и подзуживающих сразу, не раздумывая, с горячкою в крови начать поучать других. Это тоже азы православия.
        Ситуация, когда ученые мужи пишут апологетические труды – не нова, но она разрешается по-христиански мирно, если даже в них не все скрупулезно выверено.
        Выдающийся хирург, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в 1945–1947 г. работал над своим апологетическим трудом "Дух, душа, тело", который, кстати, есть сейчас в продаже. По отзыву митрополита Мануила (Лемешевского), в его трактате встречаются спорные высказывания, не подтвержденные авторитетом Церкви. Святая Церковь всегда ясно указывала, что не только некоторые спорные места в труде архиепископа Луки, но и некоторые суждения святых отцов, высказанные ими в своих писаниях, являются их частным богословским мнением и догматического значения не имеют. Таковы, например, некоторые высказывания святителя Григория Нисского, блаженного Августина, преподобного Исаака Сирина. Да и сам Владыка Лука делал оговорку, подчеркивая, что "мы не в силах достаточно ясно уразуметь тайны домостроительства Божия", и только Священное Писание и подвиг веры помогают приподнять эту таинственную завесу. Вот так. И при этом ни авторитет авторов не страдал, ни значение их трудов не умалялось. Хотя, конечно, "мосек" и на их долю хватило. Ну, а на моих глазах книга В. Вейника "Почему я верю в Бога" способствовала воцерковлению нескольких моих коллег – научных работников. И слава Богу! И экземпляр этой книг я с удовольствием послал знакомому в Америку.
        Что ни делается – все к лучшему. И горячность А. Астапенко куда лучше равнодушия и безразличия. Святые – те тоже ведь не безгрешные были, спотыкались, ошибались, но поднимались с Божьей помощью. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Ну, а духовный опыт с Божьей помощью приходит. Очень рекомендую Вам, уважаемый Анатолий Владимирович (а заодно и редакции газеты "Царкоўнае слова") с благословения своего приходского священника поступить в Школу катехизаторов при Минской Епархии – она дает начальное духовное образование. Лично я Школу катехизаторов в этом году заканчиваю. Пользу это дает огромную – и духовную, и интеллектуальную, и культурную, так что жалеть не будете.
        Если был с Вами местами резок – искренне приношу Вам свои извинения и прошу Ваших Святых молитв. И критика моя только против напечатанного в газете, но никак не против Вас лично.
        Редакции "Царкоўнага слова" желаю успехов в профессиональном росте (резервы тут просто колоссальные), хорошего духовного окормления и прошу помолиться о мне, грешном.

        P.S. На сегодняшний день на 3 анти-Вейниковские публикации в вашей газете приходится только одна (Бориса Ганаго) – в поддержку. По печатным площадям отношение и вовсе удручающее – 10 к 1. Так что если надумаете мое письмо опубликовать – буду очень обязан, если это вы сделаете без сокращений и в одном номере, не разбивая на части.

        P.P.S. Копия настоящего письма вместе с моими комментариями относительно качества публикуемых в газете "Царкоўнае слова" материалов направлена Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Филарету, Митрополиту Минскому и Слуцкому, патриаршему Экзарху всея Беларуси.

Справка:

Долгопалец Владимир Ильич, кандидат химических наук, алтарник храма св. равноап. Марии Магдалины (г. Минск), преподаватель Закона Божия.
_____________________________________________________________________________

