Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Вера

2006. Паничев А.М., ""Ноосфера" и "теосфера", как их трактуют ученые".


"Ноосфера" и "теосфера", как их трактуют ученые.

Паничев А.М.

Газета "Светоград" (г. Владивосток), № 3(53), март 2006 г.
http://www.pgpb.ru/svetgrad/2006/3/noosfera.htm

        На ноябрьском заседании клуба "Человекознание" (состоялось в 2005 году в Краевой публичной библиотеке им. Горького) обсуждалась тема "Ноосфера – как её трактуют учёные". Конечно, каждый из них трактует под своим углом зрения, подчас очень спорным. И нам чрезвычайно любопытно было услышать "ноосферную" версию гостя клуба "Ч" Александра Михайловича Паничева, профессора ДВГТУ, доктора биологических наук, кандидата геолого-минералогических наук, и его команды.

        Понятие "ноосфера" (от греч. "noos" - человеческий разум) было введено французским математиком и философом Эдуардом Леруа в 1927 г. Наиболее полно своё понимание ноосферы Леруа раскрыл в работе "Происхождение человека и эволюция разума". Ноосфера по Леруа - это закономерный этап в развитии Мира, когда духовное творчество человека становится доминирующим в дальнейшей эволюции планеты Земля. Сам он подчёркивал, что пришёл к идее ноосферы совместно со своим другом - геологом, палеонтологом-эволюционистом и философом Пьером Тейяром де Шарденом. Шарден считал, что ноосфера - лишь этап в стремлении эволюции к точке "омега", где произойдёт слияние ноосферы (земного разума) с теосферой, то есть с разумом божественным. При этом точка "омега" будет достигнута сама собой в виду заданности процесса эволюции.
        В 30-40-х годах минувшего столетия свою ноосферную концепцию предложил В.И.  Вернадский. Первая работа Вернадского "Несколько слов о ноосфере" появилась в печати только в 1944 г. Наиболее полно эта концепция была опубликована лишь после смерти учёного в книге "Научная мысль как планетарное явление". Здесь он рассматривал историю человечества "как продолжение биогеохимической истории живого вещества". Коллективная научная мысль людей и их разумная деятельность, их интеллектуальная и духовная энергия преобразуют природу, "меняют лик Земли" и подготавливают переход биосферы в новое эволюционное состояние - в "ноосферу", в "царство разума". Одна из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, - человек не является живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью её. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик.
        Так, согласно Вернадскому, ноосферой называется такое состояние биосферы, в котором человек принимает на себя ответственность за дальнейшее развитие не только общества, но и биосферы.
        На рубеже веков ноосферные идеи Вернадского существенно дополнил академик РАН Н.Н. Моисеев. В частности, в своей книге "Универсум. Информация. Общество" он пишет, что разум, возникший на планете, не способен и никогда не окажется способным подчинить мировой процесс некой единой всеобъемлющей идее. В то же время разум в силах понять и, возможно, организовать систему воздействий на природные процессы так, чтобы обеспечить желаемые тенденции развития общества (если они не противоречат логике развития Природы). Этот образ поведения людей, которое не нарушает развития биосферы, Моисеев назвал коэволюцией Природы и общества. Этап в истории человека, когда его коллективный разум и коллективная воля окажутся способными обеспечить совместное развитие (коэволюцию) Природы и общества, Н.Н. Моисеев назвал "эпохой ноосферы".
        По существу, в основе теории ноосферогенеза по Моисееву лежат новые принципы нравственности, которая должна быть универсальной для всей планеты. Он пишет, в частности, что в условиях уже наступившего экологического кризиса становится ясной неспособность современного планетарного сообщества с ним справиться. Глубину непонимания обществом современной ситуации, как считает Н.Н. Моисеев, показала конференция в Рио-де-Жанейро 1992 г., где, по мнению учёного, не было сказано самого главного; надо научиться сохранять не только отдельные биологические виды, но и экосистемы, что надо выработать основы демографической политики и надо, наконец, поставить во главу угла всей научной деятельности проблемы обеспечения коэволюции Природы и общества, начать серьёзно разрабатывать новую структуру общественных отношений в едином планетарном сообществе и менять структуру общественных ценностей.
        Идеи несколько иного крена, развивающие представления о ноосфере, содержатся в недавно вышедшей книге "Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы" В.П. Попова и И.В. Крайнюченко*. Авторы пишут, в частности, что последние миллионы лет биосфера не родила ничего принципиально нового, кроме человека. Человек затормозил биологическую эволюцию, но интенсивно развивает техносферу. В настоящем мы не видим зарождения новых биологических форм, но видим зарождение будущего (искусственного) интеллекта. Следовательно, новый постчеловеческий уровень разумной организованности обещает быть явлением неорганической природы. Скорее всего, это будет разумная техносистема, способная к саморазвитию. Исходя из тенденции постоянного усложнения мира, новый уровень организованности должен быть сложнее, чем человеческий, разумнее человеческого, разнообразнее и менее зависим от внешней среды. Так же, как живое вещество взяло на себя функции вовлечения в процесс коэволюции тупиковые, косные формы материи на Земле (по Вернадскому), так и разумное вещество, по их мнению, станет управлять коэволюцией звёзд, планет, галактик. (Авторы имеют в виду не только разумное вещество Земли, но и разум, возникший на других объектах Вселенной.)
