Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Вера

2002. Сидоров Е.Ю., "Вера в науке и религии. Точка зрения исследователя аномальных явлений".


Вера в науке и религии.
Точка зрения исследователя аномальных явлений.

Сидоров Е.Ю.

22.07.2002 г.
http://www.ufo.lv/articles.php?id=251722072002160128

“Я взял за правило верить только тому, что понимаю”
Бенджамин Дизраэли.

        Часто среди уфологов, в дискуссиях, на семинарах по проблемам исследований аномальных явлений приходится слышать мнение, что наука и вера несовместимы! Что вера это понятие, присущее только религиозному мировоззрению и никакого отношения к научному познанию мира не имеет.
        Сложился устойчивый стереотип что вера есть специфическое отношение к действительности или воображаемым предметам, явлениям (и соответствующее им духовное состояние человека), когда их достоверность и истинность принимаются без теоретических и практических доказательств, обоснований. И в качестве примера приводится религиозная вера. Подобную веру принято называть ”слепой верой” и ее противопоставляют знанию! Сильнее всего принцип слепой веры и главенство веры над разумом выразил отец церкви Тертуллиан: “Верую, потому что абсурдно”.Думающий же человек должен руководствоваться противоположным принципом: “Подвергай всё сомнению”.
        Хорошо, а если предположить, что вера основана на теоретических и(или) практических доказательствах (в любой форме!) то что, вера в науке становится допустимой? В таком случае принято считать, что вера (“научная вера”) основана на глубоких знаниях природы вещей и явлений,основана на убежденности и уверенности человека в истинности тех или иных научных или общественных (политических)идей!
        Значит вопрос не столько в самой вере, сколько в том, на чем основана вера, что является сущностью той или иной веры?

        Вера и достоверность.

        В повседневной жизни широко используют понятия веры и достоверности. Не исключением являются наука и религия. Есть много других однокоренных слов, которые связаны со словом вера: верность, удостоверение, верование, уверенность, доверие, поверие, уверовать, сверить, проверить, заверить и т.п. Ряд можно продолжать, благо, что бесконечно богатый русский язык это позволяет...
        Очевидно, что и слово достоверность (достаточная верность) относится к этому длинному смысловому ряду. Можно заметить, что слово вера и достоверность и многие другие однокоренные слова, безусловно, имеют глубинное общее смысловое происхождение. Можно видеть, что в основе этих понятий лежит вера, уверенность, несомненность, вера во что-либо! Например, в этическом смысле вера это способность доверять, она предполагает душевную стойкость (вера в человека, в дружбу, в будущее, в справедливость, в идеал и т.п.). Вера часто связана с риском, ибо это чувство может ошибаться...
        Разделение понятий веры и достоверности произошло еще в начале формирования науки как альтернативного (религиозному) способа познания реальности. Наука в своей методологии старалась по возможности избегать понятия “вера”, отдавая предпочтение своему, вновь рожденному термину, достоверности, по сути упрощенно подразумевая под ней количественную характеристику, показывающую вероятность реализации какого либо параметра или события, сводя поиск достоверности в чем-либо к поиску статистически значимого результата!
        Сегодня под достоверностью в науке, понимается характеристика доказательного знания (высказывания, суждения), обоснованного либо с помощью логически взаимосвязанных построений, истинность которых доказана, либо путем эмпирического подтверждения, повторения и (или) воспроизводимостью феномена!
        Понятие достоверности тесно связано с объективностью самого процесса познания. Критерием достоверности в классической науке является аргумент, факт, т.е. эмпирически или логически (прошу читателя обратить внимание!)обоснованный результат, полученный в процессе познания реальности. Принято считать, что именно повторяемость результата приводит исследователя к объективности и достоверности в исследовании конкретного феномена...По словам М. Пруста: “Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук и в том, что не имеет связи с математикой...”!
        С другой стороны хотелось бы отметить, что вера это, прежде всего, психологическое состояние человека, уровень его убежденности в чем либо, имеющей под собой как объективные, так и субъективные основания! И, как правило, эта убежденность строится на реальных фактах или переживаниях...
        Можно говорить о “научной вере” или убежденности - уверенности в истинности таких идей и представлений, которые могут быть доказаны. Ведь и научное познание так же покоится на вере в некоторые эмпирические высказывания.
        Можно говорить и о “религиозной вере” в основе которой, как принято считать, лежат идеи и представления, истинность которых не может быть однозначно обоснована и доказана! Но так ли это? Неужели основные религиозные идеи, да и сама религиозная доктрина строились на бездоказательных (в какой-либо форме!) положениях? Неужели многотысячелетняя история развития различных верований это история человеческих...заблуждений? Анализ религиозных верований показывает, что это далеко не так. Религиозная вера имеет глубинные, корневые, фундаментальные основания в которых непременно есть...знания! Академик Б. Роушенбах отмечает, что религиозное мировоззрение не противоречит научному.
        С другой стороны, а разве всегда в науке все однозначно доказывается и обосновывается? Есть же, например, в науке такие понятия как постулат (лат. postulatum) или аксиома (гр.axioma), т.е. исходное положение принимаемое без(!) доказательств, т.е. неоспоримая истина! Или, например, предположение о верности или неверности знаний, которое также является разновидностью веры. Такая вера может быть названа НАУЧНОЙ, поскольку именно она движет исследователями и учеными в процессе познания. Т.е., научная вера, как бы предваряет знание! И это далеко не все.
        Это общепринятые представления, т.с. классика, но...остается какая-то внутренняя неудовлетворенность от этих определений. При вроде бы очевидных различиях, чувствуется некоторая искусственная натяжка, искусственное разделение понятий веры и достоверности. И это особенно заметно при рассмотрении крайне маловероятных событий и формировании понятий веры и достоверности на базе логических взаимосвязанных построений, что наравне успешно используют как наука, так и религия...

