Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Философия

2010. Глава I-a. Религия.

Страницы:  Предыдущая - Содержание - Последующая


        Глава I. Религия.

        1.1. Основные определения.

        Религия (от лат. religio < re- - обратно, опять, снова, против + ligo - объединяю) - обычно переводится как "божественное", на самом деле дословно означает "воссоединение, объединение по-новому". В английском языке, согласно словарю Webster’а, слово religion впервые встречается в XIII в.
        Мифология (от греч. mythos - слово, сказание, предание + logos - слово, учение) часть филологической науки, изучающая древний фольклор и народные сказания (эпос, сказку). Для мифологического сознания все, что существует – одушевлено. Мифологическое пространство – это пространство души.
        Философ Алексей Федорович Лосев (1893-1988) в 1930 году написал: "Миф – не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь, со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей ее реальной повседневностью и чисто личной заинтересованностью. Миф не есть бытие идеальное, но – жизненно ощущаемая и творимая, вещественная реальность и телесная, до животности телесная действительность" [ЛАФ].

        1.2. История религии.

        "Первые поселения в Западной Европе после потепления были основаны пришельцами из Восточной Европы. Сами названия городов, например "Париж" (родственное русскому притч, английскому parish и т.д.), и "Кёльн", означают "поселение, колония". Однако примерно до середины XIII века колонизация Западной Европы пришельцами из Южной и Восточной Европы была очень медленной из-за отсутствия дорог и конного транспорта.
        Первые поселенцы сохраняли свои языческие обычаи: например, кельты - культ лесных божеств, друидов (т.е. духа деревьев), характерный и сегодня для части угро-финского населения Поволжья. Монотеизм пришел в континентальную Европу в XIV веке с новой волной конных переселенцев уже из Великой Орды, наследницы Византии. К языческим братствам или товариществам первых поселенцев добавились "землячества" новых. Они же и распространили в середине этого века монотеистические убеждения вглубь континента. При этом никаких христианских канонов ещё не было" [КРЦ, стр.318-319].
        "Религия - это новообразованное, латинское объединение Западной Европы конца XIV века. Прежняя византийская ("греческая") система убеждений ("вера") усилиями римских новаторов превратилась в ересь. Латинская калька с этого слова - credo - приобрела значение "верую" именно в это время. (До этого языческое понятие credo означало не "система взглядов, убеждений", а "сокровенное": ср. однокоренное кровь, откровение, англ. crew - ныне "команда", первоначально "кровные родственники" и т.д. Это высшая языческая клятва - клятва на крови).
        Соответственно, взгляды византийских монотеистов получили название "Ветхий Завет" не ранее второй половины XV века, а Библия как таковая сформирована к концу XVI в. (само слово Bible появилось только в XVI в.!) и впервые полностью опубликована только в 1613 г. Яковым I Стюартом в Англии" [КРЦ, стр.330].
        "Становление юриспруденции – один из ключевых моментов истории XIV-XVI веков. Первым общемировым правовым термином было слово орда, означающее "порядок" (ср., например, иранское arta). Жрецы-"понтифики" на территории Западной Европы управляли общественным имуществом Византийской империи. В Северной Африке (например, в Тунисе и Алжире) аналогичные функции выполняли деи (dei, современный аналог – исполнительный директор).
        После откола Западной Европы от Византии "понтифики" стали присваивать общественное имущество, назвав его "божьим", т.е. опять-таки dei. Главный понтифик, ставший Папой Римским, и присвоил себе право распоряжаться от имени Бога вполне конкретным имуществом. Институт церкви возник как юридическая коллегия для обоснования законности присвоения общественного имущества. Это отразилось и в латинском iudeo "сужу", откуда и слово иудей, и легендарная Иудея – т.е. Западная Европа конца XIV в., в отличие от остальной Византии – Израиля, т.е. "православного мира" [КРЦ, стр.332].
        Всем известно, что в жизни не действует сказочное требование: "По щучьему велению, по моему хотению" (в обработке А.Н. Толстого, 1940) [ТЩВ]. Правда, в первоисточнике (собиратель сказок А.Н.Афанасьев) формулировка приказания существенно иная - "По щучьему велению, по божьему благословенью". Так вот, применяя упомянутую закономерность к далекому прошлому, следует ткнуть носом любителей "учебников": история создается не "соображениями" академических историков, а жизненно необходимыми поступками народов, которые делают то, что им требуется и с помощью тех орудий труда, которые у них есть (которые успели придумать на данный момент времени).
        Как правило народами управляют законы животного мира. Наиглавнейший из них вынуждает животину добывать еду, самостоятельно или в стае (сообществе). Насытившись, животина отдыхает, т.е. просто валяется или тратит избыток сил на получение удовольствий. И чем они примитивнее, тем привлекательней. Никакие "религии" сытой твари не нужны! Чтобы там ни говорили Эдвард Тэйлор (Edward Burnett Tylor, 1832-1917) и Джеймс Фрэзер (James George Frazer, 1854-1941) [ТПК, ФЗВ], многобожие (политеизм) само по себе - лишний труд, пусть даже психический. А опасность неведомого всегда можно предугадать и избежать.
        Чтобы массы людей заинтересовались божествами, необходимо что-нибудь существенное, например, катастрофы вселенского масштаба. Именно на этом фоне, с учетом территориальной разобщенности, возникают всевозможные верования. Одновременно страх перед возможным повторением случившегося толкает вожаков к созданию единобожия, как системы, способной управлять всеми сразу.
        С указанной позиции есть смысл обратить внимание на статьи гляциолога Сергея Александровича Чумичёва (1978 г.р.) о катастрофе 1259 года, сильно изменившей на жизнь человечества [ЧСА].
        Отсюда понятно, что в XV-XVI веках в маленькой Европке параллельно с зарождающимися капиталистическими отношениями происходило утверждение новой идеологии - монотеизма в образе христианства, без которого сплотить стаи людей в безликую трудящуюся массу совершенно невозможно. Звериным началам человека, войнам и эпидемиям можно было противопоставить всем понятный набор простейших заповедей, четкое разделение понятий добра и зла, а также праведную любовь друг к другу, сродни со взаимопомощью.
        Навеки канонизировав поведение паствы, церковь упустила из виду последствия необычайной способности божьих тварей к размножению. Выжив после пандемий бубонной чумы (середина XIV века), оспы (с первых крестовых походов по XVIII век), сифилиса (XV век), человечество за пару-тройку сотен лет приободрилось и отказалось от христианской идеологии, встав на путь технологического развития. Материализм вкупе с атеизмом легко осилил духовную составляющую сознания и направил массы к своему изначальному состоянию - звериному (не путать с животным состоянием!).
        Точь-в-точь как в "Сказке о молодильных яблоках и живой воде" (в обработке А.Н. Толстого, 1940), где Иван-царевич просит избушку на курьих ножках: "Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Как мне в тебя зайти, так и выйти" [ТРС]. Религия повернула народ от леса к цивилизации, да только от радости запомятовала, что в русской (не россиянской!) народной сказке просьба складывается из двух фраз. Как раз вторая-то фраза однозначно указывает на возвращение в дремучесть.
        Православие, очень тесно связанное со славянским язычеством, погрязло в борьбе за первенство с католицизмом и, шаг за шагом уступая свои позиции, перестало обращать внимание на грозящую опасность. Не до неё! А вот римский папа Бенедикт XVI (1927 г.р.) в своей книге "Европа Бенедикта: кризис культур", изданной в 2005 году, очень даже понятно обозначил сложившуюся ситуацию: "Европа пропагандирует культуру, которая, как никогда раньше, исключает Господа из общественного сознания, либо отрицая, либо оспаривая его существование, предоставляя каждому выносить собственное суждение, не имеющее отношение к жизни общества" [Б16]. Почти правильно, если понимать под "пропагандой безбожной культуры" звериную склонность тварей к безделью, алчности, примитивным удовольствиям и разврату во всех сферах физической и духовной жизни.