        Что касается вопроса о значимости биосферы для человека, то авторы призывают максимально долго сохранять её в состоянии, близком к современному, по крайней мере, до тех пор, пока человек не научится обходиться без неё. Таким образом, сохранение биосферы - не главная задача человечества, а лишь временное пролонгирование привычного способа существования. Создав искусственные (управляемые человеком или машиной) ценозы, человечество со временем избавится от биосферной зависимости. В будущем эстафету эволюции ноосферы на себя примут разумные, самовоспроизводимые и саморазвивающиеся системы, которым не нужна биосфера и которые будут способны колонизировать Космос.
        Таким образом, главная цель человечества, по мнению современных мыслителей от синергетики, состоит в создании на Земле другого (не человеческого), более высокого разума, способного противодействовать космическим катастрофам, осваивать пространства Вселенной и осуществлять дальнейшую эволюцию.
        Такими сугубо атеистическими взглядами не исчерпываются представления современных учёных о проблеме эволюции биосферы и ноосферы. Среди них есть и те, кому близки идеи Пьера де Шардена о неизбежном слиянии ноосферы с теосферой. Наиболее известен академик РАЕН В.П. Казначеев** своей крупной работой в соавторстве с Е.А. Спиркиной "Космопланетарный феномен человека".
        Наши собственные взгляды на проблему ноосферогенеза также ближе к шарденовским. В основе нашей концепции, которая не противоречит современным представлениям физики (она изложена в серии книг "Культ УРРА"), - оригинальные представления о тройственном принципе овеществления материи; о физической сути времени, а также о существовании особой живительной энергии, которая давно известна и используется человеком, но наличие её пока упорно отвергается академической наукой. Вслед за Шарденом и Казначеевым мы убеждены, что развитие жизни на Земле, как и человека, не может происходить без внешнего "интеллектуального" управления этим развитием, другими словами, эволюция живых систем на планете Земля невозможна без постоянного или хотя бы периодического притока управляющей информации из Космоса.
        Ранее возможность такого управления подвергалась сомнению из-за "запрета Эйнштейна" на превышение любыми сигналами световой скорости в вакууме. Мол, если сигнал "летит" от одной звезды до другой тысячи лет, то о каком управлении в масштабе Вселенной можно говорить?.. Да и сигналы с такими ничтожными скоростями невозможно представить даже на уровне Галактики.
        В ответ на это мы утверждаем, что управление процессами в биосфере Земли, как и развитием Человека, осуществляется из Космоса двумя типами энергоинформационных субстанций не электромагнитной природы. Одна из них (наиболее тонкая и скоростная) - голограммная информация - переносит в эфире пространственные формы того, что должно овеществиться в виде атомарного вещества. Мысли человека являются частным случаем этой голограммной субстанции.
        Вторая энергоинформационная субстанция гравитационной природы (точнее инерционной, поскольку мы считаем, что гравитация - это частный случай инерционных полей). Все инерционные сигналы имеют торсионные и спиновые составляющие. Скорости распространения торсионных "энергий", согласно известному эксперименту Лаврентьева*** с соавторами, почти в тысячу раз превышают световые скорости. Скорость передачи голограммной информации, похоже, в миллиарды раз превышает световую в вакууме.
        Если все это так (в чём мы убеждены), то голограммные "чертежи" новых, более сложных систем могут поступать, к примеру, из центра Галактики на Землю практически мгновенно. Вместе с тем, чтобы из галактического центра достиг Земли поток необходимых инерционных энергий (без них процесс овеществления невозможен), требуется уже существенное время. Именно поэтому в Галактике, в любой точке её пространства, практически мгновенно можно получить любую информацию в виде голограммных образов на эфирном плане.
        Этим мы хотим сказать, что биологическая эволюция не есть только автономный процесс саморазвития и усложнения биосистем в определенном материальном окружении, - это процесс развития и усложнения живых систем в определенном материальном окружении, постоянно корректируемый из Космоса энергоинформационными потоками.
