Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Философия

2010. Глава III-а. Материалистическая философия.



         Глава III. Материалистическая философия.

         3.1. Основные определения.

         Философия (от греч. philosophia – любовь к мудрости < phileo – люблю + sophia – мудрость), наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; иначе говоря, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира.
         Атеизм (греч. безбожный < а - не, без + theos - бог) - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного - богов, духов, других нематериальных существ, загробной жизни и т.д. Для атеизма характерна убеждённость в самодостаточности естественного мира (природы) и в человеческом (не сверхъестественном) происхождении всех религий, в том числе религий откровения.
         Слово атеист впервые использовал для обозначения практического безбожия в 1577 г. уэльский священник и историк Мередит Ханмер (Meredith Hanmer, 1543–1604) в труде Hanmer M., "The auncient ecclesiasticall histories of the first six hundred years after Christ, written by Eusebius, Socrates, and Evagrius", London, 1577, p.63.
         Материализм (от франц. materialisme < лат. materialis - вещественный) - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) - вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции - материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) - суть процессы взаимодействия материальных сущностей. Термин "диалектический материализм" впервые использовал в 1891 г. русский философ Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918).
         Диалектика (от лат. dialectica - искусство спорить, вести рассуждение, диалектические исследования < dis-, di- - приставка, означающая разделение, разъединение, расчленение + lectio - чтение вслух, тексты или комментарии к текстам < lego - произносить, читать вслух) - логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.

         3.2. Аксиоматика материализма.

         "Фундаментом материализма являются "первичные" аксиомы – четыре базовые и несколько специальных, так сказать, вспомогательных, или технических. Все они необходимы для рационального моделирования природы в целом и обобщенного движения в частности.  Почему пришлось разделить первичные аксиомы материализма на две группы – базовые и специальные? Потому что базовые, хотя и не без шероховатостей, но вполне надежны. Специальные же обоснованы намного хуже и требуют изрядной доработки. Любые другие аксиомы, заменяющие или дополняющие главный набор, - "вторичны" и заметно искажают суть материализма. Привлечение вторичных аксиом может и не повлиять на непротиворечивость аксиом материализма (см. теорему К. Гёделя о неполноте), однако привести к совершенно противоположным выводам" [ВВ].

         "Первичные" аксиомы материализма:

         3.2.1. Аксиома материи.
         "Материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей отношений и форм движения" [ФЭС, стр.354].
         Если быть реалистом, то всё многообразие формулировок аксиомы можно свести к одной: материя - это абстрактное НЕ́ЧТО, из которого состоят все объекты природы на мега-, макро- и микроуровнях (не ниже) и обладающее следующими обязательными свойствами:
         - пребывание в непрестанном движении, и именно в пространстве и во времени;
         - дискретность (существование только в виде объектов);
         - несотворимость (и неуничтожимость);
         - вечность (неограниченная продолжительность существования во времени как в прошлом, так и в будущем);
         - бесконечность (беспредельность в пространстве).
         - наблюдаемость через движение (сиюминутная или предполагаемая, т.е. потом, когда научимся).
         Следствие аксиомы 1: абсолютная пустота в природе отсутствует.