        1.3. Аксиоматика религии.

        Под мировыми религиями на сегодняшний день принято понимать христианство, ислам и индуизм. По статистическим данным, например, на конец 2007 года в мире проживало 2,1 млрд. христиан, 1,3 млрд. мусульман, 900 млн. индуистов, а также 376 млн. буддистов, 394 млн. даосистов и 1,1 млрд. атеистов.
        По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП), в России верующими в Бога себя называют 47% респондентов. Это в 4 раза больше, чем в конце семидесятых годов прошлого столетия. С того момента в 2,5 раза уменьшилось количество атеистов - 10%.
        Что касается возрастных категорий верующих, то можно отметить, что среди людей старше 60 лет верят в Бога свыше 85%. Среди представителей академической науки - 89,7% православных, среди военнослужащих - 79%. В сельской местности атеистов - 9%, в малом городе - 18%, а в большом - 23%.
        Профессор основного богословия МДА Алексей Ильич Осипов (1938 г.р.) считает, что "с внешней стороны религия представляет собой:
        - в философском плане - мировоззрение, включающее в себя ряд конкретных положений (истин), без которых (или хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь в колдовство, оккультизм, сатанизм и подобные псевдорелигиозные явления, хотя и содержащие в себе отдельные элементы религии, но в действительности оказывающиеся лишь продуктами ее распада, деградации, извращения;
        - в общественно-практическом выражении организацию с определенной структурой управления (церковь), правилами жизни своих последователей, культом" [О-1997].
        Архимандрит Сербской Православной Церкви преподобный Иустин (Попович, 1894-1978) во введении к своему 3-томному труду "Догматика Православной Церкви" написал следующее: "Так как предметом догматики являются вечные догматические истины Святого Откровения, свидетельствующего о Боге в Самом Себе и о Боге в Его отношении к миру и человеку, то она соответственно делится на две части, каждая из которых имеет свои подразделы. Первая часть рассматривает Бога в Самом Себе, вторая - в Его отношении к миру и человеку. Согласно этому, в первую часть входят догматы о бытии Бога, о качестве и степени богопознания, о Божием существе и Его свойствах, о единстве Божия существа и о Святой Троице. Вторую часть составляют догматы о Боге как Творце мира, о Боге как Промыслителе, о Боге как Спасителе, о Боге как Освятителе и о Боге как Судии" [ДПЦ].
        Учебник по догматике перечисляет следующие аксиомы-доктрины [МТВ]:
    1) о Священном Писании;
    2) о Боге;
    3) об Иисусе Христе;
    4) о Духе Святом;
    5) о человеке;
    6) об Искуплении;
    7) о Церкви;
    8) об Ангелах;
    9) о сатане.

        "Первичные" аксиомы религии:

        1.3.1. Аксиома Бога.
        Бог (от др.-слав. богъ - дающий, наделяющий < индоевроп. корнень bhag в значении наделять, раздавать; наделяющий богатством, дарующий благосостояние; однокоренные: др.-инд. bhagas - благосостояние, счастье, податель; греч. bagos - ломоть хлеба и владыка) - идеальное высшее существо, высший разум, обладающий сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством, в некоторых концепциях он является творцом мира.