        Мы не случайно заговорили о Галактике, поскольку убеждены, что только галактики можно рассматривать в качестве отдельно взятых вселенных, развитие которых происходит ритмично от взрыва к схлопыванию. После взрывоподобного процесса наработки вещества в виде быстро расширяющегося шаровидного сгустка вихревых систем субатомарного уровня вся "наработанная" плотная материя начинает раскручиваться подобно волчку-вихрю. По мере раскручивания шаровидное облако всё более уплощается, преобразуясь в вихрь-спираль. После достижения точки возврата (когда энергия взрыва-расширения иссякнет) процесс идёт в обратном направлении вплоть до перехода всего наработанного галактического вещества (разнопорядковых вихревых возбуждений эфира) снова в "нулевую точку".
        Такой взгляд на формирование и последующее "свёртывание" галактик совпадает с представлениями индуистов о ритмах "бытия-небытия". Эти знания очень древние, они связаны с перворелигией, существовавшей на территории южной Азии задолго до христианства.
        Согласно этой же религии, Супервселенная (вместилище всех галактик) существует вечно. Мы также убеждены, что все разговоры в науке о якобы имевшем место Большом (Супервселенском) взрыве есть заблуждение, основанное лишь на идее разбегания галактик, которая возникла из неверно истолкованного факта смещения "доплеровского сигнала" в красную область. Об ошибочности взглядов на разбегающиеся галактики указывали многие серьёзные физики. К сожалению, сторонники эффектной идеи "Биг Бума" продолжают упорствовать.
        Если подвести итог нашим взглядам, всю материю во Вселенной (объединяющую в себе не только все виды уже известных науке энергий, но также энергии инерционного типа, а также мир первичных голограмм) можно представить как сложно построенный корпоративный организм, способный к самоорганизации. Предельный масштаб такой разумной саморазвивающейся полево-вещественной сущности зависит от скорости распространения голограммной информации и инерционных энергий в эфире. Поскольку эти скорости достаточно большие, то вероятность взаимозависимости всех процессов во Вселенной становится также большой. Вероятность существования живых корпоративных систем галактического уровня, соответственно, ещё выше.
        Если столь масштабные живые системы существуют, в чем мы не сомневаемся, тогда разумную составляющую наибольшей из них в составе единой иерархической системы в определённом смысле можно назвать Богом. Любой материальный элемент такой системы – частица Бога. Наивысшая степень концентрации Бога в такой системе там, где в наибольшей мере сосредоточена плотность инерционных энергий и способность к их управлению. Поскольку наивысшая удельная плотность этих энергий, а главное, способность к их управлению, сосредоточена в человеке, стало быть, человек ближе всех к Богу. Другое дело, что все люди разные: в одних Бога больше, другие на конкретном этапе своего духовного развития наделены качеством Бога в меньшей мере.
        Численность человечества, конечно же, не исчерпывается представителями только планеты Земля. Во Вселенной, несомненно, существует множество обителей Человека. Естественно, что Человек в других мирах может внешне отличаться от человека земного, поскольку овеществление единой для всей вселенной голограммы Человека может происходить в совершенно разном физико-химическом окружении. Наверняка, разные миры могут отличаться и пространственно-временными параметрами - скоростями своего развития. Отсюда вытекает предположение о существовании в каких-то мирах людей, наделённых качествами Бога в значительно большей мере, нежели человек земной. В этом мы усматриваем суть идей о Богочеловеке или Боге-Сыне - достойном преемнике Отца Небесного.
        Одна из основных функций Бога, с нашей точки зрения, состоит в поддержании равновесия во Вселенной, в том числе через слежение за развитием своих чад - людей, дабы они гармонично развивались, готовя себя к переходу на новые уровни сознания, к управлению процессами на вселенском (галактическом) уровне.
        Жизнь мы не ограничиваем биологическими формами, мы понимаем её шире, как реализацию неотъемлемого свойства материи к самоорганизации. Закономерное, взаимозависимое движение одновременно рождённых материальных систем в пространстве и времени и есть сама жизнь.
        Любую Галактику можно представить как единорожденный целостный живой организм, все элементы которого взаимозависимы, они постоянно обмениваются между собой принципиально различными по своей природе и скоростным характеристикам энергетическими и информационными импульсами (по аналогии с многоканальной системой управления в организме человека). Как и всякий живой организм, эта суперсистема обладает способностью к самосохранению, что реализуется через считывание будущего (через "просмотр трансформаций голографической развертки") и последующую корректировку развития своих элементов.
        Важнейшим интеллектуальным компонентом такого галактического организма является Человек. Мозг его, развиваясь, всё больше приспосабливается участвовать в поддержании Вселенского равновесия. Отсюда галактический организм вполне можно назвать Богом, создавшим Человека по подобию своему. Именно в этом, с нашей точки зрения, первосмысл христианской доктрины (догматики), в основе которой, несомненно, заложены истинные знания, которые были добыты с помощью трансперсонального опыта высокодуховным основателем религии.

