Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Физмат

1986. Валентинов А., "Парадоксы времени".


Парадоксы времени.

Валентинов А.А.

Газета «Социалистическая индустрия», 14 декабря 1986 года.


        Установив у подножия и на крыше небоскреба точнейшие физические часы, американские исследователи сумели засечь крошечную разницу во времени. На поверхности Земли время, оказывается, течет медленнее, чем под облаками. Разве это не удивительно?

        - Для физика – нет, ведь феномен был предсказан общей теорией относительности, - говорит ленинградский ученый, доктор физико-математических наук А. Чернин. – Возле тел с большой массой время замедляет свой бег. А с расстоянием земное притяжение ослабевает... Значительно медленнее земного течет время на Солнце – это тоже установлено экспериментально.
        - Артур Давидович, Ньютон считал, что время существует само по себе, что оно вечно и с неизменной скоростью протекает из неограниченного прошлого в неограниченное будущее. Теперь, спустя триста лет, мы знаем, что все это не так.
        - Да, время не вечно. Однажды родившись, оно также однажды умрет, как и всё во Вселенной. Но не это главное. Сейчас мы начинаем догадываться о той роли, которую играет время в процессах, происходящих во Вселенной. Поэтому оно представляет для нас не только чисто научный интерес. Изучить механизм действия времени, познать его свойства, научиться использовать их – все это открывает перед человечеством такие возможности, о которых мы сейчас можем строить только приблизительные догадки.
        Эти догадки появились совсем недавно, когда ученые поняли, что время нельзя рассматривать в отрыве от Вселенной, в которой оно протекает. Когда к космологии подключилась еще и физика элементарных частиц. Рождается новая наука, не имеющая пока названия, рассматривающая мегамир и микромир как единое целое. А началось это целое с единственной частицы...
        Когда астрономы обнаружили, что галактики разбегаются друг от друга со все возрастающими скоростями, причем их трассы начинаются в одной точке, появилась известная гипотеза Большого взрыва. «Прокрутив» ленту в обратном направлении, пришли к выводу, что 15-18 миллиардов лет назад материя Вселенной была сконцентрирована в крохотном объеме. Но как она образовалась, что произошло до взрыва? Ответ на этот принципиально важный вопрос дал в своей гипотезе киевский ученый, доктор физико-математических наук П. Фомин.
        Произошла случайность, считает он. В мировом вакууме вдруг образовалась крохотная частица в огромной массой. Факт вовсе не удивительный, как может показаться на первый взгляд. Современные лабораторные исследования показывают, что в вакууме, этом океане энергии, возникают и исчезают элементарные частицы. Можно предположить, что первичный вакуум жил бурной жизнью: в нем постоянно рождалось и погибало огромное количество частиц. А одна из них не погибла. И вместе со Вселенной родилось время...
        Эта гипотеза, ныне широко признанная, замечательна тем, что дает ответ на многие вопросы. В самом деле, бесполезно спрашивать, что было до рождения Вселенной, потому что «до» не было. Только время позволяет расставить вехи на пути эволюции. Через мгновение после рождения «прачастица» начала бурно превращаться в другие частицы – из материи и антиматерии. И произошел взрыв. Материя начала свое движение в пространстве, а с этого момента пошел и ход времени.
        - Артур Давидович, сейчас мы уже знаем кое-что о свойствах времени. Знаем, что оно меняет свою скорость и плотность в зависимости от скорости и массы космических объектов. Так что у каждой галактики, у каждой звездной системы время свое. Все это ученый могут объяснить. Но есть ли у времени свойство, которое пока вообще не поддается объяснению?
        - Есть такое свойство – однонаправленность времени. Почему оно идет только в одном направлении – от прошлого к будущему? Кстати, именно это свойство времени издавна ставило человечество в тупик. Недаром еще в четвертом веке нашей эры Августин Блаженный сказал: «Я прекрасно знаю что такое время, когда не думаю о нем. Но стоит только задуматься, и я уже не знаю, что такое время».  Тех пор прошло более полутора тысяч лет. Но и сейчас ученые могут подписаться под этим парадоксом.
        - Древних удивляло и другое: почему мы можем перемещаться в пространстве – ходить, ездить, плавать – и не можем во времени? И до сих пор эта проблема будоражит умы, особенно в последние годы, когда появились сообщения об экспериментах, вроде бы обнаруживших информацию, говорящую о том, что прошлое существует одновременно с настоящим.
        - Я с большим недоверием отношусь к этим сообщениям. В первую очередь потому, что они бездоказательны – за информацию «с той стороны» могут ошибочно принять любые еще незнакомые нам явления, обнаруженные в ходе эксперимента. Насколько я знаю, еще нет ни одного полностью достоверного, не допускающего различного толкования факта о существовании такой информации.

