Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Вера

2004. Якушевский Е.Л., Якушевская Т.Т., "Принцип Троицы в теологии и современном естествознании".


Принцип Троицы в теологии и современном естествознании.

Якушевский Е.Л., Якушевская Т.Т.

«Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.11294, 22.06.2004.
http://troica.at.tut.by/egu.html


        Вступление.

        Мы убеждены, что противоречия между разумом и верой нет, что исключать теологию и изучение библии из образования современного человека нельзя - как и экономику, социологию, логику и информатику.
        На этом семинаре мы хотим затронуть тему тесной связи, взаимопроникновения и обогащения науки и теологии.
        Сначала знание и вера были неразделенные. знания были уделом жрецов, посвященных. Затем знания и вера разделились. Накоплением знаний стала заниматься наука, а веру поддерживала и развивала церковь. К 18 веку разрыв настолько был велик, что появился атеизм - знание без бога, а некоторые церкви попытались отгородиться от достижений цивилизации (мормоны, старообрядцы)
        Неправильно было бы предположить, что все ученые были атеистами, а все верующие невежды. Торуньский архиепископ Коперник пользовался поддержкой церковных властей, и никаким преследованиям не подвергался. При жизни Коперника поддержали Миддельбургский еп.Павел, кардинал Шомберг и еп. Тидеман Гизе, профессор математики Иезуитского колледжа в Риме Клавий и автор григорианской календарной реформы Клавдий.
        Или вот небольшая но показательная цитата. Чарльз Дарвин (1809-1882), естествоиспытатель: «Невозможность признания, что великий и дивный мир с нами самими, как сознательными существами, возник случайно, мне кажется главным доказательством существования Бога
        Однако тенденция на противопоставление веры и разума была.
        С начала 20 века стала возникать новая тенденция: стали появляться вполне светские науки, изучающие вероисповедание, как область человеческой деятельности (религиоведение, изучение феномена религии в контексте культуры), а с другой стороны атеисты стали пытаться общаться с сверхъестественными силами - оккультизм, теософия, попытки создания новых церквей.
        Дальше больше. Физики доказали существование бога, а атеисты (СССР) скопировали церковные традиции (первомайские демонстрации как плагиат крестного хода на пасху)
        Надо отметить, что разрыв науки с верой привел к кризису обоих. В церкви возникли харизматические движения, которые пытались найти новые откровения (знания через мистику, это сомнительные даже с точки зрения церкви знания). Наука ограничила сама для себя познаваемость мира (проблема объективности фактов, и кому нужна такая наука, которая не объясняет мир?)
        Почему произошел кризис и почему возникло движение навстречу? Мы считаем, что это связано с особым свойством, которым обладает информация:
        * мир триедин;
        * материя существует в веществе, энергии и информации;
        * человек - единственное существо, которое может создавать собственную информацию, которая не связана с носителем (как и информация в природе).
        Назовем такую информацию искусственной, а существующую вне человека - объективной. Все сущее каким то образом обрабатывает информацию, но она всегда связана с носителем (например, инстинкты).
        Уменьшение ии в науке (в целом, естественно): т.н. информационный взрыв - когда много мнений по поводу какого-либо факта, а существование самого факта остается под вопросом.
        Христианство в отличие от науки имеет незыблемый фундамент - библию и любая христианская наука в конечном итоге проверяется именно той информацией которая есть в библии. У науки такой опоры нет. Можно сказать, что в христианстве ои всегда не равна 0, чего не скажешь про науку (научный коммунизм).

        Троичность материи и троичность Бога.

