Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Рецензии ПРОТИВ

2000. Липатов Ю.С., Липатова Т.Э., "О книге проф. В. Вейника «Почему я верю в Бога...»".


О книге проф. В. Вейника «Почему я верю в Бога...»

Липатов Ю.С., Липатова Т.Э.

"Православна газета" [официальное издание УПЦ] № 5 (58) октябрь 2000, стр. 6.
http://orthodox.novikov.kiev.ua/site/bookshelf/602/
http://www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/198


       Мы, авторы этой статьи, более 40 лет посвятили науке, связанной со строением материи и термодинамикой, и полагаем, что это дает нам основание сделать замечания, касающиеся основных положений, рассмотренных в книге В. Вейника «Почему я верю в Бога (исследование проявлений духовного мира)».
        Во вступлении написаны золотые слова: "Научное исследование и богословское осмысление явлений, находящихся на границе материального и духовного, возможно только при условии глубокого смирения, благоговения пред Творцом и Промыслителем, постоянной молитвы и покаяния". С этих позиций мы и попытаемся оценить сборник статей В. Вейника. Наши замечания мы разделим на две группы: а) относящиеся к науке и б) относящиеся к трактовке явлений духовного мира с «научных» позиций В. Вейника.

        Профессор Вейник утверждает, что с двух открытий, совершенных в науке в наше время, начинается истинная наука. Первое - открытие Ивана Панина, который математическим путем доказал, что Библия (Ветхий и Новый Завет) написана одним разумом, а именно - Богом. Второе открытие изложено в книге В Вейника «Термодинамика реальных процессов» Его сущность заключается в обнаружении хронально-метрических явлений, которые объясняют все: и существование духовного и материального мира, и связь между ними.
        Что касается открытия Ивана Панина, то оно не вмешивается в дела Божии и не пытается их объяснять со своих позиций. Оно подтверждает (в который раз!), что Бог существует.
        Рассмотрим теперь теорию В. Вейника. Он понимает под пространством некое метрическое (!) вещество, главным свойством которого есть протяженность и порядок положения. "Отсутствие в составе тела метрического вещества лишает его свойств протяженности, оно становится внеметрическим, всепроникающим, как бы «размазанным» по объему пространства, вездесущим и неощутимым» (хотя, если это - вещество, то оно должно быть дано и в ощущении). Второе понятие общей теории В. Вейника возникло на основании библейского текста, в котором говорится, что у Господа один день как тысяча лет и тысяча лет — как один день. Это положение много раз обсуждалось и в богословской, и в научной литературе и нашло свое позитивное разъяснение. Однако, по мнению Вейника, понимание этого положения возможно только «в том единственном случае, если за время ответственно некое особое хрональное вещество, придающее телам, в состав которых оно входит, свойства длительности и порядка последовательности, причем именно длительность может быть сколь угодно растянута и сжата. Отсутствие хронального вещества делает тело внехрональным, вневременным и вечным» На основе таких «открытий» автор теории делает выводы о нарушении закона сохранения количества движения и несостоятельности второго начала термодинамики и понятия энтропии.
        И до В. Вейника существовало много попыток опровергать фундаментальные законы природы, установленные Богом, и отрицать их значимость, но все эти попытки оказались безрезультатными. Что касается теории тепловой смерти Вселенной, несостоятельность которой, как считает В. Вейник, впервые им установлена как следствие «неправильности» второго начала термодинамики, то на самом деле именно на основе правильного понимания второго начала от этой теории отказались уже более полувека назад. Современное развитие термодинамики только подтверждает справедливость ее фундаментальных положений и возможность описывать с их помощью все процессы, происходящие в природе, в том числе процессы эволюции в мертвой и живой природе.
        Автор с большим пренебрежением пишет о крупных теоретиках, работы которых создали основу современной человеческой цивилизации, - об ученых XIX и XX веков Максвелле, Эйнштейне, Дираке, Боре и др. По его мнению, такие ученые, опередившие свое время и указавшие новые пути в науке, как Гейзенберг, Дирак, Планк, Шредингер, получили Нобелевские премии за «угаданные» уравнения. Что касается современной науки, то тут достаточно привести высказывание самого В. Вейника: "Абсолютно убежден, 99,9 % науки исходит от сатаны и используется только для того, чтобы как можно эффективнее убить человека, то есть состоит на службе у нечистой силы. Верного представления о времени и пространстве не было в течение тысячелетий", то есть до открытия В. Вейника.