         Понятие материи нужно философам для того, чтобы наполнить смыслом второе, не менее важное понятие – "движение", наделенное множеством атрибутов, а следовательно, и возможностью лепки с их помощью любых теоретических конструкций. Не будь материи, философия мгновенно споткнулась бы о примитивный вопрос: раз движется, то что? Вообще говоря, мысль о формах материи избыточна, функцию необходимого многообразия за них выполняют так называемые формы движения. Их существование выведено из обыкновенного житейского опыта... Но опыт, как известно, "сын ошибок трудных" (А.С. Пушкин, 1829).
         Имеет ли материя формы или виды, сказать трудно. Специальный анализ данной темы в литературе отсутствует. Однако…
         В 1864 году вышла статья английского физика Джеймса Максвелла (James Clerk Maxwell, 1831-1879) "Динамическая теория электромагнитного поля" ("A dynamical theory of the electromagnetic field", Philosophical Transactions of the Royal Society of London, 155: 459-512), с которой в физике началось победное шествие нового вида материи.
         "Поле физическое – особая форма материи; физическая система, обладающая бесчисленным числом степеней свободы. Примерами поля физического являются электромагнитное и гравитационное поля, поле ядерных сил, волновые квантовые поля элементарных частиц. Понятие поля физического введено в физику М. Фарадеем и Дж. Максвеллом (30-60-е гг. XIX в.) для описания механизма действия электрических и магнитных сил. Концепция силового поля как посредника при передаче взаимодействия возникла в качестве альтернативы идее дальнодействия, т.е. прямого, без какого-либо промежуточного агента, взаимодействия частиц (или тел) на расстоянии" [ФМЭ, стр.313-315].
         Советский физик, доктор физико-математических наук Яков Петрович Терлецкий (1912–1993) выдвинул (независимо от японского физика Синъитиро Томонага из университета в г. Киото) гипотезу о существовании сверхсветовых частиц – тахионов (от греч. tachys - быстрый), опираясь на глубокую идею о связи принципа причинности со вторым началом термодинамики и возможности его нарушения во флуктуациях (1960). По мнению доктора физико-математических наук Владилена Сергеевича Барашенкова (1929-2004), "гипотезы о тахионах - лучшее доказательство беззаветной отваги теоретиков, берущихся за решение проблем, которые ещё недавно их собственная наука ставила под запрет - не в меньшей степени, чем путешествие в прошлое" [БВС]. Забавно, сочинители вздора, но в рамках, - "беззаветно отважные", остальные, кто критикует теорию относительности, - безобразные лжеученые.
         С подачи Вернера Гейзенберга (Werner Karl Heisenberg, 1901-1976), изобретателя принципа неопределенности (1927), физики воскресили термин "виртуальный" (лат. virtualis - потенциальный, возможный; сильный, мощный < virtus - мужество, доблесть, совершенство < vir - мужчина, самец, боец), введенного схоластом Фомой Аквинским (Thomas Aquinas, 1225 -1274), и приспособили к квантовой механике.
         В 1949 году физики Синъитиро Томонага (Sin-Itiro Tomonaga, 1906-1979) и Джулиан Швингер (Julian Seymour Schwinger, 1918-1994), а также американец Ричард Фейнман (Richard Phillips Feynman, 1918-1988) впервые рассчитали возмущение от виртуального фотона в атоме водорода. С тех пор частицы из "виртуального мира" входят в уравнения наряду с реальными. Маленькая тонкость, в конечных формулах надо только проследить, чтобы ничего от "виртуальности" в итоге не осталось. Главная особенность виртуальных частиц - они вроде бы есть и в то же время их нет, т.е. вертятся между бытием и небытием, не успев родиться вопреки законам сохранения, тут же исчезают, не успев их нарушить.
         Таким образом, за полвека материя приобрела четыре разновидности: вещество (нечто реальное и дискретное), поле (нечто нереальное и континуальное, т.е. математическая функция), тахионы (нечто, летающее только быстрее света) и виртуальные частицы, выражаясь с японским уклоном, "нито-нисё". Вот так с помощью математики в понятии "материя" соединились быль и небылицы [ММЧ, ВВА-2006].
         Теперь немного затронем тезу "абсолютная пустота в природе отсутствует" (следствие аксиомы 1).
         "Википедная мудрость" простому народу сообщает, что физика разделяет "понятия вакуума, абсолютной пустоты и абсолютного ничто". Слово "абсолютная" здесь совершенно излишне, т.к. либо пусто, либо нет. Если нет, тогда дай другое название. Не будем демагогизировать понапрасну и согласимся, что пустота, вакуум и ничто - в конечном счёте обычные синонимы.
