Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Философия

1997. Лебедев В.П., "Обезьяний философ".


Обезьяний философ.

Лебедев В.П.

Еженедельный альманах "Лебедь" (г. Бостон), 1997, № 19*.
http://www.lebed.com/1997/art118.htm

        Журнал "Вестник", начал с № 12 (27 мая) публикации воспоминаний философа (бывшего советского, ныне антисоветского) А. Спиркина, в литературной записи Анны Тоом. Журнал имеет электронную версию, его адрес http://www.vestnik.com, адрес данного номера http://www.vestnik.com/issues/97/0527/win/toc.htm
        Уже в первом выпуске воспоминаний (они попали в электронную версию) рисуется образ бессребреника науки, ее рыцаря и активиста. Вспомнить нашему герою есть что. Но... то, что профессиональному философу для изложения истории своих мыслей требуется "литературная запись", сразу как-то настораживает. Как же он писал свои книги и статьи? Тоже с помощью литсотрудника?
        Описав бедное детство, трудную юность и полное лишений студенчество, он (или литсотрудник?) далее пишет о своих учителях. Доброе дело. И вдруг фраза. И даже не фраза, а одно слово: "Тюрьма". Буквально: "Годы шли. Тюрьма. Работа: сначала в институте философии, потом - в редакции Философской энциклопедии..."
        Вот как любопытно: такой важный этап в жизни, как тюрьма, после подробных описаний трудностей детства-юности, подан одним словом. А затем тоже интригующе - работа в Институте философии. Как, после тюрьмы?! Да, сразу после.
        Поверьте, что попасть в Институт философии не только после тюрьмы, но после окончания философского факультета и аспирантуры МГУ - дело почти невозможное. Из этого института никто добровольно не уходил, только выносили. А там почти все - долгожители. А тут как с отличнейшей рекомендацией - после тюрьмы сразу в Институт философии АН СССР!
        А как Спиркин попал в тюрьму? И за что? Тоже загадка. Хотя важнее не за что, а что он там делал. Он, конечно, скажет, за политику. Да и формально было так - за разговоры в социалистическом строю. Но в нашей философской среде ходила другая информация - до войны работал Спиркин под началом известного исследователя обезьяньей психологии Ладыгиной-Котс в Сухумском павианьем заповеднике и там умыкнул что-то... А то и вовсе покусился на любимого павиана с ненаучными целями вожделения, что вполне можно было считать хищением социалистической собственности. Но все это - от лукавого и не будем о том говорить. Слухов ведь тоже хватало.
        Но вот не слухи. Ниже приводятся строки из книги Антона Владимировича Антонова-Овсеенко (сына известного революционера, председателя Петроградского ВРК, руководителя штурма Зимнего) "Портрет тирана", М., 1994, с.189-191), проливающие кое-какой свет на нашего героя. Но прежде сведения из Философской энциклопедии, в которой Спиркин заведовал отделом, а с 1960 г. даже был замглавного редактора. "Окончил МГПИ им В.И. Ленина в 1941 г. Преподает психологию и философию с 1946 г.". Видите разрыв в 5 лет между окончание ВУЗа и началом работы? Это и есть тюрьма. Как раз приходится на годы войны. Но в лагере Спиркин не вел мирной жизни, он там воевал за торжество идеалов марксизма-ленинизма. Как образом? Слово Антону Антонову-Овсеенко.
        "Мой" лубянский провокатор Александр Спиркин учился в аспирантуре педагогического института имени Ленина (до 1938 г. институт носил имя А.С. Бубнова). Но прежде чем меня ввели к нему в камеру, прошло три-четыре месяца непрерывных допросов - пустых, мучительных. Мне инкриминировали террор и антисоветскую агитацию. Расскажите о своей террористической деятельности..." Расскажите о своих террористических связях..."! С этих вопросов с легкими вариациями начинался каждый допрос. Потом кто-то спохватился и снял с полуслепого обвинение в терроре. Что же касается агитации, то и тут за неимением фактов добиться ничего нельзя было. Тогда, видимо, приняли решение содержать меня вместе с провокатором.
        Расчет был прост: Спиркин - аспирант-литератор, сидит по статье 58 пункты 10 и 11 (групповая агитация), я - историк. Значит, разговоримся. О чем уж мы с ним там беседовали, не помню. Зато хорошо запомнил очную ставку, которую месяц спустя устроил нам следователь. Спиркин заявил, будто я поделился с ним планом участия в шпионаже в пользу фашистской Германии. Это была гнусная сцена. Спиркин прятал от меня глаза, следователь пресекал мои попытки возмутиться провокацией... Так, избавившись от "террора", я попадал под "шпионаж", то есть под смертный приговор. После этой очной ставки меня перевели в другую камеру. Я не знаю, кого подкинули Спиркину после меня.