VID (В.И. Долгопалец) 01.11.2007 в 02:36 рm
http://www.sobor.by/forum/viewtopic.php?t=1802&start=30
Владимир писал(а):
Понимаете Гексоген, письмо Владимира Ильича меня ни сколько не поразило. К моему глубокому сожалению, Владимир Ильич в данном диалоге является лицом заинтересованным. Почему? Очень просто, 2-3 недели назад Владимир Ильич пришел ко мне в Центр и попросил написать вступление к переизданию его книги против кремации. Мне было показано рекомендательное письмо к изданию книги, подписанное ВЕЙНИКОМ А. В написании такого вступления я отказал сразу...
        Уважаемый господин Мартинович!
        Справедливости ради хочу отметить, что свое письмо в "Церковное слово" и его копию Владыку я отправлял в феврале 2002 года, когда не знал ни господина Вейника лично, ни, тем более, Вас. Об этом свидетельствует дата в конце письма. Я его писал в 2002 году потому, что на формирование моего религиозного мировоззрения весьма значительное влияние оказала книга В.Вейника "Почему я верю в Бога". Более того, я могу привести живых свидетелей-ученых, которых она впервые заставила задуматься о Боге. А у Вас есть примеры людей, которых она от веры отвратила, заставила уйти из Церкви? Хотелось бы услышать от Вас о конкретных примерах нанесенного Православию вреда от книг Вейника, так как пока идет речь об абстрактных рассуждениях.
        Огорчает, что Вы так невнимательно читали моё письмо. Не увидели не только даты, но и добрых отзывов КОМПЕТЕНТНЫХ специалистов, таких как проректор Царицынского православного Университета им. прп. Сергия Радонежского, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки России, иерей Александр Половинкин. Он хорошо знаком с трудами В.Вейника и в своих лекциях дал очень высокую оценку его книге "Почему я верю в Бога".
        Далее огорчает низкий уровень Вашего правового сознания.
        Представим картину: висит знак "разрешен поворот направо", а за поворотом гаишник штрафует всех, кто такой поворот выполнил. Абсурд?!! Но именно так происходит в нашем случае. Книга имеет благословение Митрополита, переиздавалась не один раз, и тут ее записывают в разряд "сектантских". Корректно было бы сначала отменить благословение Митрополита, вынести соответствующее постановление о вредоносности книги, а уж потом заниматься разъяснительной работой. Или я не прав? Пока же ситуация достаточно дикая с точки зрения нормального правового сознания. Так даже гаишники в нашем, полном чудес государстве не поступают...
        Беда нашего времени в том, что 99% литературы предназначено для 2-3% воцерковленного населения. А 1% литературы - для 97-98% населения, имеющих весьма смутное представление об основах веры. Вместо того, чтобы "рубить" то, что приводит к вере, нужно создавать это. Заниматься критикой и искать на солнце "пятна" может любой. Создают что-либо таковое - единицы. Вы, как человек образованный, направьте свои таланты в конструктивное русло - напишите книгу для неверующей или сомневающейся интеллигенции, откройте им непознанный мир Веры, красоту Православия. И если в свете этого Вашего шедевра померкнет популярность книги Вейника, то этому будут рады все - и сам Вейник, и я, и все те, кому Ваш будущий шедевр послужит. Это будет самое лучшее, что можно сделать на ниве борьбы с сектантством, не так ли?
        А пока такого шедевра Вы не написали - ведите себя корректнее по отношению к книге, имеющей благословение Священноначалия, ибо этим Вы только мараете его (Священноначалия) репутацию.
        Судя по тому, что страсти за последние 5 лет вокруг книги не улеглись - она удалась, востребована, и изрядно досаждает врагу рода человеческого. Ну, а то, что она уже 5 раз переиздавалась по благословению Священноначалия, только подтверждает старые пословицы "Собака лает - караван идет" и "Чем меньше Моська - тем больше визг!" Под собакой и Моськой я имею в виду "рогатого" врага рода человеческого, но никак не кого-либо из участников дискуссии. Это так, для избежания недоразумений поясняю.

Справка:

Владимир = Мартинович Владимир Александрович, референт Экзархата Белоруссии  по вопросам новых религиозных движений Минской Епархии, имеет импортную научную степень - доктор теологии Венского Университета, доцент Минской Духовной Академии, заместитель начальника учебно-методического отдела Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета. Руководитель Информационно-консультативного миссионерского Центра им. преп. Иосифа, игумена Волоцкого при Белорусском Экзархате.
Мартинович В.А. составил список "Новых Религиозных Движений на территории Беларуси" из 293 единиц, куда 25 июля 2007 года включил "Последователей А.Вейника".
24.10.2007 название поменял на "Последователи Вейника".