         Доказать существование пустоты, иначе говоря вакуума (от лат. vacuum - пустое пространство, свободное место, свободное время, досуг), путем проведения эксперимента невозможно. В противном случае то, что было бы обнаружено, не являлось бы пустотой, так как любое наблюдение связано с материальным взаимодействием, а пустота "по определению" нематериальна. Кроме того, если бы существовало пустое пространство, то пришлось бы признать и существование таинственных сил, которые действуют на расстоянии вне зависимости от материальных частиц, заполняющих его. Опровергнуть существование пустоты также невозможно, так как она не наблюдаема. Таким образом, гипотеза о существовании пустоты не является ни верифицируемой, ни фальсифицируемой.
         Как бы там ни было, "слегка" материальную пустоту или вакуум общепринято называть "физический вакуум" (не нашлось названия пооригинальнее!), и здесь неважно, чем его математически "заполняют" большие, маленькие и средние ученые. Главное, он является серьезным претендентом на пятый вид материи. Некоторые предпочитают подменить физический вакуум древним, как мир, эфиром (от старорус. еферь, етерь, етирь < греч. aither - воздух, небо). Иногда термин "эфир" используется в значении "физический вакуум".
         "Вакуум физический - основное понятие квантовой теории поля, отвечающее наинизшему энергетическому состоянию квантованного поля. Электрический и барионный заряды, импульс, момент количества движения и др. квантовые числа вакуума физического равны нулю. Благодаря виртуальным процессам рождения квантов полей (возможность которых вытекает из неопределенностей соотношения) частица, движущаяся в вакууме физическом, испытывает влияние этих квантов, взаимодействует с флуктуациями вакуума. Это приводит к появлении. Ряда специфических эффектов, которые непосредственно наблюдаются на опыте, например к аномальному значению магнитного момента электрона" [ФМЭ].
         Квантовая теория поля утверждает, что в физическом вакууме постоянно рождаются и исчезают виртуальные частицы: происходят так называемые нулевые колебания разнообразных полей. В некоторых теориях поля вакуум может обладать нетривиальными топологическими свойствами, а также в теории могут существовать несколько различных вакуумов, различающихся плотностью энергии, и т.д.
         В 1928 году мысль о существовании физического вакуума впервые высказал английский физик Поль Дирак (Paul Adrien Maurice Dirac, 1902-1984) [ДКТЭ]. К этому году было известно только три частицы: фотон, электрон и протон. Самым "старым" был электрон. Дирак составил уравнение, которое описывало движение электронов с учетом законов квантовой механики и теории относительности, и получил неожиданный результат. Формула для энергии электрона давала два решения. Одно соответствовало уже знакомому электрону, частице с положительной энергией. Другое – частице, у которой энергия была отрицательной. Дирак обратил внимание на то, что нереальные частицы с отрицательной энергией возникают из своих положительных "антиблизнецов": "Этот океан (физический вакуум) заполнен электронами без предела для величины отрицательной энергии, и поэтому нет ничего похожего на дно в этом электронном океане" [ДЭВ]. Вакуум нередко называют "морем Дирака". Мы не наблюдаем электронов с отрицательной энергией, именно потому, что они образуют сплошной невидимый фон, на котором происходят все мировые события.
         1634 год можно считать отправной точкой истории эфира - французский физик и математик Рене Декарт (Descartes René, 1596-1650) выпустил в свет свою первую, программную книгу под названием "Мир", где ввел понятие "тонкой материи", некий аналог эфира древности. Каждое тело, по Декарту, находится внутри вихря "тонкой материи" и окружено другими вихрями, которые прижимают его к центру, создавая вес тела, то есть тяжесть. На рисунке из трактата "Мир" показана Солнечная система (в центре), окруженная вихрями "тонкой материи".
         В настоящее время теории эфира (физического вакуума) довольно интенсивно развиваются как у нас в стране, так и за рубежом. Из числа отечественных разработчиков наиболее известны Владимир Акимович Ацюковский (1930 г.р.), Виктор Яковлевич Бриль и Алексей Георгиевич Шленов; из зарубежных - Брайан Уоллес (Bryan G. Wallace) и Курт Реншоу (Kurt A. Renshaw) из США, Стефан Маринов (Stefan Marinov, 1931-1997) из Болгарии и Петр Денисович Пруссов (1925 г.р.) из Украины.
         Наиболее активен в России В.А. Ацюковский, который всё разноразмерное многообразие миров выстроил из вихрей эфирных частичек – амеров, одного-единственного первоэлемента, принадлежащего субмикроуровню. Структура амера для него самого - загадка за семью печатями. Однако она не особенно его смущает. Ацюковский диалектически (по-энгельсовски) конструирует амер из вихрей более мелких амеров-1, каждый из которых в свою очередь состоят из вихрей ещё более мелких амеров-2 и так далее... до бесконечности. Философия гибка до безобразия, выручит кого угодно.