        По-энгельсовски: "Бог в религиозных представлениях высшее сверхъестественное существо, верховный предмет религиозного культа" [ФЭС, стр.56]. Возможности Бога безграничны. Он способен создавать и уничтожать миры, позволять родиться любому биообъекту (естественно, и человеку, т.к. только это нас и интересует), "вести" его по жизни, контролируя каждое слово и поступок, после выполнения предназначения ликвидировать. Цели деяний Бога людям неведомы.
        По Библии Бог имеет следующие свойства (касающиеся этики):
        - "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лук.20:38);
        - истинный. "Господь Бог есть истина" (Иер.10:10); "живой и истинный" (1Фес.1:9);
        - премудрый. "Немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков" (1Кор.1:25); "нет тайны, сокрытой от тебя" (Иез.28:3); "Премудр сердцем и могущ силою" (Иов.9:4); "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" (Рим.11:33); "Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи" (Иов.9:3);
        - всеблагой. "Никто не благ, как только один Бог" (Мф.19:17); "Благ и праведен Господь" (Пс.24:8);
        - "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1Ин.4:16); "Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью" (Прем.7:28);
        - всевидящий. В некано¬нических книгах, поощряемых к прочтению, Бог характеризуется всевидящим, например: "ибо ты не ушел еще от суда всемогущего и всевидящего Бога" (2Макк.7:35); "С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает" (Пс.32:13-14).
        - "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться" (Числ.23:19); "Он создал сердца всех их [сынов человеческих] и вникает во все дела их" (Пс.32:15);
        - "Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось" (Пс.32:8-9).
        Физические характеристики Бога:
        - единственный. "Бог наш, Господь един есть" (Втор.6:4); "Единый Премудрый Бог" (Рим.14:26);
        - вечный. "Он есть Бог живый и Царь вечный" (Иер.10:10); "Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века" (Пс.89:3); "по повелению вечного Бога" (Рим.14:25); "единый имеющий бессмертие" (1Тим.6:16).
        - вездесущий. (Пс.138:7-12); люди "искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас" (Деян.17:27);
        - невидимый. "Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков" (1Тим.1:17); "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны" (Рим.1:20); "Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1Тим.6:16).
        Парадокс 1. Оценивая физические характеристики Бога, следует обратить внимание на фразу: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему" (Быт.1:26), что, по сути дела, означает по порядку поведения (образу) и по внешнему виду (подобию). Отсюда естественно следует: Бог конструктивно и психологически схож с человеком, которого сам же, глядя на себя, и изготовил. Зачем? "Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" (Рим.11:33)
        По мнению немецкого философа Георга Гегеля (Georg W.F. Hegel, 1770-1831) "Бог в своем непосредственном понятии не есть дух; дух - это не то, что непосредственно, что противоположно опосредствованию, а скорее сущность, вечно полагающая свою непосредственность и вечно возвращающаяся из нее в себя. Поэтому непосредственно Бог есть лишь природа. Иначе говоря, природа - это лишь внутренний Бог, а не действительный как дух и тем самым не истинный Бог. - Или, иначе, в мышлении как первом мышлении Бог есть лишь чистое бытие или же сущность, абстрактное абсолютное, а не Бог как абсолютный дух, единственно который и составляет истинную природу Бога [ГНЛ, т.3, стр.168].
        Парадокс 2. По Библии в четвертый день "создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды" (Быт.1:16). В пятый день "сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее" (Быт.1:21). В шестой день сотворены мужчина и женщина (Быт.1:27). Однако, в Святом Писании упомянут Иисус Христос, "Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари" (Кол.1:15). Но первыми сотворены рыбы…

        1.3.2. Аксиома духа.
        Дух (др.-слав. духъ - душа, разум, настроение, дуновение, ветер, испарение < общеслав. duchъ < индоевроп. основа dheu-es, dheu-s < корень dh в значении дух) - умственные способности, разум и вообще нравственная сторона человеческого существа, настроение, сущность, истинный смысл чего-либо; в религии - душа; в мифологии - сверхъестественное бесплотное существо.
        Дух - философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии. Идеализм, спиритуализм признают дух первоначалом мира. Рационалистические философские системы отождествляют дух с мышлением и сознанием в их иррационализме.

        Святой Дух, Утешитель - в христианстве третья ипостась (греч. hypostasis - сущность) единого Бога - Святой Троицы.
        В Писании Ветхого Завета Дух преимущественно упоминается под следующими именами: Дух Божий (Быт.1:1-2 и др.), Дух Господень (Суд.3:10 и др.), Дух Святой (Пс.50:13, Ис.63:10, Прем.1:5, 3Езд.14:22), Дух благой (Пс.142:10, Неем.9:20), Дух истины - преемник Иисуса Христа (Ин.16:13-14) [МЮВ].
        По Библии Святой Дух обладает следующими свойствами:
        - "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт.1:1-2);
        - "Дух все проницает, и глубины Божии" (1Кор.2:10);
        - "Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (1Кор.2:11);
        - "Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово" (Прем.1:7);
        - "Дух дышит где хочет, и глас его слышишь и не знаешь, откуда приходит и куда уходит" (Ин.3:8);
        - "Дух животворит, плоть не пользует ни мало" (Ин.6:63).
        Необходимо различать Святой Дух и дух человеческий:
        - "Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (1Кор.2:11);
        - "Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его?" (Притч.18:15).
        Например, святитель Игнатий (в миру - Дмитрий Александрович Брянчанинов, 1807-1867) считает, что "существо человека, верховная сила его, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, дух его, есть образ существа Божьего; свойства духа человеческого служат в состоянии непорочности своей, подобием свойств Бога". По мнению святителя Феофана Затворника (в миру - Георгий Васильевич Говоров, 1815-1894) "дух есть душа нашей души, призванный изнутри побуждать, двигать душу, крепко связанную с телом, к миру "горнему", небесному, вечному".