        Необходимое отступление.

        Нередко исследователям аномальных явлений ставится в вину недостаточная достоверность полученных материалов. Что же имеется ввиду? Недостаточный размер выборки? Или может невозможность воспроизведения аномальных явлений? А может низкая вероятность реализации данных явлений? А разве может быть достаточная... достоверность? Если возможна, то как количественно она определяется и чему равна?
        Сегодня в теории вероятности (ТВ) принято выделять три основных класса событий.
        Достоверные события (ДС) - это события, имеющие вероятность своей реализации w=1 (реально в науке и технике используется величина доверительной вероятности c w=0,95). Эти явления имеют четкую причину, которая собственно и порождает само явление (следствие). Причина и следствие являются жестко детерминированными, связанными событиями*.

        * Несвязанные события так же представляют интерес в аномалистике, но это предмет отдельного разговора.

        Справедливости ради следует отметить и еще одно более широкое понимание достоверности событий. Любое состоявшееся событие становится достоверным будь оно изначально вероятностным или детерминированным! Т.е., если событие уже реализовалось, то событие считается достоверным независимо от наличия причинно-следственной связи и(или) величины вероятности свершения самого события. С этой точки зрения любые свершившиеся, реализованные события являются достоверными. В этом смысле, например, наша история достоверна как достоверно падение случайного кирпича на голову случайного прохожего!
        Это понимание достоверности позволяет распространить понятие достоверности на маловероятные, на спорадические** и на аномальные явления, да и вообще на любые события независимо от вероятности их свершения, но при обязательном условии их ФАКТИЧЕСКОГО СВЕРШЕНИЯ! Таким образом, вопрос о достоверности какого-либо события сводится к доказательству (в любой форме) ФАКТА СВЕРШЕНИЯ ДАННОГО СОБЫТИЯ и только!

