Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Вера

2010. Вейник В.А., "Духовность России. Быть или не быть - таков вопрос".


Духовность России. Быть или не быть - таков вопрос.

Вейник В.А.

Рукопись, 18 ноября 2010 года


"Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму,
нежели свет, потому что дела их были злы" (Ин.3:19).

        В XXI век человечество шагнуло в составе трех отрядов: монотеистов (в основном христиан и мусульман), разношерстников (в основном верующие из южной Азии и Африки) и никчемников (атеистов "без царя в голове"). По статистическим данным, например, на конец 2007 года в мире проживало 2,1 млрд. христиан, 1,3 млрд. мусульман, 900 млн. индуистов, а также 376 млн. буддистов, 394 млн. даосистов и 1,1 млрд. атеистов.
        Если сравнивать общечеловеческие ценности, от которых зависит не только мир, но и само существование жизни на Земле, то совершенно очевидно лидерство религии (монотеизма) в сравнении с беспринципным атеизмом, для которого материальное благополучие и физическое здоровье стоит на первом месте. Краткий обзор догматики монотеистов и атеистов представлен в книге "Очерки основных философских направлений" [ВВА].
        Монотеизм практически сразу, с момента его образования (X-XII века), разделился на несколько течений, противоборствующих только по политическим мотивам.
        Отсутствие научно проработанных основ теологии, к превеликому сожалению, привело к созданию многих Священных писаний. Разница между ними только в том, какие жизненные принципы они внушают своим верующим, а также меру агрессивности по отношению к иноверцам и иноземцам. Кроме того писания включают в себя несовпадающие моральные нормы (часто говорят "морально-этические" нормы, но это тоже самое, что "масло масляное"). Различие в заповедях позволяло и позволяет до сих пор удерживать прихожан в одной общине и возводить "непреодолимую стену" для того, чтобы они не ушли в другую веру вместе со своими денежными взносами.
        Примечание:
        Теология (греч. theos - бог + logos - слово, учение) - наука о Боге, правильнее о Духе, т.к. считается, что греч. theos < от индоевроп. основы dheus, dhous, dhues, dhus < корень dh в значении дух. Если не "кривить душой", то греч. theos - бог < др.-слав. духъ - душа, разум, настроение, дуновение, ветер, испарение. Энциклопедии утверждают, что теология, равно как и богословие, - учение о религиозных догматах и заключённое в их рамки философское мышление, призванное эти догматы защищать и обосновывать.
        Мораль (лат. moralis - моральный, нравственный, этический < mos, moris - обычай, нрав, предписание) - с 18 века, совокупность нравственных норм.
        Этика (греч. ethika < ethos - обычай, нрав, характер), раньше ифика, наука, изучающая мораль, нравственность.
        Не вдаваясь в отличительные признаки конфессий (лат. confessio - исповедание веры), наиболее близкими к "правильному" пониманию идеи единобожия можно считать сикхов (на языке хинди сикх - ученик), которых насчитывается по всему миру более 22 миллионов (девятая по величине религия в мире).
        Но я русский (не россиянец!), православный, мои деды по материнской линии - сплошь священники, упоминания о которых удалось проследить вплоть до походов на Казань Иоанна IV Васильевича (прозванного Романовыми Грозным). По сей простой причине буду придерживаться Библейского канона, хотя отнюдь не считаю, что он есть "притча во языцах".

        Человек.

        По большому счету, человек представляет собой "чёрный ящик", т.е. систему, механизм работы которой очень сложен, даже неизвестен. Такая система имеет некий "вход" для ввода информации и "выход" для отображения результатов работы. Состояние выходов обычно функционально зависит от состояния входов. Древние неизвестные теологи провели, выражаясь современным языком, "системный анализ" поведения человека в коллективе. Они разработали набор заповедей (наставлений, правил), призванных обеспечить не только нормальную (безбедную) жизнь каждого человека, но и всего общества в целом. Это было чрезвычайно важным шагом в условиях чисто животного существования людей (царствования закона силы и сексуального беспредела), доведенного до грани вымирания под напором смертоносных эпидемий и непрерывных войн.
        Замечу, что среди "разношерстников" встречались отдельные политеистические верования, сумевшие по тем или иным причинам выработать "правильные" законы общественной жизни, удерживающие свой народ в рамках "взаимной справедливости" (например, славянские племена). Кстати, это помогло им довольно долго сопротивляться безумному и развращающему давлению "технического прогресса".
        "Отсюда понятно, что в XV-XVI веках в маленькой Европке параллельно с зарождающимися капиталистическими отношениями происходило утверждение новой идеологии - монотеизма в образе христианства, без которого сплотить стаи людей в безликую трудящуюся массу совершенно невозможно. Звериным началам человека, войнам и эпидемиям можно было противопоставить всем понятный набор простейших заповедей, четкое разделение понятий добра и зла, а также праведную любовь друг к другу, сродни со взаимопомощью.
        Навеки канонизировав поведение паствы, церковь упустила из виду последствия необычайной способности божьих тварей к размножению. Выжив после пандемий бубонной чумы (середина XIV века), оспы (с первых крестовых походов по XVIII век), сифилиса (XV век), человечество за пару-тройку сотен лет приободрилось и отказалось от христианской идеологии, встав на путь технологического развития. Материализм вкупе с атеизмом легко осилил духовную составляющую сознания и направил массы к своему изначальному состоянию - звериному (не путать с животным состоянием!)" [ВВА, п.1.2].
        Итак, по Библии "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего" (Прем.2:23). "Он сотворил человека и положил сердце его в средине тела, и вложил в него дух, жизнь и разум и дыхание Бога всемогущего, Который сотворил всё и созерцает всё сокровенное в сокровенных земли" (3Езд.16:62-63).
        Человек имеет три составные части: дух, душу и тело: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фес.5:23).

        Сосуд (тело, плоть, "биоскафандр").

        Человеческое тело создано из праха (др.-слав. прахъ - пыль от индоевроп. корня pers, pors, prs в значении прыскать, кропить, моросить): "И создал Господь Бог человека из праха земного" (Быт.2:7). "И все люди из праха, и Адам был создан из земли" (Сир.33:10).
    "Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом" (Иов.10:8); "Но ныне, Господи, Ты - Отец наш; мы - глина, а Ты - образователь наш, и все мы - дело руки Твоей" (Ис.64:8); "Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне" (Иов.10:10-12).
        Проще говоря тело (плоть, используя термин А.И. Вейника, "биоскафандр" [ТРП, стр.545]) - это живой (!) кусок мяса с костями. Однако с точки зрения библейских истин, это второстепенный, мало значащий объект. Библия видит в человеке не плоть, а некий "сосуд", предназначенный для выращивания духа:
        "Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми" (Деян.9:15).
        "Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога" (1Фес.4:4-5).
        "Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело" (2Тим.2:21).
        "Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах" (1Петр.3:7).
        "Не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!" (Ис.52:11).
        Естественно, что, будучи сосудом, сам человек ничего не может. Об этом предельно четко говорит Иисус Христос: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин.15:5). "Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?" (Лк.12:25-26).
        Сам по себе "ходячий" сосуд, естественно, управляемый душой, может довольствоваться малым, ибо цель его не жировать всуе, а предоставить "знание и разум" для Духа за отпущенное время жизни:
        "Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя" (Евр.13:5).
        "Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем" (1Тим.6:7-8).
        "Имея пропитание и одежду, будем довольны тем" (1Тим.6:8).
        "Главная потребность для жизни - вода и хлеб, и одежда и дом, прикрывающий наготу" (Сир.29:24).
        "Главное из всех потребностей для жизни человека - вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда" (Сир.39:32).