_____________________________________________________________________________

VID 02.11.2007 в 03:13 рm
http://www.sobor.by/forum/viewtopic.php?t=1802&start=45
        Попытаюсь еще раз как Вам, уважаемый Владимир Александрович, так и всем заинтересованным лицам объяснить феномен книги В. Вейника "Почему я верю в Бога".
        Я не собираюсь защищать или обсуждать научные теории Вейника - с ними разберутся специалисты. Время все расставит на свои места. Отмечу лишь то, что свои научные теории автор в школьные или вузовские учебники не предлагает, не так ли? А на свои взгляды, отличные от общепринятой научной парадигмы, видный ученый вполне имеет право, как имеет право ими делиться с теми, кому это интересно. А те имеют полное право с ними знакомиться. В этом нет ничего худого.
        Я не собираюсь защищать или обсуждать степень безукоризненности религиозных взглядов Вейника. В то время, когда они высказывались, Библию было не купить, иконок было не достать, а молитвы переписывались от руки. С учетом всего этого вполне можно простить ему те погрешности, которые можно найти в его книге. Не в них суть - как учебник катехизиса книга Вейника тоже не предлагается. И никто его книгу не использует как цитатник или программный документ. Православный Символ Веры он в книге исповедует, приводит блестящую научную аргументацию Божественного происхождения Библии Иваном Паниным, которой мне нигде более встречать не доводилось, делится своими мыслями - что тут крамольного?
        Я защищаю миссионерское и апологетическое значение этой книги для научной интеллигенции. Это простой и бесхитростный рассказ ученого о своей вере. Смысл не в том, что и как он там написал, а в том, что в книге он показал то, как жил. Это рассказ-исповедь ученого ученым - почему я, Виктор Вейник, верю в Бога. Только и всего. СМОТРИТЕ НА НАЗВАНИЕ! Был доктором наук, академиком, как сейчас говорят, в "полном шоколаде" - квартира, зарплата, лаборатория. И не стал скрывать своей веры, боясь осложнить свою жизнь. Вот что важно. Не стал слушать коллег-академиков, вопрошавших: "А зачем тебе нужны лишние проблемы? Сиди тихо, как все". Тогда, в эпоху тотального дефицита, научная и партийная элита была не обижена в бытовом и материальном плане. Но Вейник показал книгой - можно быть ученым, можно верить и не скрывать свою веру, можно не держаться обеими руками за свою "кормушку" в ущерб собственным убеждениям. Он своей жизнью дал яркий пример окружающим. Интеллигенция привыкла читать между строк - это она и прочитала В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ. Люди науки увидели, что и среди академиков есть искренние, верующие люди, не согласные с навязываемым материализмом. И последовали его примеру - если он смог, сможем и мы. Для меня эта книга помогла сделать первый шаг к жизни ПО ВЕРЕ - не навязывать, но и не скрывать своих взглядов, не стыдиться соблюдать посты, посещать богослужения, уклоняться от тех мероприятий, какие вере противоречат (например, пышных застолий в разгар Великого поста). Оппоненты книги Вейника "Почему я верю в Бога" уподобляются ветхозаветным иудеям - ищут там праведность или неправедность в делах ЗАКОНА, с маниакальным упорством обсуждая научные и религиозные ВЗГЛЯДЫ автора. А сила книги не в делах закона, а в делах ВЕРЫ - в образце ЖИЗНИ ПО ВЕРЕ автора в условиях тотального атеизма (экзамен по научному атеизму тогда был в программе ВСЕХ вузов). В этом сила книги - она дает образец того, что МОЖНО и НУЖНО жить по вере, по совести, и не стыдиться этого, не бояться того, что о тебе подумают коллеги, а бояться огорчить Творца своего. Как Синедрион осудил Христа на смерть по формальным признакам, типа нарушения поста в субботу, так и сейчас, цепляясь к формальностям, распинают книгу и его автора. Вейник своей книгой помог мне сделать первый шаг в вере, и молчать, когда его незаслуженно травят и хулят, мне не позволяет совесть.