        ** sporadicos, гр.-единичный,случайный

        Невозможные события (НС) - это события, которые имеют вероятность своей реализации w=0. Эти события ни при каких условиях не могут быть реализованы, ввиду самой физической природы ожидаемых явлений. Например, выпадение кубика на ребро!
        Однако заметим, что абсолютно достоверных и невозможных событий в природе, по-видимому, нет, т.е. интервал вероятностей от 0 до 1 является открытым. Ведь даже самому маловероятному событию с w=>О всегда можно противопоставить длительность времени наблюдения t=>оо и соответственно число испытаний N=>oo, а достоверному событию - влияние неучтенных факторов...
        Именно в интервале вероятностей от 0 до 1 лежит бесконечный массив разновероятных (случайных) событий, которые и реализуются в наблюдаемой реальности. Вероятностные события не имеют жесткой причинно-следственной связи, факт их реализации есть сложная функция многих взаимозависимых условий (параметров). Например, выпадение кубика на какую-нибудь грань. ТВ позволяет прогнозировать с любой точностью число реализации заданного события (или параметра) и тем точнее, чем больше выборка N (N-число испытаний).
        Особый интерес в аномалистике представляют крайне маловероятные события, вероятность реализации которых близка к 0, спорадические события, реализация которых не может быть описана ТВ, ввиду исключительной их редкости и невозможности применения к ним статистических методов анализа и аномальные явления, физическая природа которых вообще выходит за рамки рассмотрения науки.
        Маловероятные события (МС) - события, которые могут быть зафиксированы лишь при длительном времени наблюдения и(или) огромном числе испытаний. Маловероятные события реализуются крайне редко, но их предсказание и описание хорошо дается ТВ и они включаются в сферу интересов науки. МС практически можно считать НС.
        Спорадические события (СС)- события единичные, реализуются в природе крайне редко. Строго говоря эти события невозможно предсказать ни в пространстве, ни во времени. Они живут как бы “сами по себе” и их реализация не имеет выраженной причинно-следственной связи. Хотя как известно нет случайности, а есть непознанная закономерность. Описание их с помощью ТВ, а также непосредственное исследование затруднено ввиду полной непредсказуемости этих событий. Несмотря на это, СС также включены в сферу интересов науки и более того, успешно ею изучаются (пример-спорадические метеоры).
        Аномальные события (АС)- события также несут спорадический характер и относятся к группе маловероятных событий. АС сегодня не поддаются строгому научному анализу и пока не находят рационального объяснения. АС, как правило, скоротечны, не исключена их связь с особенностями восприятия человеком реальности и подобно СС, могут реализоваться в любой точке пространства и в любое время!
        По наблюдениям исследователей аномальных явлений, АС в среднем реализуются как минимум один раз в жизни каждого человека. Это дает частоту аномальных случаев как минимум в 27 событий за 10 секунд, или 233280 случаев за сутки по всей планете! Много это или мало на 6 млрд. людей? Вопрос оставим открытым. Но сложность их изучения обусловлена, прежде всего, в их непрогнозируемости, невоспроизводимости и несоответствии сегодняшней научной парадигме! Этот факт накладывает существенные ограничения на применение научной методологии в их изучении, что собственно и является серьезным поводом к тому, что АС практически исключаются из рассмотрения наукой.
        Хотелось бы отметить еще один необычный аспект в изучении АС. Дело в том, что АС могут оказаться проявлением...иного разумного начала. В этом случае исследование АС становится крайне проблематичным ввиду возможного целенаправленного и активного управления этими событиями и их влияния на психику человека и контрольно-измерительные приборы со стороны...иного разума, что для науки само по себе явление новое. Ведь до сих пор наука имела дело лишь с “пассивными” (в плане разумности) явлениями и событиями, которые сознательно НЕ препятствовали их познанию человеком. А ведь рано или поздно с подобными событиями и явлениями человечество непременно столкнется. О какой достоверности и воспроизводимости или вероятности реализации в этом случае можно говорить, если “некая сила”, разумное начало, стоящее за ширмой АС само решает как и посредством чего взаимодействовать с исследователем, порой демонстрируя ему “полный бред”, противоречащий всем физическим основам?

        Вера в науке.

        Понятие веры не обошло и науку. И это не только вера, например, в саму науку, научно-технический прогресс человечества, вера в “коммунистическое послезавтра”, “преимущества или мерзости капитализма”, или законы небесной механики. Аспектов веры в науке чрезвычайно много. Это и вера, основанная на научном авторитете, на воспитании, на научной школе...Это вера (если хотите, убежденность, но это принципиально ничего не меняет) в работоспособность установленных в данный период развития и проверенных законов природы, это уверенность ученого в правильности выбранной рабочей модели явления и т.п.
        Научное познание определенно покоится на вере в некоторые эмпирические высказывания и знания.
        По словам Л. Витгенштейна: "Нельзя экспериментировать, если нет чего-то несомненного... Экспериментируя, я не сомневаюсь в существовании прибора, что находится перед моими глазами, на каком основании я доверяю учебникам по экспериментальной физике? У меня нет оснований не доверять им... Я располагаю какими-то сведениями, правда, недостаточно обширными и весьма фрагментарными. Я кое-что слышал, видел и читал...".
        Нельзя не согласиться, что по крайней мере 9/10 знаний каждого человека основываются исключительно на чужих наблюдениях, результаты которых мы принимаем на веру!
        Есть известные ученые физики, химики, космологи, философы, которые являются глубоко верующими людьми***.

        *** "Религия и наука являются сестрами", - говорил физик, руководитель американской космической программы Вернер фон Браун. Глубоко верующими людьми были Ньютон, Эйнштейн, Планк, Бойль и многие другие ученые.