        1.3.3. Аксиома души.
        Душа (от др.-рус. доуша < индоевроп. duхja < индоевроп. основа dheus, dhous, dhues, dhus < корень dh в значении дух) - внутренний мир человека, независимая от тела бессмертная нематериальная сущность, остающееся после смерти человека. В душе выражена божественная природа человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли. "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7).
        Мировая душа или абсолютный дух - в философии Гегеля то, что лежит в основе всего существующего. Только он вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве - это природа; самораскрытие во времени - история.

        Душа и дух человеческие - не одно и то же: "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет" (Евр.4:12-13).
        "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фес.5:23).
        Так чем же отличаются друг от друга дух и душа человеческие? По большей части оба эти слова употребляются для обозначения всей невидимой части существа человеческого. Различается душа от духа, когда это требуется для объяснения невидимого, глубокого, таинственного аскетического подвига.
        На самом деле всё просто. Бог имеет собственную душу, называемую по-разному: Святым Духом, Мировой душой, абсолютным духом и др. При рождении каждый из нас получает частицу Божественной души (Бог везде и всюду, в частности внутри любой земной твари), которую человек не должен посрамить, а умерев, вернуть восвояси Создателю. Благодаря свободе выбора, человек может возвратить свою душу либо порченной (за что наказывается ссылкой в разные "камеры" ада), либо в исходном состоянии (тогда он именуется праведником и в знак поощрения направляется в рай). Человеческая душа не растворяется в мировом пространстве без остатка, а в концентрированном виде ждет своей участи в аде или рае. На Страшном суде Бог решит, что делать с каждой - вобрать в себя или "усыпить" её без наркоза.
        Екклезиаст (греч. ekklesiastes - оратор в собрании): "Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?!" (Екк.3:21).

        1.3.4. Аксиома человека.
        Человеческий род (или народ, отождествляемый с человечеством) произошел от пары прародителей - перволюдей, созданных Богом: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт.1:27). "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7).

        "Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Галл.5:19-21).
        В Священном Писании о теле говорится как о жилище души, например, в молитве царя Езекии: "Жилище мое снимается с места, и уносится от меня, как шалаш пастушеский" (Ис.38:2).
        Люди делятся на "званых", которых много, и "избранных", которых мало (Мф.20:16, 22:14), т.е. душевных и духовных: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его?" (1Кор.2:14-16).
        Две заповеди Иисуса: "первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!
Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет" (Мк.12:29-31).
        Человек состоит из трех частей: духа, души и тела (1Фес.5:23). "Душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть её, истребится" (Лев.17:14).
        Святой Иустин Философ в труде "О воскресении" (гл.10) пишет: "Тело есть жилище душ, а душа - жилище духа, и эти три сохраняются в тех, которые имеют искреннюю надежду и веру в Бога".
        Святой Ириней Лионский: "Совершенный человек состоит из трех: плоти, души и духа, и в коих один (дух) - спасает и образует, другая (плоть) - соединяется и образуется, а средняя между сими двумя (т.е. душа) тогда, когда следует духу, возвышается им, а когда угождает плоти, ниспадает в земные похотения" [ЛИ5, кн.5].
        Важнее всего следующее: "участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё - суета!" (Екк.3:19).

        "Вторичные" аксиомы религии.