        Что ж, позиция ученого сомнений не вызывает. Он обязан оставаться на твердой почве реальности, ибо там, где кончаются «железные» факты, начинается безудержная  фантазия. Тем более, достижения современной науки настолько ошеломляющи, что и самим экспериментаторам порой трудно удержаться от соблазна «умножать число имеющихся сущностей», от чего предостерегал еще средневековый английский философ У. Оккам. И все же... не идет у меня  из головы последний эксперимент Козырева.
        О покойном профессоре Пулковской обсерватории Николае Александровиче Козыреве написано не мало. Писала о нем и наша газета (статья «Вечный маятник Вселенной» в номере от 20 ноября 1977 года). Для новых подписчиков напомним вкратце содержание этой публикации.
        Изучая двойные звезды, Козырев обратил внимание на одну особенность: хотя «связаны» друг с другом светила разных классов, многие характеристики у них совпадают. И чем старее этот «дуэт», тем таких совпадений больше. Козырев предположил, что большая звезда воздействует на малую, превращая ее в свое подобие. Но какими средствами? Не время ли переносит информацию, заставляющую одну звезду принимать облик другой?
        Изучению времени Козырев отдал более двадцати лет. И пришел к выводу, что время – главная движущая сила всего происходящего во Вселенной. И что все процессы в природе идут либо с выделением, либо с поглощением времени. А самые бурные процессы происходят в звездах... Раз так, рассуждал Козырев, звезды должны выделять колоссальное количество времени.
        Он нашел оригинальный метод «ловить» время, идущее со звезд, - наводил на них телескоп, объектив которого был закрыт так, чтобы ни свет, ни какое-либо другое излучение не влияли на показания приборов. А они показывали удивительные вещи: у окуляра телескопа, наведенного на звезду, изменялась частота колебания кварцевых пластинок, уменьшалась электропроводность и объем ряда веществ, менялась масса гироскопа, подвешенного к весам. Ничего удивительного, говорил Козырев, время – это физический фактор, влияющий и на мертвую, и на живую природу, а характеристики его можно точно измерить.
        Года четыре назад я разговаривал с Козыревым по телефону.
        - Приезжайте в Ленинград, - сказал он. – Покажу эксперимент – ахнете. Он перевертывает все наши представления.
        К сожалению, я не успел... И об этом эксперименте мне рассказали другие.
        Козырев навел на звезду телескоп с закрытым объективом. И приборы зафиксировали поток времени. Но ведь звезды в том месте уже не было – пока ее свет дошел до нас, она успела переместиться. Козырев навел телескоп на ту точку неба, где звезда, по расчетам, должна находиться сейчас. И снова зафиксировал тот же поток времени. Разумеется, когда ученый наводил телескоп в те области космоса, где звезд никогда не было, его приборы ничего не фиксировали...
        Здесь уместно сделать отступление. Прислушаемся к оппонентам Козырева, которых у него не мало. Повторив некоторые его эксперименты и получив те же результаты, они тем не менее резонно спрашивали: а где доказательства, что именно поток времени идет от звезд? Может, это и не время вовсе, а какое-то новое, незнакомое нам явление? Возражение справедливое, и ответа на него нет. Важно другое: что-то все-таки со звезд приходит. В том числе и оттуда, где звезда была раньше.
        Так что же, из прошлого к нам поступает информация? Прошлое живет рядом с нами, только в другом измерении, и когда-нибудь мы сможем пересекать реку времени в любых направлениях?
        Стоп! Оставим эти вопросы без ответа. И не только потому, что ответы сейчас будут всего лишь догадками, причем не известно, верными ли. Просто пора для этих ответов еще не пришла. Ведь пока мы даже не знаем, что это такое – время. Мы только прикоснулись к тайне, не вступив даже на ее порог. А разгадать эту тайну можно, лишь сформировав в своем сознании целостную, взаимосвязанную во всех своих частях картину природы. Эти рубежи и штурмует сейчас наука – от физики элементарных частиц до астрономии.
        Когда я спросил А. Чернина, что он думает о последнем эксперименте Н. Козырева, он ответил, что считает эксперимент этого выдающегося астронома и мыслителя все же недостаточно основательным. А как расценивает проблему времени современная философия? Этот вопрос я задал доктору философских наук Ю. Молчанову. Вот что он сказал.
        Проблема времени представляет собой не какой-то один вопрос, а определенную совокупность вопросов, каждый из которых весьма сложен. Первым из них является основной вопрос философии – зависит ли время от сознания  человека? Сейчас это, пожалуй, решено. Подавляющее большинство исследователей признают, что время существует вне и независимо от сознания человека.
        Не менее интересным является вопрос о направлении времени. Фактическое течение физических процессов определяется тремя «стрелами» - «энтропийной», «электромагнитной», связанной с расхождением и затуханием в пространстве всякого вида волн, и «космологической», связанной с расширением нашей метагалактики. Все процессы происходят только в этих направлениях, но ни один из известных нам законов физики и космологии не запрещает обратного их протекания.
        Однако все эти вопросы меркнут перед главной проблемой времени, сформулированной еще Аристотелем: чем бытие прошлых событий отличается от бытия настоящих? А отсюда и другие вопросы – куда уходят события прошлого дня? Что изменилось, если в природе действуют законы сохранения вещества и энергии?
        Все больше мы начинаем сознавать, что главным свойством времени является исчезновение в нем всего и без следа. И если вы спросите, почему мы живем в реальном мире, где есть следы прошлого, то на это можно ответить: «прошло еще очень мало времени».