        Душа.

        Душа – это пикообъект (пикотело) хронально-метрического мира. Масса (метрика, размеры) вышедшей из тела души не равна нулю, но она достаточно тонка, чтобы свободно проникать сквозь стены и прочие преграды [ВВА-2007].
        Человеческая душа сотворена "вдухновением" Божьим: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7).
        "Человек обладает телом, душой и духом, они различаются составом и свойствами своих веществ. Душа призвана заботиться о теле, а дух общается с вышним миром. После успения тело ("биоскафандр") сгнивает, а душа с духом отделяются и продолжают жить, сохраняя все свойства личности. В физическом мире жизнь телу придают только душа и дух; никаких энергетических или полевых форм жизни не существует - это от лукавого" [ПВБ, стр.244].
        "Сосуд", управляемый только душой без участия духа, есть обыкновенное животное, о чем свидетельствует следующая цитата: "Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Галл.5:19-21).
        Душа человека находится в крови, о чем однозначно сказано в Библии:
        "Душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть её, истребится" (Лев.17:14).
        "Только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом; не ешь ее: выливай ее на землю, как воду; не ешь ее, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя, если будешь делать справедливое пред очами Господа" (Втор.12:23-25).
        "В связи с этим становится понятной та удивительная роль сердца как органа чувств и фильтра, через который прокачивается кровь, содержащая душу со всей поступающей извне информацией. Кровь, в свою очередь, распространяется через кровеносную систему по всему организму, включая и мозг. Окончательно интересующая нас цепочка передачи информации приобретает вид: Бог (или лукавый) - дух с душой - сердце с его системой кровообращения - мозг с его нервной системой - "биоскафандр" с его внутренними и внешними проявлениями. Невольно в бессилии разводишь руками, пытаясь осмыслить все невообразимое многообразие и сложность взаимных влияний духовного и телесного миров в человеке. Вот вам и психология!" [ПВБ, стр.110].
        "Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его" (Притч.16:9).
        "Он создал сердца всех их и вникает во все дела их" (Пс.32:15); "Господь знает все дела людей и начинания их, и помышления их и сердца их" (3Езд.16:55; 3Езд.16:64).

        Дух.

        Дух - это фемтообъект (фемтотело) внехронально-внеметрического мира. По характеру их взаимодействия с человеком известны только два типа фемтообъектов: духи добра (плюс-фемтообъекты, излучают положительное поле) и духи зла (минус-фемтообъекты, излучают отрицательное поле) [ВВА-2007].
        По мнению святителя Феофана Затворника (в миру - Георгий Васильевич Говоров, 1815-1894) "дух есть душа нашей души, призванный изнутри побуждать, двигать душу, крепко связанную с телом, к миру "горнему", небесному, вечному".
        При рождении человек автоматически получает душу, управляющую телом. Душа превращает тело в животное со всеми его материальными потребностями (кстати, весьма незначительными!). Дополнительно к телу и душе, каждому человеку придается "образ" (по-огородному, саженец, рассада), всего лишь чем-то напоминающий Святой Дух (Дух Бога). Это и есть "троица", определяющая суть человека. "Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (1Кор.2:11).
        В процессе жизни человек должен благоприобретенный "образ" превратить в дух, взяв за основу в качестве подражания Божий Дух. Что получится в конечном счете, зависит от каждого, от его выбора [ВВА, 5.7.3. Закон свободы выбора], под личную ответственность, т.к. за всё придется "платить". Человек заполняет свой "образ" мыслями, чувствами, словами и делами. Откуда они берутся? Всё перечисленное не сочиняется по прихоти (человек этого не умеет), а "диктуется нам извне ангелами добра и зла, являющимися служителями Бога и сатаны. Со стороны добра подсказка приходит к нам смиренно и кротко. А затем непрерывно, навязчиво и агрессивно силы зла стараются лестью и ложью склонить нас на свою сторону. Так что фактически мы почти всецело находимся в руках лукавого" [ПВБ, стр.60; ТРП, стр.542].
        "Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся" (Галл.5:16-17).
        "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона" (Галат.5:22-23).
        В идеале, при праведной жизни, человек становится храмом:
        "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы" (IКор.3:16-17).
    "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?  Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (IКор.6:19-20).
        Библия разъясняет, чем животное-человек отличается от человека-животного:
        "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может" (1Кор.2:14-15).
        "Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное" (1Кор.15:46).
        "Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное" (1Кор.15:44).
        "Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа" (Иер.17:5).
        Вне человека существуют два типа духов:
        - Дух Божий = Святой Дух = Дух Истины = Дух Добра = плюс-фемтообъекты, излучающие положительное поле;
        - дух антихриста = дух заблуждения = дух зла = минус-фемтообъекты, излучающие отрицательное поле.
        "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире" (1Ин.4:1-3).
        "Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам" (Ин:16:13).
        "Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения" (1Ин.4:6).
        "Дело в том, что рядом с нами и внутри нас существуют тонкий (пико-) и сверхтонкий (фемто-) миры и объекты. К первым относятся души, а ко вторым - духи. О душах и духах в Библии говорится так часто, что нет нужды приводить эти её свидетельства. Достаточно лишь добавить, что факт наличия духов вытекает из теории и фиксируется хрональными приборами методом изучения оставляемых духами следов в нашем видимом, временном, хронально-метрическом мире (см. книгу "Термодинамика реальных процессов"). Сами же духи являются представителями невидимого, вечного, внехронально-внеметрического мира.
        Для всего последующего весьма важно, что есть два типа духов: добра (Ангелы) и зла (падшие ангелы). У человека имеются собственные душа и дух, при крещении ему придается еще и Ангел-хранитель. По линии нечистых сил человек непрерывно "опекается" духами зла. Именно они выполняют роль упомянутых влиятельных сил. Однако их влияние подчиняется определенным "железным" законам, среди которых важнейшее место занимает вселенский закон свободы воли" [ПВБ, стр.58-59].

        Разум.