        Уровень понимания проф. В. Вейником современных проблем физики виден из его примера, "уничтожающего" теорию относительности. Примером научной безграмотности проф. В. Вейника может служить утверждение о том, что хрональное излучение может перевести гамма-лучи в видимую область спектра. Это утверждение свидетельствует о полном непонимании В. Вейником волновой природы света. Уместно еще вспомнить утверждение В. Вейника о том, что в домашних условиях (где он проводил свои опыты) возможно с помощью крутильных весов измерять массу с точностью до миллиардной доли грамма, о возможности создания вечного двигателя с КПД 100 % и пр. (Напомним, что заявки на изобретение вечного двигателя не принимаются патентными ведомствами всех стран уже около века).
        Примерами такой безграмотности полна вся книга, и все их привести невозможно, да и не нужно. При этом везде проводится мысль о том, что в основе всех процессов на земле лежат хронально-метрические явления, суть которых автор понял, изучая Библию, что, в конце концов, и определило, почему он стал верить в Бога!
        Остановимся более подробно на физической сути хронального излучения. В. Вейник все время говорит о своих опытах, в которых им было исследовано хрональное излучение, ни разу не объясняя, с помощью каких средств это излучение было им обнаружено и изучено. Он доказывает, что хрональное излучение исходит даже от портретов живых и мертвых людей, но природу этого излучения он не рассматривает. Неясно, одинаковое ли оно для всех людей или разное, и если так, то в чем различия. О метрическом веществе говорится меньше и еще более туманно.
        Главное, что утверждает проф. В. Вейник - это то, что только открытие им хронально-метрических явлений доказало существование тонкого духовного мира (мира духов добра и зла). Мы же думаем, что существование этого мира уже было многократно доказано в святоотеческой литературе. С точки зрения своей ОТП (общей теории природы), т.е. хронально-метрических явлений, автор объясняет такие факты, приведенные в Библии, как проглатывание китом пророка Ионы, остановку солнца Иисусом Навином и др. Эти явления уже давно объяснены на научном языке и новых сомнительных доказательств не требуют. Между тем, В. Вейник пытается объяснить все «непонятное» в Библии только на основе своей теории.
        Мы, однако, не будем останавливаться на вопросах, связанных с трактовкой явлений духовного мира в книге В. Вейника, поскольку здесь он либо не вносит ничего нового по сравнению с тем, о чем уже писали в соответствующей литературе, либо делает совершенно необоснованные заключения. Например, он пишет: "Бог никогда не прибегает к непосредственному воздействию на каждую отдельную личность, если может воспользоваться заложенными Им в человека автоматически срабатывающими естественными механизмами регулирования. Крайне интересен хрональный механизм автоматического заболевания тела под действием совершенных человеком грехов, здесь стыкуются уже телесные и духовные законы". Комментарии излишни. Далее приводится перечень причин, вызывающих отдельные болезни. Например, "недорасход умственной энергии приводит к радикулиту, нереализованное властолюбие - к астме, национализм - к белокровию, удар по самолюбию - к насморку и гриппу" и т. д. Как все это согласовать с положением о том, что Господом попускаются болезни по грехам нашим и для вразумления людей?! На основании таких перлов "богословия", рассыпанных по всем страницам исследуемой книги, можно думать, что профессор В. Вейник смирением не отличался, его обуяла гордыня - смертный грех. Это и могло привести его к ослеплению, а ослепление - к отрицанию всей науки. Его "труды" по термодинамике еще много лет тому назад были отрицательно встречены учеными, работающими в этой области, и сурово раскритикованы.
        Рассматриваемая книга показывает невежество ее автора и в вопросах современного естествознания. Нельзя выводить веру в Бога из термодинамики вообще, а тем более из ложной. Выдвигаемые им концепции противоречат всему многовековому опыту мировой науки и не могут служить основой нового научного мировоззрения, хотя сам автор убежден в противном. Что же касается "декодирования" библейских текстов с точки зрения хронально-метрических явлений, то оно является просто кощунственным. Автор книги, преисполненный гордыни, выводит из Библии антинаучные и лживые взгляды. Между тем, современная наука не расходится с Богом, что легко видеть хоть бы на примере книги О. В. Тупицина "Верую и исповедую" (Лествица, 1998).
        Книга В. Вейника есть плод самомнения и невежества в вопросах физики, теории относительности, теории строения материи, физиологии и пр. Она может только оттолкнуть от Церкви, особенно людей образованных. Такие книги, как книга В. Вейника, выводят из Священного Писания нечто, находящееся в полном противоречии с мировой наукой. Еще более печально, что отрывки из этой книги постоянно перепечатывают православные издания, например, «Спасите наши души», SOS, и, возможно, другие. В выступлении на юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ патриарх Алексий II обратил внимание на «порочную практику издания «популярной» религиозной литературы с грифом «Издано по благословению Патриарха». Проблема не только в том, что такого благословения может быть и не было, но и в том, что такая литература часто способствует возникновению суеверий, страхов, искаженных представлений о духовном и материальном мире».