         3.2.2. Аксиома движения.
         "Движение есть способ существования материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения... Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи" [ЭДП, стр.59]. Движение имеет бесконечно много, как принято говорить, форм.
         Движение – это абстрактное СВОЙСТВО, присущее материи на мега-, макро- и микроуровнях (не ниже) и обладающее следующими обязательными признаками:
         - бесконечное разнообразие форм за исключением пространства и времени, которые не материальны и формами движения не считаются;
         - несотворимость (и неуничтожимость);
         - бесконечность разнообразия взаимосвязей и взаимодействий материальных объектов и форм движения;
         - наблюдаемость (сиюминутная или предполагаемая, т.е. потом, когда научимся);
         - подчинение трем диалектическим законам – переход количественных изменений в качественные, борьбы противоположностей и отрицание отрицания.
         Следствие аксиомы 2: Абсолютный покой в природе отсутствует.

         Вообще-то движение в диалектическом материализме зачем-то именуется "всеобщий атрибут" или даже "абсолютный неотъемлемый атрибут", хотя слова "атрибут" (от лат. attributus - приданный, наделенный) и "свойство" по сути дела синонимы.
         Перечень свойств движения ёмок, но, как и в случае с материей, изобилует нелогичностями, например: пространство и время выведены из списка известных форм движения материи; упомянута бесконечность при определении некоторых свойств движения, а также не завершена разработка диалектических законов.
         Тезис "абсолютный покой в природе отсутствует" (следствие аксиомы 2) до настоящего времени является голословным. Доказательство этого тезиса с "очевидностью" (?) исходит из ленинского определения материи, которая должна непременно даваться человеку через его ощущения, т.е. "копироваться, фотографироваться, отображаться", в противном случае не существовать (см. в настоящей статье параграфы 3.2.7 о аксиоме наблюдаемости и 3.2.1 о пустоте). Философы под козырёк - приказано, сделано.
         Слава богу, что после Энгельса и Ленина науку не законсервировали и со временем обнаружилось такое физическое явление, как поляризация вакуума, явно указывающее на ошибочность тезиса об отсутствии покоя. Оказалось, что покой есть и его можно нарушить, т.е. возбудить покоящуюся материю. Например, для рождения фотоном электрон-позитронной пары необходимо наличие внешнего электромагнитного поля (или второго фотона), так как, согласно законам сохранения энергии и импульса, "одинокий" фотон не может превратиться в пару частица-античастица. Подобный процесс впервые наблюдали в 1933 году супруги Жолио-Кюри - Фредерик (Jean Frédéric Joliot, 1900-1958) и Ирен (Irène Curie, 1897-1956).
         "Если энергия фотона очень велика, то он может породить не только пару электрон-позитрон, но и любую другую совокупность частиц с квантовыми числами вакуума (т.е. нулевыми суммарными электрическим и барионным зарядами и т.д.), например пару мюонов или пару протон-антипротон" [ФМЭ, стр.114].
         Представляет интерес мнение теплофизика Альберта Иозефовича Вейника (1919-1996). Цитата приведена не дословно, а в привычных терминах: "В качестве примера можно сослаться на реакцию образования пары частиц - электрона и позитрона - под действием фотонов высокой энергии... Инициирующими частицами могут служить не только фотоны; например, с помощью протонов высоких энергий из вакуума удается успешно "выбить" большое число других протонов. С увеличением энергии взаимодействующих частиц круг возникающих объектов существенно расширяется. При этом не видно принципиальных оснований для того, чтобы отрицать возможность рождения из вакуума объектов, стоящих на более высоком уровне эволюционного развития, чем простое тело. Однако мы еще очень далеки от такого глубокого проникновения в физическую сущность процесса интенсирования [термин чем-то напоминает слово "поляризация". - ВВА] вакуума. Более того, если продолжать оставаться на традиционных позициях, то даже наблюдаемое размножение протонов объяснить практически невозможно [ТРП, стр.317].

         3.2.3. Аксиома взаимосвязи и взаимодействия материальных объектов и форм движения.
         Все материальные объекты находятся во взаимной связи и взаимодействуют друг с другом. В качестве доказательства истинности этой аксиомы общепринято приводить цитату из "Диалектики природы" Ф. Энгельса [ЭДП, стр.391-392]: "Вся доступная нам природа образует некую систему, некую совокупную связь тел, причем мы понимаем здесь под словом тело все материальные реальности, начиная от звезды и кончая атомом и даже частицей эфира, поскольку признается реальность последнего. В том обстоятельстве, что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга, и это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение. Уже здесь обнаруживается, что материя немыслима без движения".
         О формах движения [ЭДП, стр.539]: "Любая форма движения способна и вынуждена при определенных для каждого случая условиях превращаться, прямо или косвенно, в любую другую форму движения".
         Следствия аксиомы 3:
         а) полное равноправие всех форм движения материи перед идеей взаимодействия;
         б) идея "дальнодействия", в крайнем случае, необходимость объяснения, как осуществляется связь и передается взаимодействие между объектами природы.

