Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Вера

2006. Кравчик Е., "Порядок, сокрытый в хаосе".


Порядок, сокрытый в хаосе.

Кравчик Евгения.

Газета русскоязычной Америки «Еврейский мир», 19 октября 2006 и 25 октября 2006 г.
http://evreimir.com/article.php?id=12431
http://www.evreimir.com/article.php?id=12516


        В академических кругах Запада профессор Еврейского университета Элиягу Рипс известен как блистательный алгебраист, автор статей, опубликованных в самых престижных изданиях. В иерусалимском квартале Рамот «гимель» седовласого главу многодетного семейства почитают как замечательного соседа – мудрого, искреннего, отзывчивого. И только старожилы-рижане помнят, какой шум наделал в 1969 году протест 20-летнего студента Ильи Рипса против ввода в Чехословакию оккупационных войск.

        Илья Рипс родился в 1948 году в тихой интеллигентной семье. Отец, Арон Залманович, был преподавателем математики и решал с горячо любимым единственным сыном задачи повышенной сложности, всячески приобщая ребенка к премудростям науки. С ранних лет мальчик демонстрировал феноменальные способности. В школьные года Илья побеждал на математических олимпиадах, «перепрыгнул» из седьмого класса в девятый, а из девятого – в одиннадцатый.
        Учителя и одноклассники с благоговением относились к еврейскому вундеркинду: никто Илье не завидовал, никто не пытался с ним соперничать. Он был звездой, уникумом – и это воспринималось как данность.
        В неполные 16 лет Рипс поступил на физико-математический факультет Латвийского госуниверситета и стал самым юным студентом. В 1968 году он заканчивал обучение на четвертом курсе. Посещал занятия на военной кафедре. Ближе к лету студентов отправили на сборы в Калининградскую область. Оказавшись среди кадровых офицеров Советской армии, Илья был несказанно удивлен тем, что они рвутся в Чехословакию.
        Наступил август. Часть, при которой состояли студенты, была переброшена за рубеж, на «передовую», а представителей «народной интеллигенции» благоразумно вернули в Ригу. Когда в Чехословакию после просьб о «братской помощи» ввели советские войска, Илья не смог смириться с вопиющей несправедливостью.
        – После нескольких месяцев молчаливого созерцания я не стерпел, – говорит Рипс, – и в апреле 1969 года вышел на площадь у памятника Свободы.
        В руках 20-летнего юноши был плакат с надписью: «Протестую против оккупации Чехословакии!» Илья надел заранее облитую бензином фуфайку. Транспарант завернул в бумагу.
        – Самым трудным делом оказалось развернуть обертку, – вспоминает он. – Но когда я ее с плаката содрал – почувствовал, что нахожусь уже где-то далеко, по другую сторону…
        Вспыхнуло пламя. Его потушили проходившие мимо моряки.
        – Я получил ожоги, – но несерьезные, – говорит Илья Рипс. – Собралась толпа. Довольно враждебная.
        Из толпы вынырнул человек в штатском. Предъявил удостоверение. Рипса отвезли вначале в участок, а оттуда вечером того же дня доставили в городскую психбольницу. На другое утро сотрудники КГБ приехали с подписанным ордером на арест и перевезли Илью в тюрьму, где он промаялся до осени 1969 года.
        – На суде я не присутствовал: следствие назначило психиатрическую экспертизу, – вспоминает он. – У меня, как водится, «диагностировали» вялотекущую шизофрению (теперь, наверное, уже немногие помнят, что в свое время советские власти изобрели замечательный патент: объявлять граждан с неугодным образом мыслей умалишенными с вытекающими последствиями в виде принудительного лечения).