        С точки зрения диалектического материализма, "опираясь на рассудок, разум выступает как творческая познавательная деятельность, раскрывающая сущность действительности. Посредством разума мышление синтезирует результаты познания, создает новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания" [ФЭС стр.567].
        "Но Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена" (Иов.28:20-21).
        "Бог знает путь её, и Он ведает место её" (Иов.28:23).
        "Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум" (Притч.2:5).
        "Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение" (Иов.32:8).
        Разум. Во времена создания Библии под разумом подразумевалось в первую очередь добротолюбие, исполнение заповедей, святость:
        "И сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум" (Иов.28:28).
        "Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его" (Пс.110:10; Притч.1:7).
        "Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум" (Притч.9:10).
        "Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо" (Притч.19:8).
        "Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток" (Притч.13:16).
        Представляет следующее высказывание о разуме: Бог дал Ездре чашу, "которая была наполнена как бы водою, но цвет того был подобен огню" (3Езд.14:39).
        Ездра: "и когда я пил, сердце мое дышало разумом и в груди моей возрастала мудрость, ибо дух мой подкреплялся памятью; уста мои были открыты и больше не закрывались" (3Езд.14:40:41).
        Знание. "Но кто любит Бога, тому дано знание от Него" (1Кор.8:3).
        "Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится" (Притч.19:2).
        "Мудрость разумного - знание пути своего, глупость же безрассудных - заблуждение" (Притч.14:8).
        "Человек ученый знает много, и многоопытный выскажет знание. Кто не имел опытов, тот мало знает; а кто странствовал, тот умножил знание" (Сир.34:9-10).
        "Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность; послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы" (Притч.1:2-5).
        "Ибо премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему - вера и кротость" (Сир.1:27).
        "Если кто желает большой опытности, мудрость знает давнопрошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнает знамения и чудеса и последствия лет и времен" (Сир.8:8).
        "Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих" (Сир.5:14).
        "Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло" (Притч.2:10-14).
        Многим современным умникам следует осмыслить некоторые библейские изречения:
        Защитникам евронауки: "Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость" (Притч.16:22).
        Политикам: "Лучше скудный знанием, но богобоязненный, нежели богатый знанием - и преступающий закон" (Сир.19:21).
        Депутатам Госдумы: "И нет разума, где совет грешников" (Сир.19:19).
        Об образовании, которое в России перестраивается на потребу богатых:
    "Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость" (Сир.38:24).
        "Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах?" (Сир.38:25).

        Духовность в доромановские времена.

        Христианская духовность непосредственно связана с такими понятиями, как нравственность, святость, совершенство, свобода от мирской суеты, премудрость:
        "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (Иак.1:17).
        "Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода" (2Кор.3:17).
        "И познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин.8:32).
        "Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше святаго Твоего Духа?" (Прем.9:17).
        При высокой духовности человеку вообще ничего не страшно, ибо Бог "Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона" (Пс.90:11-13).

        Духовность во времена Романовых.

        "Некоторые восторженные люди любят повторять, что у нас уже более тысячи лет народ - православный! На самом деле о православном народе можно стало говорить лишь с XVII века. Ведь то, что в Х веке крестили часть населения города Киева, еще ничего не значит. Православие стало массовым у нас в стране, когда появилось достаточное количество храмов, доступных для большинства населения. То же самое можно сказать и об исламе приволжских народов" [ДИР, стр.84].
        Для России романовские времена начались в 1613 году, когда правящая династия Рюриковичей была полностью уничтожена и к власти прорвался клан Захарьиных - схариевцев (Схарий - основатель ереси жидовствующих на Руси). Патриарх Филарет (двоюродный брат царя Феодора Иоанновича) протолкнул на трон своего 16-летнего сына Михаила и с 1619 по 1633 год правил вместо него.
        До Петра I в России была единственная на всю страну Славяно-Греко-Латинская Академия учрежденная в 1685 году под названием "Эллино-греческие схолы" на основе Типографской школы в Заиконоспасском монастыре. Петр I впервые ввел у нас светское, нецерковное образование, хотя сам он до конца жизни писал с ошибками - как слышал, так и писал.
        14 января 1701 года по указу Петра в удобной для астрономических наблюдений Сретенской (Сухарева) башне г. Москвы открыто первое государственное училище в Европе - Школа математических и навигационных наук. Во главе школы поставлен боярин Ф.А. Головин. В 1705 состоялся первый выпуск (64 человека). Ее выпускники призваны были преподавать в цифирных (начальных) школах. Дворянским сыновьям запрещено было жениться, пока они не окончат хотя бы цифирную школу - семьи должны были создавать только грамотные дворяне.
        Закон Божий, как предмет преподавания, слагался в низших школах - из церковных молитв, священной истории, объяснения богослужения и катехизиса, а в средних учебных заведениях к этому присоединялась история христианской церкви. Правом преподавания Закона Божия обладали исключительно священнослужители и лица, окончившие духовные школы не ниже семинарии.
        Уставом учебных заведений (1804) предмет "Закон Божий" введен в качестве обязательного в список светских гимназических наук.
        "В 1820 г. граф С.С. Уваров, выступая с торжественной речью перед столичными гимназистами, заявил, что "дар просвещения... только тогда драгоценен, когда он основан на незыблемом камени религии и охраняется сердечной правотой и беспорочностью нравов". Устав 1828 г. окончательно закрепил приоритетное положение закона Божия в курсе гимназических предметов" [ПЗБ].
        Понятие духовности в приближенном к нам смысле начинает употребляться в XVIII веке, когда богослов Иоанн (Джиованни) Баттист Скарамелли (Giovanni Battista Scaramelli, 1687-1752) из ордена иезуитов (лат. Societas Jesu - Общество Иисуса, основано в 1534 г.) основал аскетическое мистическое богословие как науку о духовной жизни. Современное западное богословие, достигшее своего расцвета в средние века, продолжает до настоящего времени пользоваться категориальным аппаратом, созданным на основе средневековой латинской терминологии.
        "Украинский" врач (отец датчанин, мать немка) Владимир Иванович Даль (1801-1872), автор "Толкового словаря живаго Великорусскаго языка" (200 тыс. слов, 1861-1868) дал такое объяснение слову "духовность - состояние духовного". "Духовный - бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля".
        В библейском "системном анализе" есть формула троичности:
        Троица = тело + душа + дух.
        Применив эту формулу к понятию цивилизация (от лат. civilis - касающийся граждан, общеполезный, вежливый), получим:
        Цивилизация = Люди + Культура + Религия.
        Под термином "Люди" (др.-слав. людие, людъ - народ от индоевроп. корня leudh в значении вырастать, разрастаться, прибавляться) подразумеваются те, кто стремится к безудержному техническому прогрессу (он же научно-технический, технологический). Доказательством того, как такой "прогресс" хорош, полезен и открывает небывалые перспективы, занимаются все, кому не лень.
        Культура (лат. cultura - возделывание, уход, в перен. смысле: образование, почитание, угодливость. Есть мнение, что слово культура < культ) - область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (?) человека. "Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении". Более нелепого толкования термина интернетная  Википедия предложить не смогла!
        Слово "культура" вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века. До этого русским людям вполне хватало слов просвещение, вера, следование заповедям.
        Американские этнолог Алфред Луис Крёбер (Alfred Louis Kroeber, 1876-1960) и антрополог Клайд Майбен Клакхон (Clyde Maben Kluckhohn, 1905-1960) собрали 257 определений культуры и еще более 100 попыток определить это понятие описательно. В 1952 году Крёбер и Клакхон создатели теории паттернов (англ pattern - образец), пришли к выводу, что "Культура состоит из паттернов поведения и для поведения, эксплицитных и имплицитных, приобретаемых и передаваемых посредством символов, конституирующих характерное достижение человеческих групп, включая их воплощения в артефактах; существенное ядро культуры состоит из традиционных (то есть исторически созданных и отобранных) идей и свойственных им символов; культурные системы могут, с одной стороны, рассматриваться как продукты действия, с другой - как обуславливающие элементы будущего действия". И далее: "Культура не есть ни поведение, ни исследование поведения во всей его конкретной целостности. Часть культуры состоит из норм или стандартов поведения. Однако, другая часть состоит из идеологий, оправдывающих или рационализирующих определенные отобранные способы поведения. Наконец, каждая культура включает широкие общие принципы отбора и упорядочения ("высшие общие факторы"), на основании которых строятся паттерны поведения и для поведения".
        Недостатка в определениях нет и в отечественной философии культуры.
        "Мир человека - это мир культуры. В своем первоначальном значении ("возделанное") культура противостоит "натуре" - природному, "дикому" и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения" [БД, п.5.1].
        Всё это ярко свидетельствует о том, сколь путан смысл, который пытаются "обнаружить" в изобретенном термине. Поэтому нет оснований оспаривать утверждение, что культура есть "концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении" [КЛН, стр.43].
        Оценивая совместную пару "Культура + Религия" и учитывая особое значение христианских заповедей, можно придать ей значение Духовности народа и можно провести параллель с утверждением архиепископа Луки: "Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности. Есть люди духовные по апостолу Павлу (1Кор.2:14). Есть, как мы говорили, люди - скоты, люди - трава, есть и люди - ангелы. Первые мало чем отличаются от скотов, ибо духовность их очень низка, а последние приближаются к бесплотным духам, у которых нет ни тела, ни души" [ВЯВФ, гл.5].