        Интересная особенность, чем глубже ученый проникает в тайны мироздания, чем старше человек становится, тем очевидней для него становится факт наличия во Вселенной единой, упорядочивающей все мироздание силы, тем выше уверенность в существовании Высшего Разумного начала. "Малое знание уводит от Бога. Большое знание приводит к Богу", - слова А. Франса.
        Позволю себе процитировать И. Вернадского: “В действительности "научная вера" является в истории науки могущественным созидательным фактором, теснейшим образом генетически связанным с научным исканием и научным творчеством, в общем от них неотделимым. Она может быть сравниваема с религией лишь по форме своего психического проявления, но не по характеру лежащих в ее основе данных. Научная вера, к сожалению, мало обращала на себя внимание логической мысли, но ее роль в историческом процессе огромная. Научная вера не только приводила к открытиям, она заставляла человека идти по пути научного творчества и научных исканий вопреки всяким внешним препятствиям, позволяла и позволяет человеку ставить цель и задачи научных исканий не только выше житейского блага, но и выше жизни. В обществе без научной веры не может быть научного творчества и прочной научной работы...В течение всего века и века следующего мы на каждом шагу в жизни почти каждого научного работника встречаемся с научной верой, которая является опорой в тяжелых условиях русской действительности, служит импульсом, направляющим вперед, среди самых невозможных внешних условий, создателей творческой работы русского общества в области научных исканий. Мы должны помнить, что только при ее наличности в стране может идти большая научная работа, живое научное творчество. И только проявлением ее, в конце концов, является та большая работа, которая была сделана в этой области культуры русским обществом XVIII столетия.” (Публикуемый текст представляет собой вводную главу к фундаментальному труду И. Вернадского о начальном этапе становления отечественной науки. Ученый работал над ним в 1912-1914 гг. В его основу он положил курс лекций, прочитанный им весной 1912 г. в Петербургском университете.)
        А вот слова Артура Комитона - физика, лауреата Нобелевской премии: "Для меня вера начинается с того, что высший Разум вызвал Вселенную к существованию и сотворил человека. Для меня нетрудно иметь веру, поскольку неоспоримо, что там, где есть план, есть разум. Упорядоченность Вселенной свидетельствует об этом".
        И это далеко не все аспекты проникновения веры в науку и в научный процесс познания. В этом нет ничего удивительного и, тем более, унизительного для науки. Ведь науку делают люди, со своими сильными и слабыми сторонами, в сознании которых всегда находит отражение понятие веры во что-либо!
        Ключевым моментом в “научной вере” является способ получения знаний, а также научная методология в основе которой, лежит интерпретация, воспроизводимость и прогнозирование событий.
        Ведь и в науке, порой, мы говорим о вере во что-то, лишь убедившись, что нам с определенной вероятностью гарантирован ПРЕДСКАЗЫВАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ...
        Принято считать, что основным способом получения научных знаний, является эксперимент, наблюдение, опыт как критерий истинности. Т.е., в основе научного познания лежат научно-технические способы получения новых знаний с использованием научных приборов и(или) приспособлений...
        Очевидно, что это не единственный способ получения новых знаний. Существуют и рациональные (теоретические, логические) и эмоциональные способы познания реальности, в основе которых лежат процессы мышления, логики, чувства и душевные переживания человека-исследователя. Т.е., в процессе познания самым непосредственным образом задействован человек, его психические и духовные функции, его аналитические и логические способности, его...мозг! Так было и так есть!
        Фактически ученые, посвятившие себя теоретическим наукам, самым непосредственным образом используют интеллектуальный и духовный потенциал в своих теоретических разработках, опираясь на размышления, умозаключения и, конечно, на эмпирический материал (а куда же без него?)! Т.е., проблема субъективности в науке, безусловно, существует. Это касается и интерпретации экспериментальных результатов и процесса создания гипотез и теорий, да и самого процесса восприятия реальности (см. статью “Феномен парадоксального восприятия” от 20.04.2002) и многих других аспектов научного познания!
        Т.е., процесс познания в науке, однозначно подразумевает использование не только технических средств (методов), но и духовных методов в познании реальности! Запомним этот тезис!