        1.3.5. Аксиома потустороннего мира.
        Утверждение о том, что всё неподвластное человеческому опыту находится по ту сторону знания. С точки зрения материализма, всё ненаблюдаемое не существует, т.е. паранормально (от греч. para - возле, около, при), а следовательно, лженаучно.
        Википедное знание отождествляет потусторонний мир с загробным миром: "в различных религиозных системах (как языческих, так и монотеистических) - это мир, в который уходят люди после смерти, обитель умерших или их душ. Представления о загробном мире являются типологически общими практически для всех культур и цивилизаций".
        Рай - состояние блаженной жизни (бытия) в гармонии с целостной природой (мирозданием), не повреждённое злом, смертью и временем. Небо невидимое имеет множество названий в Святом Писании: Рай, Царство Небесное, Царство Божие, Небесное Отечество, новый и небесный Иерусалим и т.д.
        По воззрению древних иудеев, существует три неба: первое, на которое поднимаются облака и где бывают молнии, громы, ветры и прочие метеорологические явления; второе, где движутся небесные светила; и, наконец, третье, где расположен Престол Всевышнего. Когда апостол Павел говорит о "восхищении" известного ему человека (скрывая по смиренномудрию, что этот человек - он сам) до третьего неба (2Кор. 12:2-4), то под третьим небом, согласно представлению иудеев, он имеет в виду Рай, где Бог открывает Свое величие и славу Ангелам и угодникам Своим.
        В понимании христианской церкви, небесный рай, в котором обитают души праведников, есть ближайшая к земле небесная обитель или "первое небо"; за ним, выше, есть еще небеса. "Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный" (2Кор.5:1).
        Ад - состояние души, переживающей отчаяние и безнадёжность, бессильной выйти из себя и неспособной любить; место наибольшего мучения тех, кто знал заповеди Божии, но не исполнял их, и тех, кто не прощал обиды на своих ближних. В славянской мифологии пекло (церк.-слав. пекъл - смола) - ад, преисподняя.
        Аристотель в свое время дал упрощенную классификацию пороков: несдержность (incontinenza), то есть злоупотребление естественными наслаждениями, телесными или душевными; злоба (malizia), то есть душевная испорченность, орудующая обманом; буйное скотство (matta bestialitade), то есть удовлетворение низменных побуждений, приводящее к разного рода насилию. В своей "Никомаховой этике" (кн. VII, гл. I) он пишет: "надо  сказать, что существует три вида такого, чего избегают в нравах: порок, невоздержность, зверство (kakia, akiasia, theriotes). Что противоположно первому и второму, ясно, ибо одно мы зовем добродетелью, а другое - воздержностью, зверству же более всего подобает противопоставить ту добродетель, что превыше нас, - как бы героическую и божественную… Так что, если, как говорится, при избытке добродетели из людей становятся богами, то, очевидно, именно такой склад [души] противоположен зверскому, и, как зверю не свойственны ни порочность, ни добродетель, так не свойственны они и богу, но [у него] есть нечто, ценимое выше добродетели, а у [зверя] - некий род [нрава], отличный от порочности" [АНЭ, т.4, кн.VII, стр.191].
        В переходный период между XIII-XIV веками нравственно-этические доктрины нуждались в разработке и насаждении - слишком много страданий и несправедливости было вокруг поэта и слишком очевидны были противоречия ортодоксальных церковных норм. "Последний поэт средних веков и первый поэт нового времени" Алигьери Данте (Alighieri Dante, 1265-1321) в своей "Божественной комедии" расчленил Ад в соответствии с аристотелевой градацией пороков; Рай - в соответствии с системой Птолемея, Чистилище отчасти содержит отраженную "разметку" Ада, Лимб - кайма католического ада - перенесен в поэму из церковного учения, многое Данте "достроил" сам.
        Считается (со ссылкой на Библию Откр.20:10-15), что после Страшного Суда ад прекратит своё существование: "И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая" (Откр.20:14). Хотя на самом деле, если читать внимательнее, Ад вечен. На это указывает текст того же Откровения: обольщенные Сатаной народы, "число их как песок морской", будут пожраны огнем с неба от Бога, "а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков" (Откр.20:9-10). Это очистит землю от каждого следа греха, и даже сожжет все элементы земли (2Петр.3:10-12).
        "Огневая" дезинфекция откроет перед Богом возможность для сотворения нового неба и новой земли: "Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2Петр.3:13). А также "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет" (Откр.21:1).
        Чистилище, иначе пургаториум (лат. purgatorium < purgatio - очищение, искупление, снятие вины) согласно католическому вероучению, - место, где души умерших грешников очищаются от не искуплённых при жизни грехов. Догмат о чистилище был введён в католицизме в 1439 году, и подтверждён в 1562.
        Православие отрицает существование чистилища. Согласно учению Православной церкви состояние душ умерших людей - временное ожидание вечной радости или вечных мук. Всемилостивый Бог всё-таки может облегчить вечную участь грешников, если за них будут усердно молиться оставшиеся в живых на Земле (их родственники или благочестивые знакомые). Именно поэтому в православных храмах молятся за умерших, поминают их и принимают записки с именами усопших – О упокоении их душ.

        1.3.6. Священные писания.
        Набор текстов, превращенный служителями того или иного религиозного течения в канон. Священные писания важны как эталон, с помощью которого можно распознать всякую истину. Те идеи, которые находятся в гармонии со священными писаниями, являются истинными, а те, что не в гармонии - ложными.

        Система основополагающих догматов каждого вероучения излагается в виде "символа веры". Символы веры всегда отличаются краткостью; они только излагают в аподиктической форме простых предложений или неоспариваемых фактов главные догматические положения, без доказательств, как предмет для восприятия верою.
        Христианские символы веры:
    - апостольская вера иерусалимской церкви;
    - церковная вера кесарие-палестинской церкви;
    - вселенская вера антиохийской церкви;
    - апостольская вера церкви кипрской и церквей малоазийских;
    - апостольские догматы александрийской церкви;
    - апостольский символ веры римской церкви;
    - афанасьевский символ веры;
    - халкидонский символ веры;
    - Аугсбургское исповедание от 1530 года;
    - символ веры англиканской церкви;
    - символ веры методистской церкви.
        В исламе символ веры (араб. акыда) обычно называют "свидетельством веры".
        Общепризнанное исповедание веры в иудаизме - молитва "Шма, Исраэль…" - "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь - един" (Втор.6:4).
        Символы веры существуют и в различных школах тибетского буддизма.
        "Религия полезна обществу, общество без религии разваливается. Даже так: без религии общество не создалось бы. Атеизм ведет к порокам и преступлениям. Слава Богу, что теперь никто уже не требует привести религию в соответствие со здравым смыслом" [ДИЛ, стр.310].

        Вспомогательные догмы:

        1.3.7. Тройка, семерка, девятка.
        Три - в славянской мифологии одна из трёх священных цифр, связанная с образом мирового порядка. Означает надежность, доведенную до совершенства. Число три является основой следующих понятий:
    - трёхмерное пространство материальной Вселенной;
    - Земля, третья планета от Солнца;
    - плоская Земля держится на трёх китах, которые плавают в океане;
    - три базовых цвета при синтезе изображений: в аддитивной цветовой модели красный, зелёный и синий;
    - тройная точка (температура 273,16 К и давление 611,73 Па), при которой вода может одновременно и равновесно существовать в виде трёх в твердом, жидком и газообразном состояниях;
    - трёхфазная система переменного тока в электротехнике;
    - трёхстворчатый клапан сердца;
    - Триглав - славянский бог, трехголовый идол которого уничтожен католиками;
    - Тригла (Триглава) - в славянской мифологии богиня земли;
    - Святая Троица: Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух;
    - три волхва принесли дары родившемуся Иисусу в Назарет;
    - концепция "Москва - Третий Рим";
    - триколор (фр. tricolore - три цвета) - трёхцветный флаг. Его имеют 24 страны;
    - три короны на гербе России;
    - три составляющих части марксизма - английская политэкономия, французский социализм, германская философия;
    - тройка лошадей;
    - трехразовое питание, тройная уха и пр.
        Семь - число духовного совершенства (печать Божья или число завета). Оно произошло от еврейского слова "савах", означающего "быть наполненным или удовлетворенным, иметь достаток".
        Магическое число семь плюс-минус два - закономерность (также известная как "кошелёк Миллера"), которую обнаружил американский психолог Джордж Миллер (Miller George A., 1920 г.р.). Суть её состоит в том, что кратковременная человеческая память может запомнить и повторить только 7 ± 2 элемента [М7].
        Число семь является основой следующих классификаций:
    - 7 отверстий для органов чувств в голове человека;
    - 7 цветов радуги (хотя в японском, например, 6);
    - 7 основных нот - до, ре, ми, фа, соль ля, си;
    - 7 видимых с Земли светил в Солнечной системе: Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн;
    - 7 основных звёзд в созвездиях Большая и Малая Медведица;
    - 7 типов астероидов, различающихся по плотности (соотношение плотностей у крайних типов составляет почти 7:1);
    - 7 основных кристаллических систем в кристаллографии;
    - 7 периодов в таблице Менделеева;
    - 7 - минимальное число сторон правильного многоугольника, который нельзя построить с помощью циркуля и линейки.
        Девять. Является основой следующих классификаций:
    - 9 планет в солнечной системе (до 2006 года) Меркурий, Венера, Земля, Марс,     Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон;
    - 9 месяцев беременности (ребенок развивается в утробе матери в течение 9 календарных месяцев и 9 дней, или 10 лунных месяцев);
     - 9 муз;
    - 9 чинов ангельских;
    - 9 кругов ада Данте;
    -  9 сфер (небес) рая;
    - на Руси "девятка" (Арх.) - сосновая доска, идущая за границу, длиной 9 арш.,     шириной 9 д., толщиной 3 д.;
    - на Руси "девятерик" - мера веса. Куль девятерик, в девять мер или пудов. Свечи     девятерик, по девяти на фунт. Веревки девятерик, девятипрядные;
    - Радоница.

        1.3.8. Святая Троица.
        Учение о Троице представляет первый догмат, установленный церковью в течение первых веков христианства.
        "Первоначальный смысл "Троицы" был непосредственно связан с признанием единобожия - "Троица" стала наиболее удобной формулой для перехода от языческого многобожия к Богу единому. Пример тому - этрусская (= старорусская) формула Ягве-Саваоф-Адоней как три имени Бога Единого. В Адонее (еврейском Адонае, греческом Адонисе, варяжском Одине и т.п.) уже виден просто Бог Единый Ягве-Саваоф христиан. Это - формула XV века, однако она просуществовала до XVIII века как "Троица Ветхозаветная", изображавшаяся на иконах в виде трех ангелов.
        В XVI веке основной смысл "Троицы" изменился: триединая сущность Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух. Это - "Троица Новозаветная". Еще один, не совсем канонический, но гораздо более доходчивый смысл "Троицы" - Бог-Отец, Богородица и Спаситель-Христос. И в топонимике сел России сначала появляется название "Троицкое" (не ранее XV в.), затем "Богородицкое" и "Спасское" (не ранее XVI в.), и только позже "Воскресенское" и другие, связанные с религией" [КРЦ, стр.154].
        Традиционно считается, что "с полною определенностью учение" о троичном Боге дано в Новом Завете, но зачатки его, христианские теологи находят в ветхозаветном откровении. На самом деле "полная определенность" зиждется не на конкретных словах Библии, а на желании её видеть в разрозненных фразах, говорящих о совершенно иных вещах, но допускающих арифметическое сложение ипостасей.
        Например, есть фразы: "Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня" (Ин.14:28) и "Он [Иисус Христос], будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу" (Флп.2:6). Откуда следует, что Иисус Христос вторая ипостась "единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого". Почему ипостась? В параграфе 2.2.3 настоящей статьи сказано, что Бог имеет собственную душу (Бог везде и всюду, в частности внутри любой земной твари). При рождении каждый из нас получает частицу Божественной души. На заре нашей истории Бог решил через специально отобранного (по каким-то одному только ему известным признакам) человека внушить всем остальным понятие о добре, которое поможет людям выйти из животного состояния и сохранить свою мизерную численность от вымирания (из-за смертоносных эпидемий и учащающихся войн). Он вдохнул в избранника частицу своей души и определил ему соответствующую судьбу. "Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари" (Кол.1:15). Кроме того Иисус Христос говорит однозначно: "Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела" (Ин.14:10).
        Посему следует, что  Бог, как был "един есть", таким и остался. А почитать избранника (и его мать, учеников и пр.) или нет, это дело каждой церковной общины, её места в обществе и, соответственно, доходов.
        Интересно другое, сейчас человечество расплодилось до изумления, синхронно понятие добра низводится к нулю ровно с такой же скоростью, как растет численность алчных тварей.
        Как указывает доктор филологических наук Валерий Владимирович Лепахин (1945 г.р.), "триединый" лозунг борьбы "за веру, царя и отечество" с незначительными изменениями проходил красной нитью через всю древнерусскую литературу [ЛВВ, ч. 3]. Интересно, что 21 марта 1833 году при вступлении в должность министра народного просвещения Сергей Семенович Уваров (1786-1855) разослал попечителям учебных округов циркуляр, в котором означена "триединая формула" Российской империи: "православие, монархия, народность", которая была призвана обосновать старинный лозунг борьбы "за веру, царя и отечество". Её обновлению и утверждению послужил "Московский Сборник" (1896) обер-прокурора Синода Константина Петровича Победоносцева (1827-1907), в котором он настойчиво утверждал мысль о порочности современной ему западноевропейской культуры и государственного строя сравнительно с главными чертами национально-русских идеалов и пытался доказать правильность сохранения status aquo во всех областях духовной жизни России.
        XX век внес свои коррективы. Церковь, как институт, всё больше и больше "коммерсируется", увиливая от своих идеологических обязанностей. "Триединый" лозунг изменился на "лицемерие, бузинес, стадность" с перекосом в сторону повального индивидуализма. С сожалением приходится констатировать, отход от животного состояния не получился. Человечество доказало Богу своё скотское нутро.
        Давным-давно, ещё в допотопное время: "И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем" (Быт.6:5-6).
        Поскорбел, наказал и опомнился. После потопа сказал: "не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал" (Быт.8:21).