        Материя имеет три атрибута - вещество, энергию, информацию.
        Триединая сущность материи-
       1. масса
       2. энергия
       3. информация
        - носит характер органический, т.е. обусловлена организацией объектов.
        Информация, энергия и материя не существуют по отдельности, но они не привязаны к конкретному носителю. Это позволяет говорить об их самостоятельном существовании. Нет абсолютной энергии или абсолютной информации или материи не содержащей информацию и энергию. XX век, как пожалуй никакой другой век, показал, что как только мы выходим в своем научном познании за границу этого мира сразу же вступаем в область абсурда с точки зрения обыденного сознания. В качестве примера я вам зачитаю одно из интересных высказываний.
        Й. Ратцингер пишет о дуализме современной физики (Шредингер- волна/частица). Однако если внимательно рассмотреть пример того же электрона, то мы увидим не дуализм, а тринитаризм. Пока электрон летит он нам невидим, и мы не знаем - он волна или частица. Если мы его увидим (т.е. остановим) мы все про него узнаем, но электрон перестанет существовать - превратится в чистую информацию. Налицо триединство- частица(материя), волна (энергия), информация.
        То же самое Троица - мы не видим ни Бога, ни Духа, видим лишь Христа (и Слово стало плотью и обитало меж нами...)
        Удивительный закон.
        Это верно для электрона и для народов - есть возможность фиксации либо в пространстве и возможность развития во времени либо фиксация во времени и возможность развития в пространстве. Нельзя найти следы существующих цивилизаций.
        Пресвятая Троица есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Бог бесконечен, мы существует в ограниченном мире - в пространстве и времени. Т.о. мы не можем воспринять Бога полностью, а лишь некоторую ограниченную часть.
        Последующие материалы - попытка установить связь между Пресвятой Троицей и отражением присутствия Ее в нашем мире. Бог существует объективно, но наше сознание не может его воспринять, как, например, нельзя на плоскость вместить трехмерный объект, кроме как проекций, схематического рисунка или некоторого описания.
        Иоанн Павел-II писал в «fides et ratio» что актуальная задача богословия - открытие тайны Триединого Бога. в то же время в тринитарном богословии наблюдается явный застой если не со времен Оригена.
        Вообще интересная была реакция на учение о Троице. Начиная по крайней мере, с конца первого века до настоящего времени пытались подсказать, может быть вы так понимаете, что Бог-то один, но Он являлся в различных образах, то являлся миру как Отец, то как Сын, то как Дух Святой? Христианство говорит: «Нет. Это ересь». Но может быть, это просто тогда силы различные единого Бога? Сила, которая воспринимается нами, то как Отца, то как Сына, то как Духа Святого? Христианство говорит - нет. Ересь. Может это просто три Бога? Но три Бога, но очень близкие, ну всего три Бога. Христианство говорит: «Нет. Ересь». Так простите, что вы тогда проповедуете? О чем вы говорите тогда? Это - ересь, то - ересь, третье - ересь. Я вам скажу, что вплоть до двадцатого века, такой характер христианского учения о Троице вызывал психологический протест.
        Но я сейчас вам хочу показать, вот что такое учение о Святой Троице, т.е. о Боге, которое предлагает христианство действительно не имеет прецедентов в истории. В связи с этим я приведу вам те представления о Боге, которые кажется, являются ближайшими аналогами, приближающимися к учению о Святой Троице. И обычно при самом поверхностном и самом отдаленном приближении люди ничего не знающие говорят: «А вот Троицы были такие-то». При достаточно далеком и темном взгляде, может кто-то и сумеет найти что-то общее между христианским учением о Боге и тех Троицах, которые были в языческом мире или возникли. Первый из них, наиболее распространенный аналог, это так называемая семейная Троица. Их мы находим бесчисленное множество в древнем языческом мире. Бог, богиня, боженек. Находим в Греции, находим в Риме, находим в Египте, находим в Индии. Вот и посмотрим, не от сюда ли возникло христианское учение о Троице, уж очень похоже. Здесь три и там три. Здесь Отец и там Отец. Там Сын и здесь Сын. Уже все, осталось последнюю точку поставить и тут вдруг христианство дает сбой. Богини нет (вот искушение). Причем, если в семейных триадах богиня-то стоит на втором месте, то здесь на втором стоит Сын. Нет, только подумайте, самого главного и нет, без чего семьи и быть не может. Совсем не то, когда сравнить семейную триаду с христианской Троицей. Во-первых, если бы действительно, это было женское начало, то наверное Дух Святой был бы всегда на втором месте. Отец, Дух Святой и Сын. Мы этого не знаем. Во-вторых, в истории церкви нет нигде ни малейшей мысли о тот, чтобы Дух Святой был порождающим Сына началом.
        Но для полноты картины назову еще некоторые из них. Речь идет об известной индуистской Тримурти. Что это такое? Я бы сказал исповедуется Бог Троица через черточку Брахма - Вишну - Шива.
        В учении о Троице отцы Церкви дали догматически безупречное решение стоявшей перед ними проблемы — выразить одновременность в Боге и монады и триады. Эта триединость очень сжато и четко выражена в первом послании апостола Иоанна: «Ибо три свидетельствуют о небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин., V, 7). Неудивительно, что эту триединость не уставали подчеркивать и отцы Церкви. Св. Григорий Богослов в своем Слове на Крещение говорит: «Я еще не начал думать об Единице, как Троица озаряет меня Своим Сиянием. Едва я начал думать о Троице, как Единица снова охватывает меня». В последнем высказывании хотелось бы обратить внимание на слово «думать». Триединость была для того времени понятием, отсутствовавшим у классиков философии, и требовала серьезных размышлении, чтобы постичь ее суть, насколько это вообще возможно, когда говорят о принципиально непостижимом, о Боге.