         Проблема полного равноправия всех форм движения материи перед идеей взаимодействия (следствие аксиомы 3а).
         Мысль о равноправии всех ФДМ перед идеей взаимодействия слегка просвечивает в вышеприведенной цитате из "Диалектики природы" Ф. Энгельса. Отсюда явствует, что материальным должно признаваться абсолютно всё, что воздействует на другое (участвует взаимодействии)! В частности, раз пространство и время фиксируемы и "отображаемы нашими ощущениями", то они не свойства материи ("её важнейшие атрибуты" [ФЭС, стр.541]), а с очевидностью материальны, т.е. имеют свои материальные носители, т.е. представляют собой какие-то ФДМ, полностью равноправные со всеми прочими.
         Проблема близкодействия и дальнодействия (следствие аксиомы 3б).
         Концепция близкодействия (короткодействия) подразумевает, что взаимодействия между объектами передаются с помощью особых материальных посредников с конечной скоростью. Из понятия близкодействия вытекает понятие времени взаимодействия, скорости взаимодействия и зависимость силы взаимодействия от относительной скорости взаимодействующих тел.
         Согласно концепции дальнодействия, тела действуют друг на друга без материальных посредников, через пустоту, на любом расстоянии. Такое взаимодействие осуществляется с бесконечно большой скоростью (хотя и подчиняется определённым законам). Примером силы непосредственного действия на расстоянии можно считать силу всемирного тяготения в классической теории гравитации Ньютона.
         "Дальность" действия в обеих концепциях не зависит от принятия того или иного смысла, вложенного в философское понятие "пустоты", а определяется экспериментально и уж только потом моделируется математически.
         "Весьма примечательно, что конфигурация нанополя оказывает решающее влияние на характер изменения силы с расстоянием. В плоском нанополе сила не зависит от r, т.е. уменьшается пропорционально r в нулевой степени, в цилиндрическом - пропорционально r, а в сферическом - r2. При сложных конфигурациях нанополя сила может зависеть от r в более высокой степени. Например, вдоль направления оси диполя сила изменяется обратно пропорционально кубу расстояния r от центра диполя. Иногда показатель степени получается равным даже пяти и т.д.
         Во многих сложных случаях закон изменения силы с расстоянием зависит от выбранного направления (диполь), а также от самого расстояния r. Например, согласно принципу стабильности, нанополе тела любой конфигурации на расстоянии, которое много больше размеров самого тела, становится сферическим. Это говорит о том, что вблизи излучающей поверхности показатель степени при r может быть любым, т.е. может иметь значения в пределах 0-5 и выше, а с увеличением расстояния он постепенно изменяется и приближается к своему фундаментальному значению 2" [ТП, стр.250].

         3.2.4. Аксиома несотворимости и неразрушимости материи и движения.
         "Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя – мысль, которую прежняя философия (Декарт) выражала так: количество имеющегося в мире движения остается всегда одним и тем же. Следовательно, движение не может быть создано, оно может быть только перенесено" [ЭАД, стр.59-60].
         Следствия аксиомы 4:
         - закон сохранения материи и сохранения движения во Вселенной (в целом);
         - идея о мировом круговороте.

         Несотворимость и неразрушимость материи и движения могут быть признаны аксиомой только в том случае, если ей предшествует отказ от понятия абсолютного покоя. Повторюсь, утверждение об отсутствии абсолютного покоя голословно и сейчас только начинают понимать его ошибочность, имея в руках результаты некоторых опытов, типа "поляризация вакуума".
         Идея о мировом круговороте (следствие аксиомы 4б).
Философ Эвальд Васильевич Ильенков (1924-1979) в статье "Космология духа" [ИЭВ] отстаивает правомочность мирового круговорота, утверждая, что "истинная бесконечность имеет, как известно, форму круга, круговорота" (откуда ему известно? - ВВА). Доказательство правоты весьма оригинально:
         а) Один конец бесконечной линии ограничивает первая особая точка – "мыслящая материя мозга, формой движения которой является мышление, есть абсолютно высший и непереходимый предел поступательного развития".
         б) Другой конец бесконечной линии ограничивает вторая особая точка – "предел, ниже которого оказывается невозможным существование материи". Возможно, это частица, "которая лишена каких бы то ни было свойств, кроме чисто механических", т.е. "лишена химических, электрических и тому подобных свойств".
         в) концы бесконечной линии Ильенков соединяет, образуя "круг", следующим садистским способом: "в какой-то, очень высокой, точке своего развития мыслящие существа, исполняя свой космологический долг и жертвуя собой, производят сознательно космическую катастрофу – вызывая процесс, обратный "тепловому умиранию" космической материи, т.е. вызывая процесс, ведущий к возрождению умирающих миров в виде космического облака раскаленного газа и пара".
         Выражаясь языком фантаста Роджера Желязны (Roger Joseph Zelazny, 1937-1995), "мыслящие существа" ради разогрева вселенной "вздибливаются" (самовзрываются), да не просто так, а неким "цепным" способом! Времена ВОВ навеяли идею, что ли?..
         Ценность варианта Ильенкова я вижу только в одном: он понял (может быть даже первый), что для создания кольцевой модели необходимо ограничить ряд с обеих сторон и предложить способ соединения концов ряда (правда, сам сделал это чрезвычайно нелепо).
         Неявные ошибки Ильенкова:
         Во-первых, взгляните на вариант Ильенкова с точки зрения его жонглирования терминами "бесконечность", "предел", "мыслящая материя мозга" и т.п. А какова мешанина из терминов материя, субстанция, движение (ссылка на суперфилософа: "Ленин, как известно, считал совершенно необходимым "углубить понятие материи до понятия субстанции")! Во истину - все смешалось в доме Облонских...
         Во-вторых, просматривается пара утверждений, как бы нечаянно проскользнувших в схему, - "поступательное развитие": с одной стороны, "развитие" (с какой стати? - ВВА), с другой - "поступательное" (т.е. движение по кругу одностороннее. - ВВА). Автор ими пользуется как само собой разумеющимся. Но это еще надо очень серьезно доказывать.
         В-третьих: "ясно (кому? - ВВА), что допущение более высокоорганизованной, чем мышление, формы развития мироздания (как бы ее ни толковать – материалистически или идеалистически) совершенно равносильно (? - ВВА) принятию тезиса о принципиальной непознаваемости мира, высших законов, которым он подчиняется в своем существовании" - какая самоуверенность, точнее фанатичная приверженность антропному принципу. Возвеличить человеческий разум конечно хочется, но не до такой же степени.