        1.3.9. Семь таинств христианской церкви.
        Таинство - священнодействие, в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая благодать Божия. Таинства вводились постепенно, первоначально их было два - крещение и причащение, так как только о них содержатся прямые упоминания в тексте канонизированных Евангелий. Только впоследствии среди христианских обрядов появляются остальные пять таинств:
        - Крещение - погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов;
        - Миропомазание - освящение человека путем смазывания его ароматической смесью (миро), заменило наложение рук архиереем на головы верующих по мере роста численности христианских общин;
        - Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу (в Православной церкви и миряне, и духовенство причащаются Телом и Кровью, в Католической: духовенство - всегда Телом и Кровью; миряне, либо Телом и Кровью, либо только Телом);
        - Исповедь (покаяние) - раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника и получение "отпущения грехов" от имени Христа;
        - Брак (венчание);
        - Елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, больному прощаются грехи, которые он забыл или не успел исповедать);
        - Священство (рукоположение) - посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства).

        1.3.10. Семь небес.
        Согласно Талмуду - священной книге древних иудеев, над Землей находится семь небес (на иврите для определения "небо" существует семь различных слов). Эту "небесную географию" из иудаизма переняли христианство и ислам. Дантовское описание Рая тоже примерно соответствует этому принципу - но Данте творчески переосмыслил понятия и добавил еще 2 уровня.
        - Первое небо называется Вилон (от лат. elum - крывало, завеса), или Шамайим (это слово часто употребляется для обозначения неба в Библии). Первое небо – самое нижнее. Оно связано с планетарными ангелами, а также с теми, которые управляют звездами и природными началами – воздухом, ветром, водой. Первым небом правит архангел Гавриил. Считается, что именно здесь находился рай, где поначалу обитали Адам и Ева и где росли Древо жизни и Древо познания. Но напоминаю, что согласно библейской легенде у ворот на небеса стоял Михаил – ангел с пылающим мечом.
        - Второе небо, место содержания грешников, ожидающих Судного дня, называется Ракия, что значит "твердь" (Быт.1:6-8; 1:14-17). Этим небом управляют ангелы Зодиака, и на нем содержатся в заключении падшие ангелы. Согласно исламской традиции, Ракия – место пребывания Иоанна Крестителя. Правят этим небом архангелы Рафаил и Захариил.
        - Третье небо Шхаким (т.е. "небеса") – небо, в северной части которого находится ад. Через эту ледяную страну протекает огненная река, и именно здесь ангелы наказывают грешников. Этой областью правит ангел Анахил вместе с Ягниилом, Рабакилом и Далкиилом – тремя Сарим (на древнееврейском "князья"); принадлежащими к ангельскому чину "поющих ангелов". В южной половине этого неба расположен рай; в этот небесный сад ведут Золотые врата (знаменитые Жемчужные врата), через которые проходят все праведные души после смерти. В раю протекают две реки: река из молока и меда и река из масла и вина.
        - Четвертое небо Зебул ("высокое место", "небеса") находится под властью архангела Михаила. Здесь расположен "Небесный Иерусалим" - алтарь и храм Бога, "град Христов" из видения св. Павла – это город из золота, имеющий по 12 стен снаружи и внутри, сквозь которые ведут 12 ворот великой красоты. Город опоясывают четыре реки: из меда, молока, вина и масла.
        - Пятое небо Маон ("жилище". Втор.26:15) находится под властью архангела Сандальфон. Здесь ночью поют славу Господу бесчисленные хоры ангелов, а днем ему возносят хвалу избранники Божьи. На этом небе также содержатся некоторые из падших ангелов.
        - Шестое небо Махон ("обиталище") управляется Захиилом. Именно здесь хранятся так называемые Хроники Акаши, куда записывается все, что происходит на Земле, в том числе деяния каждого человека, когда-либо жившего на Земле, а также его наказание или награда (карма).
        - Седьмое небо Аработ ("облака". Откр.14:14) находится под властью Кассиила, ангела одиночества и слез и одного из ангелов, управляющих планетой Сатурн. Это небо – место пребывания Бога, святая святых. Здесь обитают высшие ангельские чины – серафимы, херувимы и престолы, а также души святых и нерожденных детей.