        До встречи со Спиркиным я был склонен ценить свою жизнь несколько выше. Теперь я благословляю тюрьму, в которой избавился от вредной гордыни.
        Имя Спиркина значится ныне в почетном списке членов-корреспондентов, он чуть не стал действительным членом Академии наук. Он философ, вице-президент какого-то общества, автор высокоморальных трактатов.
        Как у всякого респектабельного ученого, у него было свое "хобби": на страницах "Недели", еженедельного приложения к газете "Известия", Спиркин поучал читателей правилам хорошего социалистического тона.
        В горячие дни проникновения и внедрения в Академию наук кандидат, а потом и доктор философии Спиркин обхаживал позорно знаменитого академика Ф.В. Константинова, верного оруженосца сталинщины. На даче этого академика-назначенца в поселке Отдых под Москвой Спиркин подвизался в роли добровольного огородника-садовода, с тяпкой в руках.
        А вот что вышло из-под его пера:
        "Курс марксистской философии" (два издания).
        "Материалистическая диалектика".
        "В мире мудрых мыслей" (научный редактор и автор предисловия).
        "Происхождение сознания".
        "Сознание и самосознание".
        "Теория, преобразующая мир (В.Л. Ленин о философии марксизма)".
        "Развитие Лениным философии Маркса".
        "Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности".
        В последние годы появились и другие книги. Несколько философских трактатов Спиркина издано на иностранных языках АПН и "Прогрессом". (В последние 10 лет Спиркин стал горячим адептом оккультизма, спиритизма, экстрасенсорики и прочей загробной учености - в полном противоречии с диалектико-материалистическим учением, которое он пропагандировал в своих книгах до того - В.Л.)
        Одна из книг - "Новое общество - новый человек" (1976 г.). В этом высокоученом труде, а еще ранее в предисловии к сборнику мудрых мыслей сей жрец морали с умильным пафосом призывает дорогого читателя проникнуться "величием и чистотой нравственных свойств", развить в себе душевную цельность" и другие замечательные качества - вечные ценности, пронизывающие века и даже тысячелетия". Этими качествами, полагает Спиркин, должен обладать каждый новый человек - строитель коммунизма.
        Пожалуй, хватит об Александре Георгиевиче Спиркине, этом новом человеке нового общества".
        Хватит-то хватит, но кое-что добавить не мешает. А. Антонов-Овсеенко привел далеко не весь список научных трудов своей бывшей наседки. Вот еще несколько: "Развитие В.И. Лениным теории научного коммунизма (М., 1969), "Стратегия и тактика коммунистов" (1965), "Материалистическая диалектика - методология современной науки (1968)".
        Между прочим, каков выверт марксистского дарвинизма: работал с павианами, а стал наседкой. До таких высот видоизменения не поднимался даже сам великий мичуринец Лысенко. И сделаем, наконец вывод - тюремная активность Спиркина очень пошла на пользу любителю павианов. Именно ею и объясняется послетюремная карьера философа - вплоть до члена-корреспондента АН СССР. Только на стадии прохождения в полные академики притормозили обезьяньего философа: на академиков тоже иногда находили минуты просветления. В любом случае смелость нашего философа незаурядна: после бескомпромиссной борьбы за материализм и ленинскую теорию отражения вдруг полный оверкиль и столь же яростная борьба за оккультное и потустороннее. Смелость его простирается еще дальше - вот теперь он стал выступать с воспоминаниями, написанными чужой рукой. А что? Ловкий ход. В случае чего можно сказать - а я этого и того не писал, это отсебятина "литсотрудника".
        В опубликованной части мемуаров бывшего советского философа Спиркина нет ничего философского и просто умного. Понурое перечисление его трудностей и их преодолений, суконный, убогий язык. Никакого сравнения с мыслями Льва Аннинского, (Интервью, подготовленное Владимиром Нузовым) в том же номере "Вестника". Но, на мой взгляд, редакция делает правильно, публикуя "исповедь" бывшего диалектика-материалиста. Пусть все видят, кто именно в СССР определял уровень философии десятки лет подряд.

Примечание.