        Люди, прочитав книгу Вейника, начинают смело жить по своим убеждениям, и вникать в азы Православия. За чаем на работе начинают обсуждать не сплетни, не саму книгу, не политические передряги, а церковные праздники, жития святых, события церковной жизни. Был свидетелем тому неоднократно. Для меня, как и для многих моих коллег, эта книга послужила толчком к СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ изучению основ веры. Не по его книге, естественно, а по учебной программе Школы катехизаторов (ранее) и программе семинарии (сейчас), по книгам, которые написаны специалистами и одобрены Священноначалием. Эта книга является искрой, которая в людях зажигает факел веры, а не суммой знаний, которые нужно загрузить в свою голову. Трудно всегда сделать первый шаг в вере, в своем исповедничестве перед неверующими коллегами. И книга В.Вейника "Почему я верю в Бога" помогает сделать этот очень трудный первый шаг в мир Православия. Пример того, кто рядом - всегда очень впечатляет. Это не канонически безупречно выверенная икона - это образ живого, реального современника, который жил, творил и исповедовал свои взгляды вопреки атеистическим догмам. Хотя претензии к холсту и краскам могут быть, но людей вдохновляют не они, а изображенный ими живой образ ЖИЗНИ ПО ВЕРЕ в безбожном окружении. Прочитав книгу Вейника, интеллигенция расстается с мифом, что вера в Бога - удел малограмотных старух, и начинает свой путь к Богу.
        На вопрос: "Почему плывет пароход?" есть 2 типа ответов. Можно обсуждать законы Архимеда, гидродинамики и сгорания топлива в его двигателе, а можно сказать: "Его зафрахтовали для перевозки груза кофе". При этом и модель корабля может быть и не лучшая, и трубы низковаты, и копоти от них много, и расход топлива большой. Но если зафрахтовали - поедет, а если нет - то будет стоять на приколе. Так и тут. Ломать копья обсуждая научность теорий Вейника и безукоризненность его религиозных взглядов нет смысла - формальных претензий не найдет только ленивый. Не в этом суть популярности книги. Это образец силы веры ученого нашего времени, образец его исповедничества, примером своей жизни он укрепляет других, побуждает в людях жажду духовных знаний. А хороших источников сейчас, слава Богу, много - приходи и пей! Просто, как грабли.
        И мне грустно видеть, что ведущий сектовед республики не видит этих очевидных вещей. Проще обрубать всё, что выходит за рамки прокрустова ложа используемого шаблона. Только вот лучше ли? Напишите, уважаемый Владимир Александрович, свою книгу для интеллигенции - кто мешает? А пока ее нет - оставьте людям науки этот БЕЗУСЛОВНО НЕБЕЗУПРЕЧНЫЙ КОСТЫЛЬ для того, чтобы сделать первый шаг к Богу в мир Православия. Иерей Сергей Комлик справедливо пишет, что "Верующему, духовно здоровому человеку такая книга уже будет не нужна". Все верно. Только кругом полно стесняющейся, всего опасающейся, слабо верующей и духовно больной интеллигенции, которой эта книга в самый раз. И пока Вы не дадите им свою трость, самокат или велосипед - эти костыли будут расходиться тиражами по 40-60 тысяч экземпляров в год. Как калекам исцелеть без костыля? Слава Богу, что этот костыль есть! И мне, и многим моим знакомым он, В СВОЕ ВРЕМЯ, сослужил хорошую службу.
        Буду весьма признателен, если Вы взгляните на проблему с этой точки зрения.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Сергей Комлик 01.11.2007 в 08:43 рm
http://www.sobor.by/forum/viewtopic.php?t=1802&start=30