        Духовность России в советский период.

        При советской власти в формуле для Цивилизации слагаемое "Люди" силком заменено на "Пролетариат" (франц. ptoletaire < лат. proletarius - неимущий, имеющий только потомство < proles - потомство). Для советских философов сподручнее оказалось сочетание "производительные силы", как "система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих "обмен веществ" между обществом и природой в процессе общественного производства" [ФЭС, стр.535]. Человеки между собой взаимосвязываются посредством "производственных отношений", которые преследуют их "в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления". "Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью" [ФЭС, стр.535].
        Культура становится "массовой", когда её продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Массовая культура превращается в отрасль экономики. Через единый механизм моды массовая культура ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля одежды до типа хобби и музыкальных вкусов, от выбора идеологии до форм сексуальных отношений.
        Декретом СНК РФ "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", принятым 20 января (по ст.ст.) и изданным 23 января 1918 года, религия отменена. Идея заимствована у Карла Маркса: "Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессер¬дечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа" [МК].
        Учитывая упразднение в формуле пары "Культура + Религия", в советской России духовность народа была искусственно заменена на систему ценностей, призванных точно и в срок выполнять производственный план. Языковедам и философам пришлось весьма туго, им надо было изобрести ни к чему не обязывающую формулировку термину "духовность", учитывающую требования "слуг народа".
        Лингвист, профессор Дмитрий Николаевич Ушаков (1873-1942), один из авторов и главный редактор "Толкового словаря русского языка" (85 тыс. слов, 1935-1940):
        "Духовность, духовности, мн. нет, ж. (книжн. устар.). Отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа (в 1 знач.)".
        Лингвист, профессор Сергей Иванович Ожегов (1900-1964), автор однотомного "Словаря русского языка" (50 тыс. слов, 1949):
        "Духовность, -и, ж. Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными".
        До окончательного развала России слово "духовность" произносилось только в спецгруппах, существовавших на полулегальной основе в полуподполье.
        Протоиерей Александр Вольфович Мень (1935-1990) отнесся к делу серьезнее и в 1989 году дал развернутое, но "антисоветское" понятие духовности (в двух аспектах):
        1) "Духовность - свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами". "Духовность же есть то, что мы у природы не заимствуем, она отсутствует в природе. В природе нет творчества, нет таких особенностей, как личностное самосознание, добро и зло, она не может научить добру и злу…". "Человеческая духовность не есть наше изобретение. Мысль человека отображает Мысль космическую, сознание человека отображает космическое Сверхсознание, духовность человека связана с высшим духовным планом бытия. Библия учит нас, что духовность человека заключается в том, что он есть образ и подобие Творца".
        2) "Второй аспект связан с формами реализации нашей духовной природы. С ее отношением к Вечности, своему призванию, любви и творчеству, миру, к другим людям. Может существовать темная, я бы сказал - демоническая, форма реализации. Как талант, как наука, как любые другие возможности, наша духовность может быть направлена и на добро, и на зло. Каннибальские культы доколумбовой Америки или нацизм - это тоже, увы, есть проявления духовности. Следовательно, этот уникальный дар, как теперь любят выражаться, амбивалентен, потому что само богоподобие человека, то есть, по сути дела, его духовность, неотделимо от свободы. Жестко запрограммированная направленность духовности была лишена одной из важнейших прерогатив духа - свободы. А если есть свобода, значит, существуют по меньшей мере два пути - путь к Первообразу и путь удаления от него" [МАВ, БНИ].
        Солидный набор определений духовности дает Википедия (в укор нашим "духовникам" энциклопедь запущена в январе 2001 г. двумя американцами. На конец 2009 в ней около 462 тыс. словарных статей):
        Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.
        Духовность - в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике "духовностью" часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.
        Духовность - традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека.
        Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
        Духовность – свойство человека или явления, характеризующее его ориентированность на духовные ценности.
        Духовность – это то, что противоречит материальности, телесности, является условием экзистенции человека и общества.
        Духовность – специфическое свойство жизнедеятельности человека, выражающееся в бережном отношении к себе и окружающему миру, формирующее совокупность нематериальных ценностей, характеризующихся устойчивостью к девальвации.
        Попутно следует заметить, что никакой специфической "русской духовности" или "загадочной русской души" в природе не существует.
        "3 мая 1902 г. в лондонском "Субботнем обозрении" появился очерк Артура Саймонса "Русская душа: Горький и Толстой". Горьковский роман "Фома Гордеев" английский критик назвал "хаотичной, но любопытной книгой", которую стоит прочесть хотя бы ради того, "чтобы узнать что-то еще о загадочной русской душе". Так что, впредь до обнаружения другого метрического свидетельства, день рождения загадочной русской души можно праздновать 3 мая.
        До этого русская душа мало интересовала Европу. Замечена она была лишь к концу XIX века, благодаря переводам романов Тургенева, Толстого и, разумеется, Достоевского. "«Русская душа - загадка». Это сказал не кто иной, как Достоевский", - уверял один немецкий автор в 1919 году. Так он перевел слова князя Мышкина: "Чужая душа потемки, и русская душа потемки; для многих потемки".
        Что же касается "женственного инстинкта" русской души, тоскующей по "мужскому началу", то здесь авторское право принадлежит Николаю Бердяеву. Его книжечка "Душа России", изданная в Москве в 1915 году, была целиком посвящена "тайне русской души" и ее "загадочной противоречивости". "Почему, - вопрошал автор, - самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни?" И отвечал: "Эта тайна связана с особенным соотношением женственного и мужественного начала в русском народном характере", и т.д." [ДКВ].
        О загадочной русской душе массовый советский читатель узнал весной 1927 года, когда страна переживала очередную "военную тревогу", а лозунгом дня был "Наш ответ Чемберлену!" Одним из таких ответов стал фельетон Алексея Николаевича Толстого "Англичане, когда они любезны" (журнал "Огонёк", 17 апреля 1927, № 16).