         3.2.5. Аксиома развития.
         "Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов… Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания" [ФЭС, стр.561].

         "Целостную научную концепцию развития построил марксизм: развитие понимается здесь как универсальное свойство материи, как подлинно всеобщий принцип, служащий также (в форме историзма) основой объяснения истории общества и познания. Общей теорией развития выступает материалистическая диалектика, главные особенности процесса развития выражает содержание её основных законов - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. Основные идеи диалектико-материалистической концепции развития сформулировал В.И. Ленин: "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; – развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; – "перерывы постепенности"; превращение количества в качество; – внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; – взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, – таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии"" [ЛВИ, т.26, стр.55].
         Биофизик Семен Ильич Глейзер (1945 г.р.) с 1983 года разрабатывал концепцию "симхиона" (т.е. "системы единичной, материальной, исторической", аббревиатура первых её букв в английском произношении - individual, material, historical) - структурной единицы, способной саморазвиваться, усложняясь и переходя по количественным уровням материи от простых к сложным [ГСИ-2009].
         "Главный закон, которому подчинено все поведение симхиона, - это его индивидуальное видоизменение во времени. Оно проходит под знаком избавления от излишка внутренней энергии. В целях ее уменьшения симхион самопроизвольно усложняет структуру и увеличивает свою массу. Например, рост атомного ядра от водорода до железа, усложнение молекул до десяти-двадцатиатомного содержания, рост живой клетки до определенной стадии – все эти процессы энергетически выгодны и потому очень вероятны. Но они, эти процессы, быстро достигают насыщения, когда исчерпываются все излишки внутренней энергии.
         Однако симхион – открытая система. И внешняя среда может поставлять энергию для его дальнейшего роста и усложнения. Поэтому он продолжает расти, но уже поглощая энергию извне. Однако теперь снова образуется и нарастает излишек внутренней энергии. Но вместе с ним растет и неустойчивость симхиона. Когда этой энергии накопится достаточно много, а симхион при этом вырастет до рыхлого и аморфного состояния, распад неизбежно произойдет, что и явится концом его жизненного пути" [ГСИ-1983].
         К сожалению житейские трудности не позволили Глейзеру положить прекрасную идею на математический язык и соединить "мертвую" материю с "живой". Работа встала на полдороге.

         "Вторичные" аксиомы материализма:

         3.2.6. Аксиома бесконечности.
         Понятие бесконечности является философской категорией, характеризующей "неисчерпаемость материи и движения, многообразие явлений и предметов материального мира, форм и тенденций его развития. Признавая объективное существование бесконечного в природе, диалектический материализм отвергает свойственные идеализму отделение бесконечного от материи, сведение его к продукту мыслительной деятельности либо толкование его как атрибута некого "сверхприродного бытия" недоступного человеческому познанию" [ФЭС, стр.52].
         Следствия аксиомы 6:
         - материя бесконечна в пространстве;
         - материя вечна во времени, из чего автоматически вытекает отсутствие "первотолчка" её движения.