        Из «Хроники текущих событий» (выпуск 8 от 30 июня 1969 года): Судьба инакомыслящих, объявленных психическими больными.
        На протяжении июля ожидаются три судебных разбирательства по применению принудительных мер медицинского характера.
        Судебно-психиатрическая экспертиза института им. Сербского в Москве признала невменяемым ВИКТОРА КУЗНЕЦОВА, об аресте которого сообщалось в «Хронике». ВИКТОРУ КУЗНЕЦОВУ было предъявлено обвинение по ст. 70 УК РСФСР, следствие по его делу вели органы КГБ. Экспертизой руководил профессор Д. Р. ЛУНЦ, известный тем, что еще в начале 50-х годов заведовал в институте Сербского отделением для политических...
        В г. Риге признаны психически невменяемыми ИВАН ЯХИМОВИЧ и совершивший попытку самосожжения ИЛЬЯ РИПС.
        ИЛЬЕ РИПСУ 20 лет, только в декабре исполнится 21. В неполных 15 лет он стал одним из победителей Международной математической олимпиады школьников, в неполных 16 окончил школу и поступил на физико-математический факультет рижского университета. Все годы учебы он был ленинским стипендиатом и гордостью университета. Его дипломная работа, по отзывам преподавателей, была готовой основой докторской диссертации.
        10 апреля он получил отличное направление на работу – в Институт физики АН Латв. ССР. 13 апреля он вышел на площадь Свободы с плакатом «Протестую против оккупации Чехословакии» и поджег на себе одежду, предварительно облитую бензином. Находившиеся здесь моряки быстро погасили огонь, но жестоко избили юношу. Ожоги, к счастью, оказались незначительными. В больницу, куда увезли ИЛЬЮ, пришли его товарищи по университету, предлагая себя как доноров кожи. По непроверенным слухам, эти студенты подверглись внутриуниверситетским репрессиям.
        ИЛЬЕ РИПСУ было предъявлено обвинение по ст. 65 УК Латв. ССР, соответствующей ст. 70 УК РСФСР. Действия РИПСА в высшей степени трудно подтянуть под какую бы то ни было статью Уголовного Кодекса, поэтому, вероятно, и была избрана статья об «антисоветской агитации и пропаганде», во-первых, наиболее расплывчатая по формулировке, во-вторых, обеспечивающая наименьшую степень гласности – начиная с того, что требуется адвокат с допуском. Кроме единственного факта попытки самосожжения, ИЛЬЯ РИПС не обвиняется ни в чем. Наоборот, само следствие установило, что единственный момент несогласия РИПСА с советской политикой относится к одной единственной акции правительства – вводу войск в Чехословакию. В этих условиях доказывать вину по ст. 65 УК Латв. ССР, то есть доказывать умысел на подрыв существующего строя, слишком трудно. Гораздо легче изолировать ИЛЬЮ РИПСА под маркой «невменяемости», так как, согласно укоренившейся практике, суды рассматривают дела о назначении принудительных мер медицинского характера чисто формально, не вдаваясь ни в суть дела, ни в суть экспертизы.
        Таким образом, вывод экспертизы: «Должен быть признан невменяемым и помещен на принудительное лечение в психиатрическую больницу специального типа» – почти наверняка означает, что и ВИКТОР КУЗНЕЦОВ, и ИВАН ЯХИМОВИЧ, и ИЛЬЯ РИПС окажутся в тюремной психбольнице».

        Подзащитный Буковского.

        Илья был настроен решительно на борьбу. Чтобы доказать свою вменяемость, он написал в тюрьме математическую статью.
        – Однако даже эта работа не помогла «экспертам» обнаружить у меня умственные способности, – иронизирует он.
        После шести месяцев, проведенных в тюрьме, Илья оказался в психиатрической больнице, где пробыл до 1971 года. Спасло Рипса вмешательство известного правозащитника Владимира Буковского, который сам дважды был брошен в психушку за инакомыслие. Буковскому удалось получить медицинскую документацию, касавшуюся шести заключенных, в том числе его самого, Наталии Горбаневской – участницы демонстрации протеста против оккупации Чехословакии, и Петра Григоренко – ветерана Великой Отечественной, генерал-майора, завкафедрой кибернетики Военной Академии им. Фрунзе, в 1961 году публично выступившего против культа Хрущева. В марте 1971 года Владимир Буковский передал добытую им документацию Международному конгрессу психиатров в Париже.
        О предпринимаемых Буковским усилиях Илья ничего не знал. Внезапно ему назначили новую медкомиссию. На сей раз в Ригу прибыл всемогущий профессор Лунц и… Рипса признали вменяемым!
        – Буковский действовал исходя из ясного осознания, что скоро его посадят, – говорит профессор Рипс. – Это и есть высшее мужество.
        Илью освободили из-под стражи в день повторного судебного процесса.
        – Родители тут же подали документы на выезд в Израиль, – рассказывает он. – Было это после нашумевшего ленинградского процесса по «самолетному делу».
Мать, Циля Исааковна, поехала в Москву. Однако в разрешении на выезд семье отказали. Среди старых (довоенных) знакомых отца был математик Липман Берс, занимавший профессорскую должность в Нью-Йорке. Материалы, касающиеся отказа, были переданы ему вместе с опубликованной к тому моменту новой математической работой Ильи. Ознакомившись с ней, профессор организовал петицию американских математиков в защиту молодого рижского коллеги. Она-то и оказала магическое действие: в конце 1971 года семью Рипс выпустили! В январе 1972 года они прибыли в Израиль.
        Иврит Илья учил с таким же упоением, с каким в детстве решал сложные математические задачи. По окончании ульпана он поступил в Еврейский университет. Его приняли в докторантуру, в первый же год дали место ассистента.
        Отслужив в армии, Рипс вернулся в столичный университет уже в качестве лектора, а затем получил должность полного профессора, которую занимает по сей день.
К религии Илья, подобно многим отказникам и диссидентам, потянулся уже в Израиле.
        – Трое из четырех моих бабушек и дедушек были убиты гитлеровцами, – объясняет он. – Связь поколений была прервана. А здесь я впервые открыл ТАНАХ, будучи уже взрослым. Мне посчастливилось познакомиться с ныне покойным равом Ицхаком Зильбером. Он сам нашел меня и пригласил к себе. Под влиянием общения с ним я в первый же год пребывания в Израиле начал приближаться к иудаизму, не прерывая, впрочем, учебы.
        Илья стал соблюдать мицвот.
        – В Советском Союзе у нас появилось отвращение к печати и пропаганде; читая тамошнюю прессу, ты сталкивался со всеми оттенками фальши, – объясняет профессор Рипс. – Поэтому первый вопрос к каждому новому тексту заключался в том, какова его тональность. ТАНАХ произвел на меня неизгладимое впечатление своей искренностью, особенно когда я перечитывал те его страницы, где говорится о тяжелейших испытаниях, которые еврейский народ перенесет в будущем. К сегодняшнему дню часть этого будущего уже успела стать прошлым…