        Духовность России в период воровской вольницы.

        "Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим" (Иер.6:16).
        Итак, дам слегка расширенную формулу понятию "Духовность", как фундаменту внутреннего мира народа:
        Духовность = Просвещение + Язык + Нравственность (следование заповедям) + Религиозность (набожность).
        Просвещение - передача знаний, распространение знаний и культуры. Русский писатель Николай Васильевич Гоголь-Яновский (1809-1852) в книге "Выбранные места из переписки с друзьями" (1847) писал: "Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово "просвещение". Даже и не задумались над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей Церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду ее окружавшие, и знает, зачем произносит. Недаром архиерей, в торжественном служении своем, подъемля в обеих руках и троесвещник, знаменующий Троицу Бога, и двусвещник, знаменующий Его сходившее на землю Слово в двойном естестве Его, и Божеском и человеческом, всех ими освещает, произнося: "Свет Христов освещает всех!" (глава XVII).
        Язык - знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). "И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны" (Иак.3:6). Как бы там ни было, "язык есть вековой труд целого поколения" (В.И. Даль).
        Швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (Ferdinand de Saussure, 1857-1913) в поддержку тесного единства языка и мышления приводил образное сравнение: "Язык - лист бумаги, мысль - его лицевая сторона, а звук оборотная. Нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную. Так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли. Этого можно достичь лишь путем абстракции" ["Курс общей лингвистики", 1916].
        По поводу мышления А.И. Вейник сказал: "Простейшие опыты натолкнули меня на представление и о том, что мысль материальна, что чувства, слова, поступки и т.д. тоже являются источниками хронального поля" [ТРП, стр.349, 491, 494]. Конечно, это противоречит классическому мнению: "Сознание, мышление как свойство головного мозга идеально, оно не имеет свойств материи – запаха, вкуса, температуры и пр. Язык же, вернее его единицы, имеет звуковую, т.е. материальную сторону. Мышление материализуется в языке, в звуках, через них оно передается другим людям" [ЗСВЯ].
        Тем не менее, вряд ли кто-нибудь будет оспаривать, что речь есть отражение ума конкретного человека. В последние полсотни лет в России завелась мода на пренебрежение к своему родному русскому языку и подмене его эрзацем (от нем. Ersatz - замена) - неполноценным заменителем языка. Русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910) в свое время говорил: "Нравственность человека видна в его отношении к слову".
        "Вся беда в том, что лингвисты до сих пор не определились – надо ли правописание приспосабливать под "живость" могучего русского языка, следуя прихотям безграмотной толпы (включая слой ворократов, вышедших из обыкновенных бандитов), или всё же ориентировать её на различение литературного русского и вульгарного (не только матерного) языков. Каждый человек, будучи от сохи или от мошны, должен знать, где кончается дворовое воспитание и начинается культура. Зачем?
        По-моему, правила должны подталкивать народ к культуре, а не плестись в хвосте, подбирая ляпки его "живости". Если так, то бездарей, которые кормится в СМИ, издательствах, радио, ТВ и на словоблудие которых ориентируется толпа, надо либо силком заставлять писать и говорить правильно, либо гнать взашей от кормушки! А тех, кто вещает в СМИ или красуется на экране ящика, надо предварительно обязательно "тренинговать", включая даже "топ"-президента - Диму Медведева. Авось со временем маленько окультурятся!
        Ученые лингвисты, типа латинизатора Луначарского, Яковлева, Лопатина и им подобных, в погоне за "пятачками" и в угоду полуграмотным владельцам "пятачков" готовы не только упростить русский язык до заборных граффити, но и вообще заменить его на американский с легким славянским налетом. Уже сейчас наша молодежь лопочет на англо-русско-блатном жаргоне, т.е. на "россиянском языке".
        Если эту братию не остановить, то правописание станет ещё одним ручейком (может быть даже последним) в общем потоке пиплизации русского народа, а в конечном счете его полного искоренения, как главного носителя никому не нужных на Западе славянских ценностей" [ВВА-2009].
        Нравственность - В.И. Даль: "Нравственный, противопол. телесному, плотскому: духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противопол. умственному, но составляющий общее с ним духовное начало: к умственному относится истина и ложь; к нравственному добро и зло". "Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской". Гражданская требует только строгого исполненья законов, нравственность веры же "ставит судьею совесть и Бога".
        Л.Н. Толстой (28.10.1893): "Нравственность не может быть независима от религии, потому что она не только есть последствие религии, т. е. того отношения, в котором человек признает себя к миру, но она включена уже, impliquee, в религии". "Без религиозной основы не может быть никакой настоящей, непритворной нравственности, точно так же, как без корня не может быть настоящего растения" [ТЛН].
        Кандидат исторических наук Анатолий Сергеевич Черняев (1921 г.р.) объявил, что "Духовность по народному ощущению – это нравственность, а для интеллигентного слоя нации – ещё и культура, знания". "Духовность нации – это ее культура (если говорить о подлинной культуре), которую сейчас государство буквально выдавливает из общественного обихода. Религия не может ее заменить. Религиозное сознание и культура – это разные вещи, и "религиозная духовность", в отличие от культуры, явления социального, – сугубо индивидуальный феномен". "Словом, православизация всей страны – это бездарный замысел. И наверняка – провальный" [ЧАС].
        "Нынешняя РПЦ исторически лишила себя права быть источником нравственности в обществе. На ней позорные пятна прошлого. Она не раз покрывала и "освящала" самые гнусные и жестокие акции правителей и их подручных. А теперь, в мирских делах своих (а они всего виднее) проявляет удручающую, постыдную наглость, корыстолюбие, цинизм. Какая уж тут мораль, когда, не считаясь с "имиджем", надо поскорей, пока попустительствуют власти, не только вернуть с лихвой все отнятое большевиками, но и приумножить богатства, закрепить за собой непомерную собственность!"
        "Впрочем, все это – в потоке общей нашей, общероссийской деградации". "Дальнейшая варваризация страны – при неимоверных у нас разрыве и ненависти между богатством и бедностью – может кончиться "1917 годом" (точнее, 1918-1921 гг.), который на этот раз просто сметет с лица российской земли всякую цивилизацию.
        Подлинно демократический путь, видимо, возможен, хотя и очень долог и к тому же не гарантирует от срыва в такой анархистский взрыв, в такой разрыв и с нынешним, и всяким прошлым, что поставит под угрозу само присутствие России на карте мира" [ЧАС].
        Религиозность (набожность) - благоговейное состояние страха и почитания божественной, высшей силы, пусть то единого Бога или мнимых богов.
        Доктор исторических наук Михаил Михайлович Богословский в 2006 году говорил:
        "Согласно культурологическому понятию, духовная культура или духовность, состоит из многих областей. Помимо религии, сюда входят все области наук о природе и обществе, литература и поэзия, все виды искусств (живопись, музыкальное искусство, скульптура, кино, сценическое искусство (балет, опера, драма и т.д.), а также право, мораль, правила, образцы и нормы поведения, традиции, язык, церемонии, символы, обычаи, обряды, этикет и др.).
        Между тем, представители Церквей намеренно искажают понятие духовности и сводят её только к религиозности. На тему духовности особенно любят поговорить представители Русской Православной Церкви (РПЦ)… По сути, ту же позицию занимают и представители других Церквей".
        Подзабытое и сильно искорёженное по смыслу слово "духовность" в нашей стране официально запустила в активный оборот команда Михаила Сергеевича Горбачева (1931 г.р.), чтобы подчеркнуть моральную компоненту своей политики. Оно помогло закамуфлировать сущность перевода обнищавшей экономики страны на рельсы бандитско-воровского капитализма, т.е. с переводом всех богатств страны из как бы ничейных рук компартии в руки элиты - "слуг народа" (проф-, комс- и партаппарата) и "воров в законе".