Примечания.

* - Попов В.П., Крайнюченко И.В., "Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы", Ростов-на-Дону: изд-во АПСН СКНЦ ВШ, 2003. 334 с.
Аннотация: Монография в рамках постнеклассической науки даёт представление об эволюции Мира с позиций фундаментальных понятий: информация, взаимодействие, управление, синергетика. Сформулированы законы развития, концепции синергетики расширены до сверхсложных объектов. Исследована взаимосвязь понятий информация, энтропия, флюктуация, порядок, аттрактор, хаос, квант.
Попов Валерий Петрович, доктор химических наук, Пятигорский государственный технологический университет (г. Пятигорск).
Крайнюченко Ирина Васильевна, доктор философских наук (2004, тема "Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы"), Институт экономики и управления (г. Пятигорск).

** - Казначеев В.П., Спиркина Е.А., "Космопланетарный феномен человека", Новосибирск: Наука, Сиб.отдел., 1991.
Казначеев Влаиль Петрович (1924 г.р.), доктор медицинских наук (1962), профессор. Член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, Петровской академии, действительный член Российской Академии медицинских наук. Советник Центра клинической и экспериментальной медицины СО РАМН, Председатель Ученого Совета МНИИКА, директор ИКЭМ (г. Новосибирск).
Спиркина Елена Александровна, психотерапевт, кандидат психологических наук (1987, тема "Критический анализ некоторых концепций эго-психологии"). В 1979 году окончила Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1982 году окончила аспирантуру Института психологии. С 1985 по 1987 год преподаватель Московского государственного педагогического института им В.И. Ленина факультета психологии, с 1994 по 1999 год преподаватель Академической школы профессиональной психологии, с 1999 г. преподаватель Института практической психологии и психоанализа (ИППиП).

*** - Лаврентьев Михаил Михайлович (1932 г.р.), математик, доктор физико-математических наук, академик АН СССР (1981; академик РАН с 1991). Директор Института математики им. С.Л. Соболева с 1986 г. по 2002 г. Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1987). Труды по математической физике.
Лаврентьев М.М., Еганова И.А., Луцет М.К., Фоминых С.Ф., "О дистанционном воздействии звезд на резистор" // Доклады АН СССР, 1990, т. 314, № 2, стр. 352-355.
Лаврентьев М.М., Гусев В.А., Еганова И.А., Луцет М.К., Фоминых С.Ф., "О регистрации истинного положения Солнца" // Доклады АН СССР, 1990, т. 315, № 2, стр. 368-370.
http://astro.proforums.ru/doc/lavr_sun_w.htm
Лаврентьев М.М., Еганoва И.А., Медведев В.Г., Олейник В.К., Фoминых С.Ф., "О сканирoвании звезднoгo неба датчикoм Кoзырева" // Дoклады АН, 1992, т. 323, № 4, стр. 649-652.

Справка:

Паничев Александр Михайлович, (1951 г.р.), г. Владивосток, доктор биологических наук (2000, тема "Литофагия у животных и человека (Литофагиальная авторегуляция организмов в природных экосистемах)"), профессор, главный научный сотрудник лаборатории экологии и охраны животных Тихоокеанского института географии ДВО РАН. В 1974 г. окончил Дальневосточный политехнический институт по специальности "геофизические методы поисков и разведки МПИ". После окончания института работал в Южно- Приморской геологической экспедиции. С 1975 по 1980 гг. работал охотником-промысловиком в госпромхозе "Пожарский". С 1980 г. начал работать в Тихоокеанском институте географии ДВО РАН, где в 1995 г. защитил диссертацию кандидата геолого-минералогических наук по специальности "литология", а в 2000 г. диссертацию доктора биологических наук. За время работы Паничев получил авторские свидетельства: "Способ поисков месторождений минералов цеолитовой, монтомориллонитовой и опаловой групп" (1985), "Способ получения иммуносорбента для выявления бактериальных антител в биологических жидкостях" (1990) и в 2003 г. патент на изобретение "Сорбционный контейнер для хирургии". Является автором и соавтором более 10 монографий и 70 научных публикаций. Основные монографии: "Зверовые солонцы Сихотэ-Алиня" (1987), "Литофагия в мире животных и человека" (1990), "Природные минералы и причинная медицина будущего" (2001, соавтор А.Н. Гульков), "Подходы к новой биологии, экологии и медицине" (2004, соавтор А.Н. Гульков), "Цеолиты в хирургии" (2004, соавторы). Под руководством Паничева защищена 1 кандидатская диссертация.
E-mail: <sikhote@fastmail.vladivostok.ru>
Паничев А.М., Гульков АН., "Культ УРРА: Подходы к новой биологии, экологии и медицине", 2-е изд., перераб., М.: Белые альвы, 2004.
Паничев А.М., "Природные минералы и причинная медицина будущего", Владивосток: ДВГТУ, 2001. 209 с.