        На пересечении Торы и… математики.

        Подобно лауреату Нобелевской премии профессору-математику Ауманну Элиягу Рипс сочетает феноменально острый ум ученого с глубочайшим знанием Торы. Услышав в конце 70-х от рава Шмуэля Янива о кодах Торы, он начал искать им сугубо научное подтверждение.
        Впервые коды Торы были упомянуты в книге рава Хаима-Михаэля-Дова Вайсманделя, изданной после Второй мировой войны его учениками. В ней, в частности, приведено несколько примеров чтения Торы через равный интервал. Этой идеей загорелся рав Янив.
        Находка рава Вайсманделя произвела на Илью оглушительное впечатление. Какой силой гения должен был обладать этот человек, чтобы найти коды вручную, без ЭВМ! Исходная идея рава Вайсманделя представлялась математику Рипсу одновременно и простой, и фантастической. К тому же под рукой был компьютер. Вместе с единомышленниками Илья окунулся в исследование…
        Профессор Рипс разворачивает длиннющую компьютерную распечатку с ивритским текстом – выдержкой из Торы. Рядом кладет копию информационного сообщения, опубликованного на первой странице газеты «Маарив» 12 сентября 2001 года – на другой день после мегатеракта в США.
        Тора (процитируем Виленского Гаона) содержит план сотворения мира: «Все, что было, есть и будет до конца дней, содержится в Торе не только в общем виде, но и в частных деталях». Иными словами, объясняет профессор Рипс, Тора содержит скрытую информацию. Не может ли чтение через равные промежутки букв оказаться ключом к ее расшифровке?
        – Поиск расшифровки исходит из предположения, что скрытый текст Торы предназначен для раскрытия, – объясняет он. – В таком случае перед нами встает фундаментальная научная проблема: как проверить, не скрывается ли за видимым хаосом скрытый порядок? О полном понимании скрытого текста пока нет и речи. Однако обнаружен ряд систематических явлений, каждое из которых четко свидетельствует о неслучайности наблюдаемой картины и дает частичный ключ к тому, что скрыто в тексте.
        Под чтением текста с равными шагами подразумевается следующее: ученые выбирают исходную букву и отсчитывают от нее определенное количество букв (шаг). Пробелы между словами и знаки пунктуации не засчитываются. Шаг может быть как положительным, так и отрицательным. При положительном шаге отсчет ведется справа налево, а при отрицательном – слева направо.
        Взяв какое-нибудь слово или выражение, исследователи (с помощью компьютера) находят его появление с равным шагом. Как текст Торы, так и любой другой текст, дает примерно одинаковую общую картину: короткие слова или выражения появляются многие тысячи раз. Достаточно длинные, как правило, не появляются вообще.
        Уникальные особенности текста Торы начали проявляться, когда был введен принцип минимальных шагов, ставший впоследствии фундаментальной идеей исследования. Один из ученых, Дорон Вицтум, сделал находку, которая произвела на Илью Рипса ошеломляющее впечатление: на одном участке из 46 букв он нашел в Книге бытия упоминание о Виленском Гаоне. Если руководствоваться обывательской логикой, каждое из этих двух слов в принципе может быть упомянуто в Торе. Но чтобы оба слова соседствовали на участке из 46 букв?!
        Математики задались вопросом: может ли такое произойти случайно? Вообще говоря, может, но вероятность мала. Насколько она мала? Измерения показали: имеется один шанс из десяти тысяч, что оба слова появились рядом случайно.
Ученые продолжали терзаться сомнениями: нельзя строить слишком далеко идущие выводы на одной десятитысячной. Главный вопрос: насколько явления такого рода распространены в тексте Торы? Оказалось, что очень даже!