        Кандидат психологических наук С.В. Вальцев в своей книге "Закат человечества" (2007) пишет: "Капитализм всегда ведет к духовной деградации. Причем этот закон неизменен для разных эпох и народов. Всюду, где зарождался капитализм, происходило разложение общества, и было это лишь вопросом времени. Все процессы духовной деградации человека естественны для капитализма, потому что прибыльны.
        У нас, у людей, нет будущего, потому что существование человека в нынешнем виде не рентабельно. Прибыль уничтожает человека - вот основной закон развития капитализма" [ВСВ].
        Горбачев любил поговорить о России, как "стране с великой историей и духовностью", а также о том, что он до сих пор чувствует себя частью процесса, требующего "мудрого и интеллигентного терпения". Горбачевская "духовность", как и ельцинский "россиянин", прочно прижились в современном словаре наших полуграмотных смишников и политиков, по долгу службы ратующих за воспитание народа в "подобострастном" духе.
        Рассуждения о сущности духовности не ослабевают до сего дня, идет непрерывная игра в перетягивание каната между религиозно и атеистически настроенными учеными. Польза от этого мизерная, т.к. умственные упражнения отражают не стремление к истине, а всего лишь позицию автора, его культурный уровень.
        Некая Татьяна Светова пытается распутать смысловой клубок духовности следующим образом: "Хотя, несомненно, религия сама по себе является хранителем и распространителем очень важных высокодуховных истин, таких как нравственность, любовь, доброта, милосердие, мир и т.д., без наличия которых в нашей жизни люди давно бы уничтожили друг друга".
        "По незнанию люди к духовным величинам относят лишь положительные качества. Но все духовные величины делятся на два противоположных полюса: положительный и отрицательный. Еще древние делили их на духовно чистые и нечистые: на свет и тьму, порок и добродетель и т.д."
        "Логический вывод подсказывает, что духовность есть не какая-то конкретная человеческая деятельность, к примеру искусство, религия, образование и т.д., а есть качество этой деятельности".
        "Духовность - величина, определяющая качества между понятиями и функциями, такими как хорошо и плохо, полезно и вредно, красиво и некрасиво, чисто и грязно, порядочно, честно или подло и т.д." [СТД].
        Психолог С.В. Вальцев предлагает формулу, ориентируясь на библейские заповеди:
        Духовность = Аскетизм (творчество, религиозность) + Альтруизм (бескорыстие).
        И поясняет, "Духовность - ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы и раскрытие человеческой природы с помощью аскетизма и/или альтруизма" [ВСВ].
        "Альтруизм и аскетизм, составляющие основу духовности, - основа человеческого в человеке. Человек может быть глуп, может быть умен, но, пока у него есть душа, он остается человеком.
        Духовность - столь же древний феномен, как и сам человек. С начала своей эволюции человек обладал духовностью. Собственно, это очевидно, ведь духовность - отличительная характеристика человека. Есть духовность - есть человек, нет духовности - нет человека".
        "Таким образом, духовность, являющаяся совокупностью аскетизма и альтруизма, упорядочивает общество и фактически выделяет человека из животного мира. По сути, духовность, являющаяся своеобразной антиживотностью, стала пружиной, приводящей в действие механизм очеловечивания человека" [ВСВ].
        Понятие "духовности" входит в категорию вечно неопределенных (абстрактных) понятий, которые наука формализовать в принципе не может. Они находятся в непознаваемой области, так сказать, за окружностью "знаемое - незнаемое" и перейти внутрь круга знания не в состоянии.
        Но тогда уместно поинтересоваться, подобно руководителю клуба практической философии "Честь и Свет" (Ростов-на-Дону) Татьяне Ивановне Павловой [ПТИ]: "Своеобразие русской духовности, русского духа отразилось и в нашем искусстве. Мне сразу вспоминается предисловие к поэме Пушкина "Руслан и Людмила": "Там русский дух, там Русью пахнет…". Чем пахло Пушкину на Руси – для меня большой вопрос".
        "Русский дух" - это комбинация коллективизма и уживчивости (покладистости) с местными народами, превышающая аналогичное качество у всех иноземцев. Запоздалая христианизация Руси не смогла вытравить "русский дух", его сберегло светлое языческое начало, кстати, повлиявшее даже на само русское христианство, превратив его в православие.
        "К превеликому сожалению мощное давление прозападных кругов, буквально сродни с идеологическим разбоем, захлестнувшим Россию, а также католизация современного православия не дают возможности возрождения истинной, старорусской веры. Вряд ли получится отрицать, что проповедуемая с кафедр любовь выглядит весьма однобоко. Исконный славянский коллективизм (друг за друга горой) благочестиво и целеустремленно подменяется сентенцией - подставь другую щёку и возлюби врага своего.
        Католичество – религия откровенного индивидуализма; странное православие, давно по капле утрачивающее свои коллективизм и духовность; магометанство, отличающееся крайним фанатизмом, что свойственно молодой, начинающей религии; азиатские формы, сильные как фанатизмом, так и умением брать силу от "сверхтонких миров"...
        Торжество, например, католичества на планете отбросит духовный мир назад, ближе к животному состоянию (не об этом ли говорил А.И. Вейник: у совокупной цивилизации планеты появится "апокалипсическое свойство, как способность к глобальному самоуничтожению"). Азиатские формы аналогичны, с той только лишь разницей, что превратят человечество в некое подобие "муравейника".
        Крайние формы религии (с индивидуалистическим уклоном) постоянно давлеют над старорусской верой, уже несколько сот лет выигрывая шаг за шагом. Рано или поздно она будет задушена, но выход все же есть. Для этого надо всем православным неукоснительно держаться за свое, родное, коллективное и духовное, научиться контактировать со сверхтонкими мирами, вот тогда ещё будет шанс выжить. И не только вере, но и России тоже, а иначе... Русь, как оплот коллективизма и духовности, перестанет существовать и превратится в чужую кладовку природных ресурсов, да в место для свалки отходов. А славяне, жившие когда-то по всему миру и привнёсшие народам цивилизацию, никогда не вспомнят о своих исторических корнях, будут заучено по иноземным книгам считать себя недавно вылезшими из берлог и болот, а также с вожделением внимать любым запахам, доносящимся из-за кордона" [ВВА-2007].
        На общем фоне осмысления понятия духовность очень забавно выглядят идеологические "бои в грязи" (на педерязе - mudwrestling) с переменным, но выгодным для авторов успехом, по поводу введения в школах "Основ православной культуры" (ОПК) или "Духовно-нравственной культуры" (ДНК). Заявленная цель предмета - знакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства.
        В Смоленской области курс ОПК начал преподаваться в отдельных школах ещё с 1991 года. В 2006 году предмет ОПК преподавался уже в 15 регионах России. В 2010 году Министерство образования экспериментально ввело в школьную программу предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), включающий в себя курсы по 6 религиям, которые ученики могут изучать по своему выбору или выбору их родителей.
        Десять академиков РАН  22.07.2007 пошли в штыковую на "возрастающую клерикализацию российского общества" (лат. clericalis - духовный, церковный). Указанную десятку возглавили печально известные борцы со лженаукой, бездухи Э.П. Кругляков и В.Л. Гинзбург. Их возмутило, что теология может стать наукой, а ВАК будет присуждать соответствующие научные степени. Воистину "нет разума, где совет грешников" (Сир.19:19).
        Академикам попытались возразить 227 докторов и кандидатов наук, опубликовавших 17.09.2007 открытое обращение к президенту РФ в защиту начинания РПЦ. Однако, чтобы в умах не закрепилось впечатление, будто научная общественность поддерживает введение ОПК в школах (и теологии в университетах), 25 февраля 2008 года инициативная группа начала сбор подписей под "Открытым письмом научных сотрудников против введения ОПК в школах и теологии в университетах и ВАК". К ноябрю 2010 года (когда письмо появилось в журнале "Наука и жизнь") противники ОПК набрали 1700 подписей под своим протестом. Типично советский прием: решить проблему голосованием. Им наплевать, что наша молодежь увязает в западном навозе (в том, что навезено с Запада), главное - наука должна быть "диаматовой".
        Сработал знаменитый принцип Лавуазье (1972) - "падение камней с неба физически невозможно". После такого заключения французских академиков музеи поспешно удалили метеориты из своих коллекций, а последующие несколько десятилетий академия наук ставила на все сообщения об их падении резолюцию: "Камни не могут падать с неба, поскольку на небе камней нет".