         Эстонский академик Густав Иоганнович Наан (1919-1994) проанализировал с десяток вариантов бесконечности и сделал следующий вывод: "Бесконечность носит  постулативный характер, то есть существование или несуществование реальной бесконечности не может быть ни доказано, ни опровергнуто логическим или экспериментальным путем. Постулат бесконечности подобно, например, постулату материального единства мира если и доказывается, то совсем особым образом – долгим и трудным развитием философии и естествознания, как подчеркивает Энгельс. Сам процесс этого доказательства тоже в принципе бесконечен (неисчерпаем). Грубо говоря, существование реальной бесконечности доказывается тем, что мы вынуждены, если хотим правильно понимать мир, постулировать бесконечность в том или ином её аспекте, то есть не можем без неё обойтись. Из этого мы заключаем, что она  существует вне и помимо нашей воли и нашего сознания.
         Это можно сформулировать, опять огрубляя очень сложную ситуацию, и так: мы знаем, что материальный мир бесконечен, но никогда не знаем, в каком именно смысле; однако в ходе развития научного познания мы неограниченно приближаемся ко всё более полному знанию этого, ко всё более полному познанию бесконечности" [НГИ, стр.76-77].
         Для философии аксиома бесконечности избыточна. Более того, её принятие необоснованно, но, увы, неизбежно отделяет пространство и время от всех остальных форм движения, превращая их в некие "важнейшие атрибуты" материи [ФЭС, стр.541]. Чего ж удивляться, если у кого-то родилась мысль объединить пространство и время в единый пространственно-временной континуум? В данном случае совершенно не важно, как исторически сформировалась данная идея, главное – она стала аксиомой, которую релятивисты снабдили модным (на тот момент) математическим аппаратом.
         В подтверждение приведем слова советского философа Вадима Васильевича Казютинского (1932 г.р.): "Согласно "ортодоксальной" точке зрения, проблема бесконечности Вселенной сводится к вопросу о пространственной и временной конечности или бесконечности "Вселенной Фридмана" (Метагалактики), которая  многими космологами отождествляется со "всей материей" (материальным миром). Эту проблему рассматривают как "чисто физическую" и решают в рамках теории однородной изотропной "расширяющейся Вселенной". Хотя до сих пор ещё нет достаточно надежных данных, которые позволили бы выбрать из множества фридмановских "моделей Вселенной" наиболее близкую к реальности, считается, что этот вопрос скорее технический, чем принципиальный" [КВВ, стр.222]. Но потом, открещиваясь от возможных нападок, он пишет: "И вот вместо решения вопроса, в какой мере теория "расширяющейся Вселенной" адекватна объективной реальности и, в частности, каковы пределы её применимости, были предприняты многочисленные попытки подвергнуть сомнению как физическое содержание этой теории, так и фактические данные, которыми она обосновывалась. Хорошо известно, что критика "расширяющейся Вселенной" с подобных позиций, в ряде случаев имевшая отчетливый привкус обскурантизма, оказалась совершено бесплодной" [КВВ, стр.223-224].
         Чуть иначе выразился другой философ Эрнест Яромирович Кольман (1892-1979): "Высказывания о конечности, но также и о бесконечности пространства, времени и т.д. являются лишь гипотезами. Так как опыт человечества конечен, ни та ни другая гипотеза не может быть ни прямо, ни косвенно ни доказана, ни опровергнута. Но предположение конечности, концепция финитизма имеет то преимущество, что ставит всякий раз научную проблему – искать тот предел, за границами которого те или другие понятия, законы и т.д. теряют значение" [КЭЯ, стр.119].
         Бесконечность – это такая хитрая категория, с помощью которой можно с умным видом "закрыть" любую проблему; это великолепная палочка-выручалочка, позволяющая, выражаясь русским языком, во всех случаях "спрятать концы в воду". Так например, назвав Вселенную бесконечной, совершенно убежденно можно объявить её какой угодно, в том числе несотворимой (и неуничтожимой). Ведь в бесконечности любые свойства исчезают! Что уж говорить о количественных уровнях мироздания, уходящих по своей величине в бесконечность, как в сторону увеличения их масштаба, так и в сторону уменьшения. Вывод здесь напрашивается простой, всё сказанное означает отсутствие границ применимости, а следовательно, и наличие множества нелепостей в рассуждениях.
Совершенно справедливо замечает по этому поводу В.Н. Игнатович: "Известно, что создавая теорию или математическую модель какого-либо объекта, необходимо задать условия на границе этого объекта (граничные (краевые) условия), отражающие, кроме прочего, взаимодействие этого объекта с окружением. Ни в одной космологической модели эти условия не задаются" [ИВН, стр.229].
         "Философы материалисты 2500 лет обсуждали вопросы вечности и бесконечности Вселенной (мира, материи) и в течение всего этого времени приходили к одним и тем же выводам: Вселенная вечна, бесконечна, неизменна. Во второй  половине ХХ века явились физики, объявили, что выводы огромного множества великих философов (и физиков) ошибочны, что дальше обсуждать вопросы, касающиеся Вселенной в целом, будут физики, поскольку с этого момента указанные вопросы надлежит считать не философскими, а физическими. Любопытно, что в приведенных фрагментах в качестве аргументов выступают слова "нет сомнения" и "конечно", иначе говоря физики объявили прежние философские вопросы физическими исключительно по праву сильного" [ИВН, стр.238-239]. И ещё: "Отрицая вечность и бесконечность Вселенной (мира, материи), релятивистская космология подвергает ревизии материалистическое решение основного вопроса философии, существующее более 2500 лет. Материалисты не должны с этим мириться" [ИВН, стр.233]. Здесь, правда, он немного противоречит своей же тезе: "Разумеется, нельзя не считаться с мнением большинства и нельзя его отвергать без достаточного основания, но история науки показывает, что аргумент "от большинства" сам по себе не имеет решительно никакого значения" [ИВН, стр.177]. Но это пустяк...