        Можно заметить, что вера и убежденность в науке во что-либо, формируется и укрепляется по мере углубления знаний о предмете и явлении. Фактически, в недостижимом идеале, можно предположить, что научные знания, облаченные в строгие математические формулы, теории, законы природы, в массе своей, трансформируются в ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ в…”научную веру”, т.е. в убежденность в истинности полученных знаний !!!
        Случаем не подобную ли веру мы наблюдаем и в религии? Не сформировалась ли религиозная вера как результат многовековых духовных и эмпирических наблюдений за процессами происходящими в природе, да и в самом человеке? Может религиозная вера и есть своеобразный итог, “кристалл знаний”, о таинственном визуально невидимом мире?
        Так что же есть вера, "научная вера" в науке? Это определенный уровень научного знания или уровень нашего незнания? Думаю многие скажут, что вера и уверенность в науке основана на знаниях! И чем эти знания совершенней, тем сильнее вера и убежденность в их истинность...
        Замечу, ведь именно вера, т.е. убежденность в правильности и незыблемости основных научных знаний на данном этапе развития науки и формирует доминирующую научную парадигму... Именно такая “научная вера” формировала и сегодня формирует мировоззрение многих людей и общественное научное сознание.
        Любая научная теория, закон или рабочая модель явления имеет свою область применения в которой они работают и позволяют получать достоверные знания об изучаемых явлениях. В этом и проявляется относительность знаний и их ограниченность. Но в этой же “научной вере” скрыт и движущий механизм в познании реальности и революционные изменения в установившейся системе научных взглядов.
        Именно СОМНЕНИЯ в правильности общепринятых положений, НЕВЕРИЕ в “очевидные очевидности” и является основой движущей силы процесса познания...
        Сегодня наука претендует на исключительное право в познании природы. Эта исключительность привела к АБСОЛЮТНОЙ МОНОПОЛИЗАЦИИ самого процесса познания.
        Т.е., фактически, привела к признанию лишь одной, единственно правильной формы познания реальности, научной! Считается единственно верным только ЕЮ (наукой) придуманный способ познания природы, т.н. научный способ, основанный на научной методологии, причем в понимании самой науки...
        В действенности и эффективности научной методологии никто не сомневается. Но не эта ли уверенность в свою исключительность и непогрешимость и является тормозом в развитии самой науки в ХХI веке и, в частности, в познании природы аномальных явлений? Не здесь ли кроется и причина системного кризиса в уфологии сегодняшних дней? Не это ли “самомнение” подвело человечество на грань самоуничтожения посредством величайших научно-технических достижений?
        В процессе познания используются те методы, которые по мнению науки способны дать количественные результаты необходимые для их дальнейшего использования в новых технологиях. Но ведь есть же в науке методы познания, которые основаны на логических построениях! И об этом я уже говорил выше...
        Все остальные способы познания реальности, которые по каким либо причинам не способны дать количественные параметры исследуемых явлений, как правило, считаются незаслуживающими должного внимания и априори исключаются из научной методологии...
        Справедливо ли это? Правильно ли это? Ведь при таком подходе наука заведомо себя ограничивает, лишая себя огромного методологического потенциала! И всегда ли можно описать явление только количественными параметрами? Да и всегда ли количественное описание является безусловным критерием истины?
        На эти вопросы наука отвечает однозначно, ДА! Наука признает лишь количественное описание явлений, а качественные описания и оценки ее мало интересуют и, как правило, считаются в лучшем случае некорректными! Именно этот “сногсшибательный” аргумент является решающим при научном рассмотрении любых аномальных явлений, выходящих за рамки научного понимания!
        А если все же наука пользуется альтернативными способами познания, как, например, рациональными (логическими) способами, то почему не допустить, что аналогичными или близкими к ним способами познания люди пользовались и в “донаучный период” развития человечества?! Одни способы познания дают большую уверенность в знаниях, другие меньшую, одни опираются на технические средства, другие на психические, духовные, логические, аналитические, синтетические и пр. методы. Это МНОГООБРАЗИЕ способов и есть процесс познания.
        Ведь очевидно, познание реальности - многоплановый и многовариантный процесс. Он насчитывает не 400 и даже не 500 лет, а многие ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ, фактически сопровождая человека в процессе ВСЕЙ его эволюции. И на протяжении этой “тьмы веков”, доминирующим способом познания (наряду с эмпирическим) был ДУХОВНЫЙ СПОСОБ, который и является основным в религии...