        Пресвятая Троица и принцип троичности в научной классификации.

        Размышления о триединости всегда вызвали целый поток недоумения, сомнений и ересей.
        Человеческий ум всегда стремится понять высказываемое утверждение. «Понять» означает включить это утверждение в совокупность истин, подтверждаемых повседневной человеческой практикой, в конечном счете, согласовать его с рациональной формальной логикой. Кажущаяся несогласованность догмата с формальной логикой толкала многих на еретические построения.
        Здесь не место обсуждать возникавшие в течение столетий недоумения и ереси, об этом можно узнать из истории Церкви. Достаточно зафиксировать состояние проблемы в XX в. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что свойства Троицы можно разбить на два класса: логические и нелогические. К логическим можно отнести такие, как триединость, единосущность и т.д., а к нелогическим - такие, как живоначальность, святость. Будем рассматриваться лишь логические свойства Троицы, и вовсе не потому, что они важнее, а потому, что именно они вызывали недоумения и ереси. И это вполне естественно. Когда мы говорим о святости Троицы, то нам не с чем из повседневной жизни сравнивать ее, святость свойственна лишь божественному. Но когда речь заходит о триединости, то человеческий ум невольно ищет аналогии в повседневной жизни, хочет увязать это понятие с формальной логикой.
        Раушенбах в своей статье показал, что логика Православного учения о Троице не противоречит тому, что мы знаем из природы.
        «Столкнувшись с таким затруднением, многие богословы в течение сотен лет пытались найти выход из подобного положения. В основном здесь прослеживаются два пути, причем в обоих случаях триединость считалась очевидным логическим абсурдом. Первый путь сводился к утверждению, что эта алогичность вполне допустима, поскольку речь идет о Боге, который, в принципе, непознаваем. Если человеческому уму это кажется непонятным, то так и должно быть. Второй путь сводился к утверждению, что Бог слагается не из трех Богов, а из трех Лиц, и тогда логическая абсурдность исчезает, как, например, в утверждении, что один букет составлен из трех цветков. Но теперь возникает противоречие с Символом веры, в котором каждое из трех Лиц названо Богом. Как видно из сказанного, это тоже не решение вопроса.
        Мне удалось показать, в чем заключалась логическая ошибка сторонников второй точки зрения и как надо в этом случае правильно рассуждать, чтобы доказать, что понятие Троицы логически безупречно, даже когда три Бога составляют одного Бога. Я сказал себе: будем искать в математике объект, обладающий всеми логическими свойствами Троицы, и если такой объект будет обнаружен, то этим самым будет доказана возможность логической непротиворечивости структуры Троицы и в том случае, когда каждое Лицо является Богом. И, четко сформулировав логические свойства Троицы, сгруппировав их и уточнив, я вышел на математический объект, полностью соответствующий перечисленным свойствам, - это был самый обычный вектор с его ортогональными составляющими...».
        Многие богословы предупреждали, что попытки рационализации догмата о Троице очень опасны, так как, в конечном счете, ведут к возникновению различных ересей. Не была ли и здесь такая попытка рационализации? Ответ на этот вопрос может быть только отрицательным. Векторная модель, о которой шла речь, никакого отношения к богословию и догматам не имеет, она имеет отношение только к формальной логике. Целью рассмотрения было показать, что формальная логика допускает существование триединых объектов, по своей логической структуре аналогичных Троице, и при этом никаких антиномии не возникает.
        У кого-либо может возникнуть впечатление, что векторная модель троичности является еще одной из возможных иллюстраций триединства Бога. Это совершенно не так. Многочисленные известные сегодня иллюстрации троичности, которые начали возникать одновременно с формулированием троичного догмата и которые должны были приблизить человеческое понимание к существу Троицы, носят поэтически-образный характер. Как правило, они очень образны и красивы (три свечи, разливающие нераздельный свет; корень, ствол и плод единого дерева; солнце, его лучи и полученный на Земле свет и тому подобное), но совершенно не доказательны. Каждая из известных иллюстрации поясняет, как правило, какое-либо одно качество Троицы, оставляя другие без внимания. И, тем не менее, их красота и образность делают их по-прежнему привлекательными. Что касается векторной модели, то это не модель Троицы, а лишь модель логической троичности, но зато это не иллюстрация, а доказательство (что много 6ольше).