Продолжение статьи см.
Лебедев В.П., "Обезьяний философ продолжает резвиться", еженедельный альманах "Лебедь" (г. Бостон), 1997, № 20
http://www.lebed.com/1997/art122.htm
Лебедев В.П., "Обезьяний философ наносит по себе последний удар", еженедельный альманах "Лебедь" (г. Бостон), 1997, № 24
http://www.lebed.com/1997/art160.htm

Справка:

Лебедев Валерий Петрович, г. Бостон (штат Массачусетс, США), философ, публицист, издатель и главный редактор интернетного еженедельного альманаха "Лебедь" (г. Бостон), издающегося с 7 февраля 1997 года. Работал на Минском тракторном заводе, затем преподавал в Белорусском политехническом институте. Закончил аспирантуру по философским проблемам естествознания, с 1977 г. доцент кафедры философии Московского Физико-технического института. В 1984 г. по решению ЦК, лично М.С. Соломенцева и горкома исключен из партии и уволен с работы с формулировкой «За чтение и распространение антисоветской литературы». Работал в цехе завода «Динамо». Затем, с 1988 года – преподавал философию в ГИТИСе. Вел цикл передач на радио «Свобода» (1991-1992). В 1993 г. переехал в США (г. Бостон). Публиковался в главных русскоязычных изданиях - "Новое русское слово", "Панорама", "Вестник", "Чайка", "Русская Америка, NY", в России в "Независимой газете", "Московских новостях", "Дружбе народов", "Огоньке", "Вопросах философии".

Антонов-Овсеенко Антон Владимирович (1920 г.р.), историк, писатель. Сын революционера и партийного деятеля В.А. Антонова-Овсеенко. После ареста отца мать арестована (как жена врага народа) и покончила с собой в тюрьме в Ханты-Мансийске. Антон также арестован как «сын врага народа» в 1940 г., находился в лагерях Туркмении, затем близ Саратова. После войны освобожден, но в 1948 г. вновь арестован за антисоветскую агитацию и пропаганду; отправлен в один из воркутинских лагерей. В 1956 г. реабилитирован, освобожден, вернулся в Москву. В 1967 г. вместе с 43 старыми большевиками, пережившими сталинские чистки, обращается к властям с протестом против попыток реабилитировать Сталина. В 1983 г. «Хроника Йресс», издаваемая в США, опубликовала его историческое исследование о Сталине «Портрет тирана», содержавшее, в частности, важную информацию об убийстве С.М. Кирова. Почти слепой, он подвергался преследованиям органов КГБ. В ноябре 1984 г. вновь арестован, обвинен в антисоветской агитации и пропаганде, выслан из Москвы. В 1986 г. вернулся в Москву. Председатель Региональной общественной организации жертв политических репрессий, с 2004 г. директор "Государственного музея истории ГУЛАГ" (г. Москва).

Константинов Федор Васильевич (1901-1991), академик АН СССР (1964; член-корреспондент 1953). Член КПСС с 1918. Окончил Институт красной профессуры (1932) и вёл преподавательскую, научную и партийную работу. В 1945-1951 работал в институте философии АН СССР, в 1952-1954 главный редактор журнала "Вопросы философии", в 1954-1955 ректор Академии общественных наук при ЦК КПСС, заведующий Отделом агитации и пропаганды по союзным республикам ЦК КПСС (1955-1958), кандидат в члены ЦК КПСС (1956-1961), главный редактор журнала "Коммунист" (1958-1962), главный редактор "Философской энциклопедии" (т. 1-5, 1960-70), директор института философии АН СССР (1962-1967), академик-секретарь Отделения философии и права АН СССР (с 1967), президент Философского общества СССР (с 1971).
Константинов - один из авторов и руководитель авторского коллектива книг "Исторический материализм" (1954), "Основы марксистской философии" (2 изд., 1962), "Основы марксистско-ленинской философии" (1971).

Спиркин Александр Георгиевич (1918 г.р.), философ и психолог, доктор философских наук, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1974 г.). Окончил Московский педагогический институт им. В.И. Ленина (1941). Арестован вскоре после окончания института, в 1941-1945 гг. в заключении. С 1946 г. вел преподавательскую работу, заведующий редакцией философии издательства «Советская энциклопедия», заместитель главного редактора философской энциклопедии (1960-1970). Старший научный сотрудник института философии АН СССР (с 1962). Вице-президент Философского общества СССР (с 1974). Главный научный сотрудник Института философии РАН.