        Вера в религии.

        Все мировые религии имеют общую историю происхождения, единую исходную информацию, положенную в их основу, источник которой скрыт в древнем мировом вероучении. Анализ внутренней структуры современных мировых религий и основных положений подтверждает мысль - мировые религии строились на многих однотипных исходных посылках! Можно и строго сформулировать этот тезис - ВСЕ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ В СВОЕЙ ОСНОВЕ ИМЕЮТ ЕДИНОЕ ВЕРОВАНИЕ, а причиной наблюдаемой сегодня разобщенности мировых религий, а во многом даже и их взаимная нетерпимость, является сам человек!
        В процессе эволюции претерпевало изменение и древнее мировое верование. Происходил естественный процесс дифференциации религиозных верований. Основные изначальные положения, истоки духовных знаний искажались, трансформировались в соответствии с национальными особенностями, доминирующими ценностями конкретного народа, личными качествами духовников и проповедников. Что объективно и привело, в конечном счете, к наблюдаемому многообразию религиозных верований на Земле. И можно не сомневаться, рано или поздно будет сформирована единая общечеловеческая мировая религия, которая впитает в себя общие первичные религиозные знания и истины. В этом плане экуменизм**** определенно является перспективным и естественным движением, направленным на объединение религиозных верований.

        **** Экуменизм (гр. Oikumene - вселенная, обитаемый мир) - движение за объединение христианских (!) конфессий

        Процесс объединения, а точнее ассимиляции религий, процесс сложный и многовековой. Объединение мировых религий, а точнее возврат к истинным истокам религиозного верования, процесс неизбежный, как неизбежна в будущем ассимиляция народов и наций, как неизбежно формирование единой человеческой Цивилизации, культуры, единого языка общения, глобализация всех процессов, если хотите! Объединение религиозных верований предопределено, ввиду общности базовых положений, истории происхождения религий и общих эволюционных тенденций в мире...
        Духовные знания, безусловно, давали преимущество тем кто владел ими. Так формировалась каста избранных, посвященных адептов в духовные таинства, что привело к их обособлению, формированию религиозной иерархии и института церкви и, в конечном счете, к духовному подавлению человека. Дальнейшее обособленное развитие религий, привело к дифференциации, разобщенности людей по отношению к вероисповеданию, к полному или частичному искажению начальных религиозных положений и духовных ценностей, а в крайних случаях и к противостоянию религий...
        Для нас же представляют максимальный интерес те фундаментальные знания, которые были положены в основание всех религиозных верований. Логично предположить, что исходные знания на которых и строилась религиозная вера, скрыты в древнейших исходных посылках и верованиях, одним из которых является язычество или ведизм - древнейшая форма политеизма. Именно язычество положило начало длительному процессу формирования всего многообразия религиозных верований.
        Процесс познания реальности приобретал разные формы и виды, все глубже и глубже проникая в сущность визуально невидимого мира. Не случайно именно закономерности и феномены визуально невидимого мира, являются базовыми положениями во всех религиозных вероучениях...
        Принято считать, что вера в религии строится на бездоказательных догмах, положениях. Сегодня выделяют две основные причины, ответственные за формирование религиозной веры - гносеологическая, связанная с особенностями как общественного, так и индивидуального процесса познания и психологическая, непосредственно связанная с самим человеком, с его эмоциональным отношением к процессу познания...
        Указанные первопричины формирования религиозной веры, соответственно основывались на личном и общественном эмпирическом опыте и на глубоких личных и коллективных духовных переживаниях.
        В качестве эмпирических способов познания, можно отметить наблюдение широкого спектра природных и аномальных (в сегодняшнем понимании) явлений и связанных с ними закономерностей, личный и общественный опыт, связанный с преобразованием природы, процессом труда, взаимоотношением между людьми и т.п.
        Что касается духовного способа познания, то принято считать, что в его основе лежат духовные переживания человека, видения, чувства, интуиция, озарение, PSY-контакты, прозрения, сновидения, явления сопутствующие клинической и физической смерти и много других способов, связанных непосредственно с человеческим сознанием...
        Очевидно, в истории нашей цивилизации долгое время отсутствовали ОБЪЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ регистрации явлений природы. Их познание шло на основе комплексного восприятия реальности САМИМ ЧЕЛОВЕКОМ, с опорой на его духовный опыт и эмпирику. Ведь в “донаучный” период развития человечества, иных (научно-технических) способов познания окружающей действительности просто физически не было. Именно тогда, на начальных этапах эволюции человека, наряду с эмпирическим, неизбежно формировался и совершенствовался духовный метод познания реальности, в котором человек (его мозг, сознание, подсознание) выступал главным средством (“прибором”) познания реальности...
        Жизненно важная информация cистематизировалась, “окрашивалась”, абсолютизировалась, многократно проверенные знания “выкристаллизовывались”, передавались из поколения в поколение, постепенно закрепляясь в общественном сознании людей в форме завершенных ЗНАНИЙ, со временем превращаясь в АБСОЛЮТНЫЕ ИСТИНЫ, принимаемые на веру! Так формировалось РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, так формировались РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА и представления о таинственном, визуально невидимом мире.
        НА СЕГОДНЯ РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ САМОЙ УСТОЙЧИВОЙ И ПРОВЕРЕННОЙ ВРЕМЕНЕМ СИСТЕМОЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ, САМЫМ УСТОЙЧИВЫМ МИРОВОЗЗРЕНИЕМ НА ПРОТЯЖЕНИИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ!

        Что скрыто в религиозной вере?

        Можно предположить, что в основе современных мировых религий, а также в основе мистических, оккультных, спиритических, теософских и других учений (являющихся по сути производными или симбиозом от различных религий), лежит некое БЕЗУСЛОВНОЕ ЗНАНИЕ, которое в процессе длительного исторического развития и абстрагирования формализовалось в религиозную (или ей подобную) веру!
        Т.е., то общее, что лежит в основе этих верований и есть искомое “таинственное знание”. Можно уверенно утверждать, что этими общими знаниями, положениями являются представления о визуально невидимом мире и обитающих в нем сущностях!
        Эти знания получены многократно проверенными эмпирическими и духовными способами на протяжении тысячелетий познания человеком окружающего мира. Путем наблюдений за природой и за феноменом*****, то и дело проявляющимся в окружающей мире через аномальные явления (АЯ). Мы убеждены, все АЯ имеют в своей основе СУЩНОСТНУЮ ПЕРВОПРИЧИНУ, которая и получила свое специфическое отражение во всех вероучениях!