        Вывод.

        По мнению немецкого социолога Эриха Фромма (1900-1980): "Необходимость глубокого изменения человека предстает не только как этическое или религиозное требование, не только как психологическая потребность, обусловленная патогенной природой существующего ныне социального характера, но и как обязательное условие физического выживания рода человеческого. Праведная жизнь уже не рассматривается как исполнение морального или религиозного требования. Впервые в истории физическое выживание человеческого рода зависит от радикального изменения человеческого сердца. Однако изменение сердца человека возможно лишь при условии таких коренных социально-экономических преобразований, которые дадут ему шанс измениться, а также мужество и дальновидность, необходимые, чтобы сделать это" [ФЭИБ].
        Что ждет цивилизацию западного типа и примкнувшую к ней покалеченную Россию? Психолог Сергей Витальевич Вальцев (1972 г.р.): "На этот вопрос окончательный ответ дает сама история. Самый важный вывод из всей истории человечества заключается в следующем. Никогда и нигде цивилизация, созданная тем или иным народом, не деградировала из-за недостатка денег или других материальных ценностей. Цивилизация всегда умирала из-за недостатка духа. Любая цивилизация сначала деградировала и распадалась духовно, а потом наступал черед материальной сферы. Более того, бедные, но сильные духом неизменно побеждали богатых, но нищих духом. Деньги нигде никого и никогда не спасали" [ВСВ].
        В России нравственность перестала быть ценностью. Разврат, убожество и насилие во всех видах заполонили экраны кино, телевидения и печать.
        Выражаясь приличным языком, российская духовность, как юбилейная (от др.-евр. йовел - баран < керен га-йовел - рог барана) медаль, имеет две стороны:
        - аверс (лицевая сторона) - пофигизм;
        - реверс (оборотная сторона) - стащинизм;
        - гуртик (боковое ребро) - нескончаемая череда стопочек.
        Как ни крути-верти, именно этим "мы впереди планеты всей" (Юрий Иосифович Визбор, "Рассказ технолога Петухова", 1964)!
        По большому счету Россию сгубили бескрайние просторы, которые позволяли брать всё безвозмездно, без спроса, без счета, не восстанавливая, порой и без особого труда. Отсюда мифическая "широта" русской души, основанная в большей степени на наплевательском отношении к природным богатствам, к местному коренному и своему пришлому населению. Зачем сражаться или работать в поте лица своего, если можно отойти чуть в сторону и взять сколько угодно. Всем достанется.
        Теперь, когда царя-батюшку (и его аналогов - генсеков) скинули, вековые привычки перенаправили былую "широту" хапужничества в повальное воровство и разбой. Пресловутая "широта" не жалеет никого, ни родных ни близких, ни стариков, ни детей. Даже церковь увлеклась коммерцией. Так была духовность в России или нет? Что, собственно, нас призывают возрождать? Или это обыкновенное "предвыборное" пустобрёхство?

        Литература.

БД. Бенин В.Л., Десяткина М.В., "Учебное пособие по социальной философии", Уфа: БГПУ, 1997   http://www.philosophy.ru/edu/ref/soc/phi_benin.html#оглавление

Богословский М.М., "Духовность или религиозность?", 03.04.2006
http://scepsis.ru/library/id_595.html
Богословский Михаил Михайлович, доктор исторических наук, профессор кафедры философии и социологии Университета физической культуры им. П.Ф.Лесгафта (Санкт-Петербург).

БНИ. Большакова Н.И., "О Духовности", беседа с А.В. Менем, март 1989
http://www.sunhome.ru/religion/15194/p1
Большакова Наталья Ивановна, главный редактор альманаха "Христианос" и глава международного благотворительного фонда имени прот. Александра Меня (Рига, Латвия).

ДИР. Валянский С.И., Калюжный Д.В., "Другая история Руси. От Европы до Монголии", М.: Вече, 2004. 496 с.
http://lib.rus.ec/b/136892

ВСВ. Вальцев С.В., "Закат человечества", М.: Книжный мир, 2008. 352 с., 2000 экз.
http://lib.rus.ec/b/211067/read
Вальцев Сергей Витальевич (1972 г.р.), кандидат психологических наук. Окончил Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова и Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина (психология). В настоящее проректор по учебной и воспитательной работе Международного института отраслевого образования. Член Союза писателей России.

ВВА. Вейник В.А., "Очерки основных философских направлений", М.: Самиздат, 2010.
http://www.veinik.ru/science/phil/article/887.html

ВВА-2007. Вейник В.А., "Противостояние добра и зла – отражение сущности сверхтонких миров", 17.01.2007
http://www.veinik.ru/science/trust/article/522.html

ВВА-2009. Вейник В.А., "Преступление против России - пиплизация русского народа!" 22.01.2009   http://www.veinik.ru/veinik/articles/807/attach.doc

ВВА-2009. Вейник В.А., "Русское правописание. Куда идем мы с "пятачком"? 16.09.2009
http://www.veinik.ru/science/any/article/844.html

ВЯВФ. Войно-Ясенецкий В.Ф., "Дух, душа и тело", Брюссель: изд-во "Жизнь с Богом", 1978   http://azbyka.ru/hristianstvo/chelovek/luke_spirit_01g-all.shtml
Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович (в монашестве Лука, 1877-1961), русский хирург и духовный писатель, архиепископ Русской православной церкви. Лауреат Сталинской премии по медицине 1946 года. Канонизирован в 2000 году в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

ДКВ. Душенко К.В., "Загадочная русская душа", журнал "Читаем вместе", 2008, № 4
http://www.dushenko.ru/quotation_date/121236/
Душенко Константин Васильевич (1946 г.р.), историк, культуролог, переводчик. Старший научный сотрудник отдела культурологии Института научной информации по общественным наукам РАН.