        Приведем другую модель. Представим себе источник электрического напряжения, проще говоря - розетку, в которой напряжение определённым образом меняется во времени. Это изменение напряжения содержит в себе некоторую информацию, например, некоторые сигналы в определённой кодировке. Эта непрекращающаяся информация будет аналогом Бога или Истины, а содержащий её источник напряжения будет аналогом Отца.
        Если к источнику напряжения подключён проводник электрического тока, то в этом проводнике порождается ток, причём он меняется во времени точно так же, как и напряжение в источнике и, следовательно, содержит ту же самую информацию, выражает ту же самую Божественную Истину. Проводник с током является аналогом Сына. Отец рождает Сына подобно тому, как источник напряжения порождает электрический ток в проводнике. Это аналогия предвечного рождения Сына от Отца.
        Источник напряжения и проводник с током при этом излучают электромагнитные волны, причём они меняются во времени в полном соответствии с изменением напряжения в источнике и тока в проводнике. Следовательно, по нашей аналогии, электромагнитные волны содержат ту же самую Божественную Информацию. Электромагнитное излучение является аналогом Святого Духа. Данная аналогия соответствует формуле об схождении Святого Духа «от Отца через Сына».
        Электрический ток может возникать в проводнике и в том случае, когда на последний падает электромагнитное излучение. Это происходит, например, в антенне радиоприёмника. Так как электрический ток в данной аналогии соответствует Сыну, а электромагнитное излучение является аналогом Святого Духа, можно сказать, что рассматриваемый процесс является подобием рождения Сына от Святого Духа во плоти.
        Что в этой аналогии является собственно Богом, сущностью Бога? Бог, Истина - это непрерывная живая информация, содержащаяся в источнике напряжения, электрическом токе и электромагнитном излучении, одна и та же в этих трёх реализациях. В этом смысле три реализации информации «единосущны» и являются подобием трёх Божественных Лиц. Эта информация едина, но её нельзя исчислять, нельзя сказать, что она «одна» или что их «три». Вопрос: «сколько информаций здесь имеется?» не имеет смысла. Аналогично, исчисление Бога лишено смысла.
        Мир, как известно, состоит из множества взаимодействующих объектов.
        При этом каждый объект, независимо от степени его сложности, проявляет себя тройственным образом
        1. испытывает на себе внешние воздействия,
        2. изменяется под внешними воздействиями,
        3. сам воздействует на окружающую среду.
        Во многих сочинениях, связанных с Троицей, в частности, в книге о. Павла Флоренского, приводится ряд интересных мыслей о той роли, которую играют триады в пашей жизни. Он приводит примеры пространства (три измерения), времени (прошедшее, настоящее, будущее), указывает на то, что существует три грамматических лица, что жизнь разума тоже троична (тезис, антитезис, синтез). Приводит о. Павел и другие примеры. Теперь к этому можно добавить, что особую роль в мире играют не только триады, но и триединость, проявляющаяся буквально повсюду.
        Известны три основных этапа развития производительных сил
        1. орудийное производство,
        2. машинное производство,
        3. автоматизированное производство
соответствуют трем уровням развития производственных отношений
        1. ремесла,
        2. технологии,
        3. информатизация
которые в свою очередь соответствуют трем видам общественного производства, известным под названиями
        1. доиндустриальное общество,
        2. индустриальное общество,
        3. постиндустриальное общество
        Очень точный и существующий в действительности аналог троичности Бога-триединство нашего собственного сознания, рассматриваемого «метафизически», т.е. отдельно от частных вопросов особенностей восприятия внешнего мира человеком. Сознание наше подразделяется на сферы воли, чувств и разума. Этим понятиям можно дать ясные описания, и главное, привязанные к нашему опыту, хотя и внутренне-субъективному, никакими приборами не измеряемому, но в этой субъективности обладающему сходством на множестве людей. Подразделение сознания на волю, чувства и разум принято и в психологии
        В основе одного из самых современных подходов к управлению персоналом, носящего название троично-матричного анализа, лежит достаточно простой принцип. Каждого человека можно рассматривать как триединую сущность. Это как бы треугольник вида «творческие способности - организаторские способности - исполнительские способности»