        Запрограммированный терроризм?

        – Двадцать первый век открылся под знаком террористической войны ислама против западной цивилизации, – говорит профессор Рипс. – Подлинным его началом стало 11 сентября 2001 года, когда в Нью-Йорке погибли тысячи людей и были разрушены башни-близнецы. Мы задали в поиск четыре слова – «атака», «самолет», «башни» и «близнецы». Вот результат.
        В таблице слово «атака» ((оъчфд выделено красным цветом, «самолет» ((оиес – фиолетовым, овгмй (башни) – синим, адъаеойн (близнецы) – черным и желтым. На полях указана книга Торы, глава и стих. В данном случае перед нами 20-я глава книги Чисел (Бамидбар). Каждая строка компьютерного текста содержит 36 букв. Текст напечатан без пропусков между словами, поэтому для удобства чтения слова отмечены синим и серым цветом вперемежку.
        Слово «близнецы» появляется с шагом 36. Это – минимальный шаг во всем тексте Торы. Поскольку шаг совпадает с длиной строки, мы видим ее по вертикали. Слово «башни» имеет шаг 71. Так как 71 = 36 х 2 – 1, оно появляется «ходом шахматного коня»: два вниз и один в сторону. Слово «самолет» появляется с шагом минус 33 = – 36 + 3, одну строку вверх и три буквы влево. Каждое из этих появлений – второй минимум в книге Чисел (а также 8-й, 4-й и 7-й минимумы во всей Торе)…
        Главный вопрос: насколько маловероятна показанная на таблице концентрация этих слов? Используя метод измерения, развитый профессором Робертом Гораликом из Нью-Йорка, израильтяне получили вероятность 1 к 10.000.000! То есть имеется ОДИН ШАНС ИЗ ДЕСЯТИ МИЛЛИОНОВ, чтобы вышеозначенные четыре слова – «атака», «самолет», «башни», «близнецы» – случайно появились рядом на такой маленькой площадке текстовой таблицы (при этом с минимальными или близкими к минимальным шагами). Цифра внушительная. Но чтобы она приобрела еще больший вес, следует тщательно разобраться в ее значении. Ведь можно было использовать и другие ключевые слова, например, «самолеты» (во множественном числе) «международный торговый центр» и т.д.
        Для достижения объективности в выборе ключевых слов ученые и воспользовались информационным сообщением «Маарива».
        – Иными словами, текст Торы с незапамятных времен нес в себе картину американской трагедии, но в нераскрытом виде, – говорит профессор Рипс. – Связь между случайными, казалось бы, словами стала понятной ПОСЛЕ теракта. Если бы мы попытались искать ее хотя бы за день до него, вряд ли кто из нас сумел бы связать «башни-близнецы» с… «самолетом»!
        Аналогичных примеров немало: это и цунами в Азии (ему соответствует то место в Торе, где описан переход через Красное море, когда волны встают, как стена), и дело врачей (15-й стих 40-й главы книги Бытия, в котором появляются оба слова, гласит: «Ибо я украден был из земли Иврим (евреев); а также и здесь ничего не сделал, хотя посадили меня в эту яму», то есть – в тюрьму).
        В книге Шмот предсказана вторая ливанская война. Точно указана дата: 5766, то есть прошлый уже еврейский год. На иврите предсказание прочитывается так: «внезапно», «по инициативе другой стороны», «чрезвычайное время», «прятаться».
        Прочитывается в Торе и предвидение болезни Ариэля Шарона, операция и последовавшее за ней разрушение головного мозга.
        – Можно ли таким же способом предсказать по тексту Торы будущее страны и еврейского народа? – спрашиваю я.
        – Тора категорически запрещает колдовство, попытку обращения к мертвым (спиритизм, – Е.К.) и устанавливает за это крайне суровые наказания, – объясняет профессор Рипс. – Но даже если бы это и было дозволено, я не уверен, что разгадка будущего стала бы для нас благом…
        Остается добавить, что научная статья, написанная по следам исследования закодированного в тексте Торы американского мегатеракта, была заслушана в августе с. г. на международной конференции по распознаванию образов в Гонконге. Иерусалимские математики продолжают работу над расшифровкой кодов Торы…

Справка:

Кравчик Евгения, израильский корреспондент газеты "Новости недели" (Израиль). С 1990 по 1999 год вела журналистские расследования в газете "Вести". Летом 2006 года вела репортажи с Севера страны. Публикует репортажи из города Сдерот, ашкелонской больницы "Барзилай" и прилегающих к сектору Газы населенных пунктов. Инициировала и ведет в "НН" рубрику "Социальная жизнь". Увлекается фотографией и подводным плаванием.