ЗСВЯ. Зенков Г.С., Сапожникова И.А., "Введение в языкознание", Бишкек: ИИМОП КГНУ, 1998. 218 с., тираж 500 экз.
http://www.durov.com/library/linguistics.doc
Зенков Геннадий Степанович (1924-2008), языковед–русист Кыргызской Республики, доктор филологических наук (1992).
Сапожникова Ирина А., доцент Кыргызского национального университета, факультета русской филологии, кафедра теории и практики русского языка.

КЛН. Коган Л.Н., "Всестороннее развитие личности и культура", М.: Знание, 1981. 64 с.
Коган Лев Наумович (1923-1997), доктор философских наук (1963), академик РАЕН (1991), заслуженный деятель науки России (1983). С 1945 работал в Уральском университете (Свердловск, ныне Екатеринбург).

Лещук И.И., "Лабиринты духовности", Одесса: Христианское Просвещение, 2001
http://rusbaptist.stunda.org/dop/lab0.htm#01
Лещук Иван Иванович, кандидат технических наук (1995), доцент Украинской Государственной академии связи, старший пресвитер "Первой Одесской церкви христиан веры евангельской" и "Одесской Тюремной Церкви". После 2001 года проживает в США, ведущий радиопрограммы "Церковь и культура", академический декан Славянского Института Служения в Калифорнии.
Лещук И.И., "Экология духа. Научно-библейский анализ влияния на человека", Одесса: Христианское Просвещение, 1998. 290 с., тираж 3000 экз.

МАВ. Мень А.В., Беседа "О духовности" впервые опубликована в журналах "Кино" (на русском яз.), "KINO" (на латышском яз.), № 7, 1989.
http://www.krotov.info/library/13_m/myen/00032.html
Мень Александр Владимирович (1935-1990), кандидат богословия (1969), протоиерей.

МК. Маркс К., "К критике гегелевской философии права. Введение", журнал "Немецко-французский ежегодник" ("Deutsch-Franzoesische Jahrbuecher"), Париж, февраль 1844 (К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.1, стр.415).
http://uz-left.narod.ru/txt/kkgfp_v.htm
Маркс Карл Генрих (Marx Carl Heinrich, 1818-1883), немецкий экономист, доктор философии (1841), в 1835-1841 гг. учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета.

ОДХ. Омэнн Джордан, "Христианская духовность в католической традиции", пер. с англ. Натальи Вакуленко, Рим-Люблин: изд-во Святого Креста, 1994. 416 с., тираж 5000 экз.
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/katholic/Aumann/index.php
Омэнн Джордан, иначе Оман Иордания (Aumann Jordan, 1916-2007), доминиканский монах с 1939 года, рукоположен в священники в 1945 году, директор Института духовности Папского университета св. Фомы Аквинского (Рим).
Aumann J., "Christian Spirituality In The Catholic Tradition", London: Sheed & Ward, 1985.

ОПК. 10 академиков РАН, "Политика РПЦ: консолидация или развал страны?", "Новая газета", приложение "Кентавр", 22.07.2007
http://www.novayagazeta.ru/data/2007/kentavr03/00.html
"Обращение 227 докторов и кандидатов наук к президенту РФ в связи с введением ученых степеней по теологии и преподаванием в школах дисциплин о религиях", агентство "Интерфакс", 14.02.2008
http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=documents&id=716
"Открытое письмо президенту РФ", журнал "Наука и жизнь", 2010, № 11
http://www.nkj.ru/texts/13161/

Парошина Р.А., "Духовность и её развитие в свете синтеза науки, философии и религии", Сборник научных статей "Пути развития цивилизации. Взгляд из XXI века", Красноярск, 2003, стр. 235-251.   http://oozv.narod.ru/nauka/paroshina_duhovnost.htm
Парошина Раиса Алексеевна (1958-2008), кандидат педагогических наук. Окончила Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева (1984). Доцент кафедры педагогики КГПУ.

ПВБ. Вейник А.И., "Почему я верю в Бога. Исследование проявлений духовного мира", 2-е издание, Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2000 (издания: 1 - 1998; 3 - 2002; 4 - 2004; 5 - 2007; 6 - 2010)
http://www.veinik.ru/lib/books/article/3.html
http://www.veinik.ru/veinik/articles/77/3/attach.zip

ПЗБ. Пашкова Т.И., "Закон Божий не одолеет общего беззакония", еженедельник "Дело" (Санкт-Петербург), 17.09.2007.
http://www.idelo.ru/479/19.html
Пашкова Татьяна Ильинична, кандидат исторических наук, доцент РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург).

ПТИ. Павлова Т.И., "Рассмотрение феномена русской духовности с точки зрения пяти путей познания", 22 января 2005.   http://www.chestisvet.ru/index.php4?id=70

СТД. Светова Татьяна, "Что есть духовность?", журнал "Природа и человек. Свет", 2005, № 8, стр.46-47   http://www.lib.cap.ru/spirit4.asp

ТЛН. Толстой Л.Н., "Религия и нравственность", ПСС в 9 тома, М.: Гослитиздат, 1956, стр 3-26   http://tolstoy.lit-info.ru/tolstoy/religiya/religiya-1.htm

ТРП. Вейник А.И., "Термодинамика реальных процессов", Минск: "Навука i тэхнiка", 1991.
http://www.veinik.ru/lib/books/article/4.html
http://www.veinik.ru/veinik/articles/1b/4/attach.zip

ФЭИБ. Фромм Э., "Иметь или быть?", пер. с англ., Киев: Ника-Центр, 1998.
http://www.philosophy.ru/library/fromm/haveorbe.html
Фромм Эрих (Fromm Erich, 1900-1980), немецко-американский философ, психолог и социолог, основоположник неофрейдизма.

ФЭС. "Философский энциклопедический словарь", М.: Советская энциклопедия, 1983.

ЧАС. Черняев А.С., "Погубленная духовность", международный журнал "Свободная мысль", 2006, № 4
http://www.gorby.ru/rubrs.asp?rubr_id=21&art_id=25486
Черняев Анатолий Сергеевич (1921 г.р.), кандидат исторических наук, помощник генерального секретаря ЦК КПСС, затем президента СССР по международным делам (1986-1991). С 1992 года сотрудник Горбачёв-Фонда.

Шестун Е.В., "Сопряжение понятий «нравственность» и «духовность» в рамках православной традиции", 26.01.2008
http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37926.php?ELEMENT_ID=37926
Шестун Евгений Владимирович (в монашестве Георгий, 1951 г.р.), протоиерей, доктор педагогических наук. Окончил физико-математический факультет Самарского педагогического института (1973). Зав. кафедрой православной педагогики Самарской Православной духовной семинарии.