        Таким образом, когда человек взаимодействует с другим человеком, можно считать это соприкосновением личностных треугольников сторонами (гранями) между собой. В дальнейшем условимся использовать этот термин - «грани» - для обозначения определенных выше типов способностей. С другой стороны, взаимодействие людей в группе можно рассматривать в виде триады отношений - «психология-социология-экономика».
        В заключение хочется отметить одно обстоятельство. Математическая модель триединости (так же, как и электрическая) не была придумана специально для согласования ее с логической структурой Троицы. Даже если бы она и была специально придумала, то доказательная сила от этого не уменьшилась бы. Однако она была не придумана, а обнаружена в естествознании и это говорит о многом. Вектор, как известно, лежит в основе многих естественных наук. Вектором является сила, скорость, ускорение, механический момент, на векторах держится учение об электричестве и магнетизме и т.д.
        Но это означает, что триединость буквально пронизывает всю природу. Эта свойственная природе триединость не есть что-то формально-правильное, но мало кому нужное. Люди постоянно опираются на то, что при известных условиях монада и триада суть одно и то же. При общих теоретических рассуждениях нередко пользуются понятием монады, например, говорят о силе действующей на конструкцию, но когда возникает необходимость расчета этой конструкции на прочность, то для осуществления таких расчетов приходится переходить к триаде - к трем составляющим этой силы.
        Более того, как показано выше, триединость не исчерпывается естественными науками - это понятие лежит в основе и современной психологии, и социологии. Да и сами естественные науки, такие как теория информации, теория передачи сигнала (Шредингер) или теория больших систем - тоже пронизаны идеологией триединости.
        Таким образом, можно вывести три основополагающих тезиса, общих и для богословия и для науки.
        * единство закона - закон один и он един для всего (христианство - вначале было слово, дзэн - все в одном, одно во всем)
        * дуализм информации - информация делится на объективную и субъективную (искусственную)
        * триединство всего - для описания любой системы необходимо и достаточно трех компонентов (неизбыточность).
        Из чего вытекает возможность (и по нашему мнению- необходимость) создания на основе догмата Троицы и приведенных выше тезисов единого богословско-философского метода (и понятийного аппарата) для описания как материальных, так и духовных феноменов.
        В данном материале мы рассмотрели отражение присутствия Троицы в нашем мире. Однако тема имеет интересное прикладное продолжение. Сделаем попытку взять некоторый ограниченный масштаб и рассмотреть присутствия Бога в выбранном масштабе. Почему будет сделано такое ограничение — понятно, иначе, если мы будем описывать материю или Бога без учета некоторого масштаба (макро, микро и воспринимаемого непосредственно), то речь будет идти о философском аспекте материи и Бога. При рассмотрении вещества на микро уровне, применяются другие подходы, чем при рассмотрении на уровне молекулярном, и т.д. мы выбираем макро уровень и предполагается следующее соответствие:
        * между Богом Отцом - и веществом,
        * между Богом Сыном - и информацией,
        * между Богом Духом Святым - и энергией.
        Это позволит изучать свойства одной триады, используя уже известные свойства другой, и таким образом глубже понимать их сущность.

Примечания.

       1. Лосский В.Н. Догматическое богословие.
       2. Свящ. Павел Флоренский, Столп и утверждение Истины.
       3. Трубецкой Е.Н. Свет Фаворский и преображение ума.
       4. Прот. Владимир Глиндский. Основы христианской православной веры.
       5. Прот. Сергей Булгаков. Православие.
       6. Акад. В.Раушенбах. Логика троичности.
       7. Кард. Йозеф Ратцингер. Введение в Христианство.
       8. Иоанн-Павел II вера и Разум.
       9. Дж. Маринетти. Человек, Бог, Вселенная.
      10. А.Амман. Путь отцов - краткое введение в патристику.
      11. Десслер Г. Управление персоналом.
      12. Якушевский Е.Л. Троично-матричный анализ: принципы и практика применения.

Справка:

Якушевский Евгений Леонидович, заместитель директора по научной работе ЗАО «Сконти». Руководитель группы по проектированию комплексных информационных систем управления предприятием (MRP/ERP/CRM). E-mail: ewgy@tut.by
Якушевская Татьяна Тимофеевна, координатор проектов по проектированию комплексных информационных систем управления предприятием (MRP/ERP/CRM).
E-mail: tanjat@tut.by