Справка:

Валентинов (наст. фам. Вайнштейн) Альберт Абрамович (1932 г.р.), журналист, писатель-фантаст, популяризатор науки, ныне редактор отдела науки «Российской газеты».

Чернин Артур Давидович (1939 г.р.), chernin@lnfm1.sai.msu.ru , доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К.Штернберга.

Фомин Петр Иванович, pfomin@bitp.kiev.ua, pfomin@gluk.org , доктор физико-математических наук, корреспондент НАНУ, заведующий отделом астрофизики и физики элементарных частиц Института теоретической физики им. Боголюбова (Киев, Украина).

Козырев Николай Александрович (1908-1983), астроном, доктор физико-математических наук, профессор (1931) Пулковской обсерватории. Разработал (1934) теорию протяженных атмосфер (теория Козырева-Чандрасекара), теорию солнечных пятен. Получил (1958) спектрограммы лунного кратера Альфонс, свидетельствующие о выходе газов из центральной части кратера. Репрессирован (1936-46), реабилитирован (1958).

Молчанов Юрий Борисович (1926 г.р.), доктор философских наук (1977), с 1958 по 1962 работал в Институте философии АН СССР в секторе информации. С 1962 по 1967 - в редакции журнала «ВФ», заместителем заведующего отделом. С 1971 по настоящее время работает в Институте философии АН СССР (ныне РАН) в секторе философии физики в качестве старшего, а с 1986 - ведущего научного сотрудника.