        ***** Феномен (гр. phainomenon) - исключительное, редкое, необычное явление. Именно в этом смысле термин используется в данной статье.

        Ошибкой было бы считать, что феномен и АЯ скрывающиеся за ним, есть явления современные или явления последних веков. Ни в коем случае! АЯ постоянно сопутствовали человечеству на протяжении всей истории! Без сомнения, АЯ и сегодня идут с нами “рука об руку”, “плечом к плечу”, сопровождая нас в процессе эволюции.
        АЯ ЕСТЬ ПОСТОЯННО ПРИСУТСТВУЮЩИЙ ФАКТОР В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЙ ЛЮДИ ПРОСТО НЕ МОГЛИ НЕ ЗАМЕТИТЬ И НЕ ИЗУЧАТЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ !
        Этот феномен, по-видимому, отслеживает не только индивидуальное сознание конкретных людей, но и общественное сознание, порой подстраиваясь под уровень нашего миропонимания, а может и во многом формируя его! Думаю, именно этот феномен и сопутствующие ему АЯ и способствовали формированию религиозных взглядов и, в частности, представления о визуально невидимом мире и обитающих ТАМ сущностях!
        Мнение исследователя аномальных явлений Алексея Приймы:”Людская фантазия измыслила всю эту публику, дабы с ее помощью хоть как-то объяснить многочисленные, происходящие из века в век столкновения наших с вами соплеменников со странными существами. Издавна существа именуются силами тьмы”.
        Мой собственный опыт исследований аномальных явлений подтверждает эти слова Алексея Приймы. Эту же мысль подтверждает принципиальная ОБЩНОСТЬ и единые исходные постулаты и положения, всех без исключения мировых религий. И эти положения самым непосредственным образом связаны с идеей визуально невидимого мира.
        Феномен может проявляться в разных формах, демонстрируя через АЯ потрясающую фактуру: в виде НЛО и в виде приведения, в форме “небесных знамений” и “инопланетян”, чертей или духов, бесов или домовых...В виде индивидуальных и(или) коллективных видений и переживаний, религиозных или парапсихологических явлений, порой демонстрируя удивительные способности к “материализации” и “дематериализации”!
        Более того феномен, по-видимому, имеет места пространственной локализации (аномальные зоны - АЗ) и повышенной активности АЯ! Именно в них, с максимальной очевидностью, феномен проявляется в полном объеме! Подобные места давно нашли свое отражение в народном фольклоре всех народов. Но это не значит, что феномен “прописан” лишь в АЗ. По нашим наблюдениям феномен практически может проявиться в любом месте и в любое время и человеческое сознание в этом играет не последнюю роль. Это одна из загадок проявления АЯ!
        Ввиду того, что феномен явление как минимум планетарного масштаба (а скорей всего общемирового), можно предположить, что он непременно должен быть отражен во всех вероисповеданиях и, конечно, в легендах, мифах, мистериях, былинах и быличках, сказках и сказаниях, обрядах, в истории и фольклоре всех без исключения народов Земли. И с этой точки зрения представляет особый интерес исследование этих источников на предмет выявления общих характеристик этого феномена! Что, кстати, небезуспешно сегодня и делают многие исследователи, (уфологи, аномалистики, фантомологи, демонологи, парапсихологи и пр.), собирая архивы свидетельских показаний с разных континетов.
        Непременно возникает вопрос о реальности и "физическом наполнении" этого визуально невидимого мира. Что за физические объекты и субъекты там обитают? Каковы их свойства? И почему так сложно регистрировать эти объекты с помощью современной научной аппаратуры? Каково место этих сущностей в общей физической картине мира? Могут ли эти объекты оказывать физическое влияние на наш, видимый мир? Может их “нематериальность” относительная, т.е. является временным признаком, отражающим лишь уровень миропонимания людей?
        Не об этих ли визуально невидимых, но ощущаемых всеми "фибрами души" сущностях, постоянно нам напоминают все без исключения религиозные вероисповедания? Не об опасности ли КОНТАКТА с ними они нас предупреждают? Может поэтому религия и против их непосредственного исследования, потому что ЗНАЕТ к каким отрицательным последствиям подобные исследования могут привести?! Может поэтому и предлагает нам ПОВЕРИТЬ НА СЛОВО в то, на чем люди давно уже обожглись! Может неспроста, в конечном счете, эти знания свелись к ВЕРЕ? Может нас, как “слепых котят”, ТАКИМ ОБРАЗОМ “адепты от религии” хотят предостеречь от необдуманных шагов в НАШИХ СПОСОБАХ познания невидимого, опасного и...коварного мира? Замечу, что многие исследователи подтверждают эту опасность исходящую от аномальных явлений. И автор этих строк не исключение.
        А духовный путь познания и самосовершенствования, о котором говорят вероисповедания? Разве большинство людей не понимает (хотя бы и на уровне нашего подсознания), что ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЙ путь развития нашей цивилизации тупиковый, ведущий нас к самоуничтожению. Вот что надо понять!
        Может это и явилось основной причиной формирования религиозной веры во всех ее формах? Интересно, что подобный вывод о существовании визуально невидимого мира совершенно не противоречит и современным научным и философским воззрениям. Более того, этот вывод находит все большее подтверждение и не только при исследованиях аномальных явлений...