Справка:

Липатов Юрий Сергеевич (1927 г.р.), доктор химических наук, профессор, академик Национальной Академии Наук Украины.

Липатова Татьяна Эсперовна (1924 г.р.), доктор химических наук, профессор.


Ответ на статью Ю.С. Липатова и Т.Э. Липатовой
«О книге проф. В. Вейника "Почему я верю в Бога..."»

Вейник В.А.

18.01.2005 в 08:18.

        Уважаемые Липатовы, Юрий Сергеевич и Татьяна Эсперовна.
        Рассыпаясь в адрес А.И.Вейника такими традиционно сталинскими терминами, как «научная безграмотность», «антинаучные и лживые взгляды» и пр., Вы невольно наводите на мысль о том, что книга «Термодинамика реальных процессов» (ТРП) Вам оказалась не по силам. Вы не расстраивайтесь, со всяким бывает, даже с докторами химических наук. Попробуйте прочитать ее снова, может быть даже несколько раз, подключите остатки логики, которой Вы наверняка блистали в прошлом. Думаю со временем Вам станут понятны идеи А.И.Вейника. Кстати, он написал довольно много книг на эту тему. Не осилите ТРП, спросите в библиотеке какую-нибудь попроще...
        Вы пишете: «Его "труды" по термодинамике еще много лет тому назад были отрицательно встречены учеными, работающими в этой области, и сурово раскритикованы». Во-первых, все правильно, но встречали-то его ведь такие как Вы, а может быть и Вы в их числе. Зачем же авторитетно ссылаться на собственную пакость. Во-вторых, может быть Вы укажете своим «святоотеческим» пальчиком на какую-нибудь другую теорию, кроме «ОТП (общей теории природы)», в которую в качестве частных случаев входили бы все существующие теории?
        Ну, а гипотеза А.И.Вейника о реальности «духовного и материального мира, и связи между ними» вполне оригинальна, более того правомочна, и именно с точки зрения его теории, а не Вашей или кого-либо другого. Или гипотезы можно выдвигать только с Вашего дозволения и Вам подобных?
        Между прочим, любая гипотеза требует огромной работы по доказательству ее достоверности, тем более такая, затрагивающая святая святых религии.
        «Нетрадиционных» фактов кругом хоть пруд пруди, но только А.И.Вейник смог предложить способ объединить их под единым крылом своей теории... Но! Тут же на пути взметнулся стойкий оловянный академик и возмущенно воскликнул: «Нельзя выводить веру в Бога из термодинамики вообще, а тем более из ложной»...
        Раз уж почиваете на лаврах, таки спокойной Вам ночи и не надо в память о былых временах участвовать в травле ученого. Ценные идеи рождаются, несмотря на запреты, живут самостоятельной жизнью и, смею Вас уверить, найдут себе достойное место, причем в недалеком будущем.

        Примечание: 26.01.2005 отзыв с сайта (http://www.kiev-orthodox.org/) исчез.