         3.2.7. Аксиома наблюдаемости.
         "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" [ЛМЭ; ФЭС, стр.354].

         Разработчик полевой физики Олег Николаевич Репченко написал: "Много усилий было потрачено на создание материалистического мировоззрения, материалистической физики. Было сделано много допущений, компромиссов, затушевано много парадоксов. Возможно, это особенно сильно ощущается под давлением наследия материалистическоё философии советского периода. Но стала ли наша жизнь от этого лучше? Стали ли мы лучше понимать то, как устроен наш Мир? Отнюдь. Современная физика только создала видимость ответов на вопросы, но не дала сами ответы. У нас есть лишь набор формул и "горы" томов с математическими выкладками. Сейчас мы так же далеки от понимания устройства Мира, как и ученые ХIХ века, даже не смотря на более высокий экспериментальный и технологический уровень, которого мы достигли. А сама физика погрязла в мистике и иллюзиях, с которыми она была призвана бороться" [РОН, стр.83].
         "Субъективные мнения философов древности заменились не менее субъективными данными экспериментов. Потому что данные любого эксперимента не есть объективная истина, а лишь замер видимого протекания того или иного процесса в тех или иных условиях с той или иной точностью. И ни один эксперимент не может служить абсолютным доказательством справедливости и фундаментальности ни одного физического принципа" [РОН, стр.196].
         "Подобными псевдофизическими приемами можно считать использование всевозможных геометрических моделей, наращивание количества пространственных измерений, изобретение виртуальных частиц и полей, наделение математических операторов физическими свойствами, создание множества формальных законов сохранения для абстрактных величин, вроде "цветов", "запахов" или новых "зарядов" частиц, не связанных с реальными физическими полями, а также использование иного схожего "шаманства". Всё это не более чем самообман, не позволяющий получить от математических трюков и абстрактных приемов больше, чем заложено в аксиоматическую базу того или иного математического формализма" [РОН, стр.79-80].
         "Нельзя сказать, что математический метод, как и экспериментальный, плох сам по себе. Но следует помнить, что это тоже лишь инструмент для формализации наших идей и представлений. Своеобразный язык, с помощью которого мы можем записать и передать свои мысли. Но всегда мысли должны руководить использованием языка, а не наоборот. Нельзя использовать случайный набор слов языка, чтобы сформировать мысль при отсутствии идей" [РОН, стр.197].
         Материя проявляет себя только через движение. Такая "наблюдаемость" материи совершенно не помогает понять много или нет у неё форм. Поэтому свойство "наблюдаемости" для материи ничего не дает.
         Вообще говоря, вопрос о наблюдаемости надо бы ставить иначе, способны ли мы с помощью сегодняшней экспериментальной техники (макротехники) измерять свойства объектов наномира (мира полей), или нет. Скорее всего, современная техника в принципе для этого не пригодна, на что указывает, например, известный закон неопределенности. Вот и приходится физикам исследовать не нанообъекты, а их статистические множества. В сущности, вся "полевая" физика зиждется именно на статистической (волновой) основе. Вынужденный отказ от дискретности, как основополагающем свойстве материи, и замена её "корпускулярно-волновым дуализмом" привели к смешению понятий, относящихся к совершенно разным микро- и наноуровням.