        Заключение.

        Человечество, пройдя через четыре типа мышления - мифологический, религиозный, философский и научный - со всей очевидностью пришло к необходимости синтеза всего лучшего, что было найдено человеческой мыслью во всех перечисленных системах. Именно в этом сегодня нам видится огромный нереализованный методологический потенциал при исследовании АЯ.
        Нам важно в мифологии и религии найти общие источники верований, основанные на эмпирическом и духовном познании визуально невидимого мира. Из философии взять общий диалектический подход к явлениям во всем их многообразии и противоречивости, с учетом как объективной, так и субъективной составляющей АЯ! Из науки - научную методологию познания реальности, общие и специальные принципы построение теоретической, экспериментальной и опытной работы. И на эти знания наложить огромную базу наблюдательных фактов!
        Думаю именно при таком подходе может быть сформирован новый, комплексный взгляд на природу АЯ. В этом случае начинает просматриваться новая грань УДИВИТЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, с которой люди постоянно сталкивались на протяжении всей своей истории. Совершенно иначе начинает восприниматься и вера в религии, да и само религиозное мировоззрение, из “слепой веры” трансформируясь в уникальные, сакральные знания о невидимом мире и обитающих в нем коварных сущностях, полученные в процессе долгого процесса эмпирического и духовного познания окружающей реальности.
        Наука и религия идут своими дорогами в познании одной реальности. Во многих вопросах доминирует наука, но и религия внесла огромный вклад в познание окружающего мира, в формирование духовности людей и духовных ценностей нашей цивилизации. А по многим вопросам религия сегодня даже доминирует. Например, в вопросах духовного здоровья человека. И кто посмеет сказать, что это мало?
        Заметим, на удивление многих ученых и совсем не на удивление священнослужителей, идет странное сближение (приближение, ассимиляция?) научных и религиозно-мистических взглядов на мироздание, их взаимопроникновение. Что будет дальше? Думаю будет формироваться КОМПЛЕКСНОЕ ЗНАНИЕ о реальности, с учетом всего позитивного опыта, накопленного человечеством в религии, в науке и в философии.
        Будем надеяться, что указанное обстоятельство придаст дополнительный импульс всему процессу познания во всем его многообразии. Именно в этом нам видятся перспективы и в вопросах продвижения в познании природы и движущих сил собственно самих аномальных явлений, на что, надеюсь, обратят внимание многие исследователи непознанного!

Справка:

Сидоров Евгений Юрьевич (1952 г.р.), родился в городе Тукумсе Латвийской ССР. В 1975 году закончил Латвийский Государственный университет им. П. Стучки по специальности «физика». Исследованиями аномальных явлений занимается более 25 лет. Является основателем и президентом Латвийского Центра исследований аномальных явлений "UFOlats"- члена коллектива Международной Уфологической Ассоциации (г. Москва).
Член Редакционного Совета аналитической газеты "Секретные исследования" (г. Минск). Редактор информационного уфологического бюллетеня "Аномалия+" (г. Рига). Автор многих статей на философские и уфологические темы. Автор Новой Уфологической Доктрины. Модератор сайта виртуальных расследований www.ufo.lv. Возглавляет группу оперативного реагирования по расследованию аномальных явлений. Является инициатором виртуального объединения уфологических организаций стран бывшего СССР и создания единой виртуальной системы оповещения и сопровождения НЛО ("из рук в руки") над этими странами.
В своих исследованиях прежде всего опирается на научную методологию. Является сторонником комплексного подхода к изучению аномальных явлений с опорой на всю базу знаний, накопленных человечеством. Считает, что ответы на многие вопросы о природе и движущих силах аномальных явлений (уфологические, парапсихологические, религиозные феномены, аномальные зоны и т.д.) лежат в точке пересечения научного, философского и религиозно-мистического знаний.
В последнее время Е.Ю. Сидоров акцентирует внимание на исследованиях аномальных зон Латвии. Является сторонником гипотез "Небиологические формы жизни" и "PSY-контакты с иной реальностью". Сторонник создания единого уфологического "понятийного поля", в котором найдут свои определения уфология, разум, жизнь, цивилизация, сознание и т.д. Считает, что определение фундаментальных уфологических (и мировоззренческих) понятий будет содействовать интеграции уфологических организаций.