        Совсем недавно узнал о том, что появилась новая религиозная организация, состоящая из последователей Вейника, причисленная к секте. Основанием для появления в списке сектантов, согласно основным положениям Центра Иосифа Волоцкого, является документально подтвержденная деятельность секты, либо издательство литературы, содержание которой отражает учение секты. Получается, что издавая книгу своего отца Виктора Вейника «Почему я верю в Бога», Александр Вейник вместе со своей семьей стал сектантом, или даже лидером «последователей Вейника». Во всяком случае других последователей я не знаю, если не считать себя, потому что я его последний аспирант, и тех людей, кого эта книга уберегла от погибельных увлечений НЛО, экстрасенсорикой, целительством, астрологией. Обратившись к Богу и постепенно воцерковляясь, эти люди относятся с благодарностью к автору. Письма с благодарностью приходили при жизни В.Вейника, когда эта книга еще не была издана. Таких писем, сам видел и читал, многие десятки, если не сотни. Такие письма приходили и после трагической гибели ученого, и после издания сборника статей разных лет под названием «Почему я верю в Бога». Люди благодарят за то, что у них открылись глаза – у края какой пропасти они стояли.
        Вспомним конец 80-х, начало 90-х годов. Разгул оккультизма. Открыто, через телевидение, печать, рекламу и другие средства массовой информации хлынул поток духовной отравы и разврата. Кашпировский, Чумак могли тогда войти со своими сеансами через телевидение практически в каждый дом, настраивая всех «на добро». Сектанты не стесняясь хватали на улице прохожих за руки, зазывая спасать душу на своих собраниях. На страницах газет и журналов появлялись фотографии увешанных прилипшими утюгами и сковородками людей, с довольным видом демонстрировавших свои открывшиеся вдруг необычные способности. Обилие аномальных зон и их исследователей, засилье НЛО-шной тематики, «барабашек» и т.д. Все это было. Сколько душ человеческих увлек тогда этот страшный омут.
        После гонений церковь тогда только начинала возвышать свой голос. Не много в то время было православных приходов. Нужно было строить и восстанавливать храмы, монастыри. К этому времени В.Вейник воцерковляется, приносит покаяние и принимает Православие. Имея личный прошлый опыт общения в оккультных школах, опыт изучения НЛО и весомый авторитет среди интеллигенции, увлеченной аномальными явлениями, В.Вейник в своих статьях показывает опасность подобного рода увлечений. Мнение богословов и сектоведов многих тогда не очень-то интересовало. К мнению же известного ученого интеллигенция прислушивалась.
        В.Вейник не был богословом. Его статьи отражают его личный путь к Богу. Его покаяние, его становление и укрепление в вере. Язык его статей был понятен заблудившейся духовно в дебрях оккультизма интеллигенции, ее внимание привлекал яркий огонек искренней веры автора. Веры в Бога.
        Теперь богословы весьма критично оценивают работы В.Вейника и делают это по всем правилам богословской науки. Пришло и это время, слава Богу. Однако, для спасения человека нужен иногда и рвотный порошок, чтобы избавиться от принятого яда, нужны иногда и костыли, если ноги повреждены, чтобы дойти до безопасного места. А потом уже можно принимать целебные микстуры и накладывать гипс и пластырь.
        Вот с помощью такого порошка и таких костылей, какими можно образно, конечно, считать книгу «Почему я верю в Бога», люди оказывались на пороге храма Божия. Известный богослов диакон Андрей Кураев, отзываясь весьма критично о книге «Почему я верю в Бога» так оценивает ее значение: «несомненно, она очень эффективна и приводит в Церковь сотни людей с компьютерным складом ума. Правда, приходя через эту книгу в Церковь, они потом плохо отличают мир Православия от мира оккультизма». Возможно и так. Но ведь люди все-таки смогли с помощью этой книги найти дорогу в храм, а не в секту. Теперь уже дело священнослужителей внести соответствующие разъяснения и коррективы. Это уже пастырские заботы. Верующему, духовно здоровому человеку такая книга уже будет не нужна.
        Своевременна ли сейчас она – решает правящий архиерей. Книга выдержала пять изданий. Значит, «костыли» кому-то еще нужны.
Иерей Сергий Комлик
_____________________________________________________________________________

Дополнительно см.

Вейник А.А., "Как не стать сектантом, или сын за отца отвечает", 16.10.2007.
http://www.veinik.ru/review/any/article/756.html