        1.3.11. Семь смертных грехов.
        В "Книге притчей Соломоновых" говорится, что Господь ненавидит семь вещей, что ему противны (Откр.6:16-19):
    - "глаза гордые";
    - "язык лживый";
    - "руки, проливающие кровь невинную";
    - "сердце, кующее злые замыслы";
    - "ноги, быстро бегущие к злодейству";
    - "лжесвидетель, наговаривающий ложь";
    - "сеющий раздор между братьями".
        Православная святоотеческая традиция включает в список смертных грехов восемь греховных страстей (с церк.-слав. языка слово "страсть" переводится как "страдание"):
    - чревообъядение;
    - любодеяние;
    - сребролюбие;
    - гнев;
    - печаль;
    - уныние;
    - тщеславие;
    - гордость.
        Концепция семи смертных грехов получила распространение после трудов Фомы Аквинского (XIII век). В XIV веке было создано мнемоническое правило SALIGIA, по первым буквам латинских названий грехов (superbia, avaritia, luxuria, invidia, gula, ira, acedia). Католическая церковь относит к смертным грехам:
    - гордыню (высокомерие) (лат. superbia);
    - зависть (лат. invidia);
    - чревоугодие (обжорство) (лат. gula);
    - блуд (похоть) (лат. luxuria);
    - гнев (злоба) (лат. ira);
    - алчность (жадность) (лат. avaritia);
    - уныние (праздность) (лат. acedia).
        В марте 2008 года епископ католической церкви Джанфранко Джиротти (Gianfranco Girotti) в интервью официальной газете Ватикана "L'Osservatore Romano" заявил о том, что не следует забывать об изменениях во внешнем проявлении смертных грехов в условиях современного общества и сопутствующих ему процессов (социальная дифференциация, нарушение экологии планеты и т.п.). Поэтому частными случаями смертных грехов являются такие деяния:
    - нарушение "биоэтики" (например, контроль рождаемости);
    - исследования, сомнительные с точки зрения морали (например, связанные со стволовыми клетками или генной инженерией);
    - загрязнение окружающей среды;
    - усугубление растущей разницы между бедными и богатыми;
    - излишнее богатство;
    - употребление наркотиков;
    - доведение до бедности.

        1.3.12. Семь кругов чистилища по Данте.
        Чистилище, по учению католической церкви, помещается в преисподней, составляя собственно лишь одно из отделений ада, который учителя этой церкви делили на две главные части: 1) на ад в собственном смысле, где помещены демоны и грешники, и 2) другие отделы преисподней.
        Данте изображает Чистилище в виде огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют Предчистилище, а верхняя опоясана семью уступами (семью кругами собственно Чистилища). На плоской вершине горы Данте помещает пустынный лес Земного Рая.
        Вергилий излагает учение о любви как об источнике всякого добра и зла и поясняет градацию кругов Чистилища: круги I, II, III - любовь к "чужому злу", то есть зложелательство (гордость, зависть, гнев); круг IV - недостаточная любовь к истинному благу (уныние); круги V, VI, VII - чрезмерная любовь к ложным благам (корыстолюбие, чревоугодие, сладострастие). Круги соответствуют библейским смертным грехам.
        - Предчистилище - подножие горы Чистилище (Песни 1-3). Здесь новоприбывшие души умерших ждут доступа в Чистилище. Умершие под церковным отлучением, но раскаявшихся перед смертью в своих грехах, ждут в течение срока, в тридцать раз превышающего то время, которое они пробыли в "распре с церковью". 1 уступ - нерадивые, до смертного часа медлившие с покаянием (Песнь 4). 2 уступ - нерадивые, умершие насильственною смертью (Песни 5-6).
        Долина земных властителей, где находится целый сонм умерших христианских монархов, отмаливающих свои земные грехи и дожидающихся, когда их допустят непосредственно в само Чистилище (Песни 7-9), разделенное на семь кругов. Обитатели каждого из кругов несут наказание за какой-то грех:
    - Круг 1. Гордецы (Песни 10-12).
    - Круг 2. Завистники (Песни 13-15).
    - Круг 3. Гневные (Песни 15-17).
    - Круг 4. Унылые (Песни 17-19).
    - Круг 5. Скупцы и расточители (Песни 19-21).
    - Круг 6. Чревоугодники (Песни 22-24).
    - Круг 7. Сладострастники (Песни 25-27).
    - Земной Рай (Песни 28-33) на вершине горы, составляющий как бы переходную ступень к небесному блаженству. Это мир нетронутой прекрасной природы. Но это и рубеж - от земного к небесному. Поток, протекающий в Земном Раю, разделяется на два: один - Лета (греч. Lethe - забвение) - истребляет память о совершенных грехах, другой - Эвноя (греч. Evanoe - ясная разумом) - воскрешает память о делах добрых.

        1.3.13. Девять даров Святого Духа.
       "Но каждому дается проявление Духа на пользу" (1Кор.12:7):
    - "Одному дается Духом слово мудрости" (1Кор.12:8);
    - "Другому слово знания, тем же Духом" (1Кор.12:8);
    - "Иному вера, тем же Духом" (1Кор.12:9);
    - "Иному дары исцелений, тем же Духом" (1Кор.12:9);
    - "Иному чудотворения" (1Кор.12:10);
    - "Иному пророчество" (1Кор.12:10);
    - "Иному различение духов" (1Кор.12:10);
    -  "Иному разные языки" (1Кор.12:10);
    - "Иному истолкование языков" (1Кор.12:10).
        "Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1Кор.12:11).

        1.3.14. Девять плодов Святого Духа.
        "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона" (Галл.5:22-23).
        Символически девять плодов Святого Духа изображают в форме девятиконечной звезды, на лучах которой нанесены первые буквы латинских названий каждого из даров.