Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Философия

2005. Глейзер С.И., "Философское значение симхионной концепции".


Философское значение симхионной концепции.

Глейзер С.И.

Рукопись, 21 июля 2005 года.

        Вот как, вкратце, выглядит философское значение концепции симхионов. Диалектический материализм постулирует формы движения материи: нас будут интересовать физическая, химическая и биологическая формы движения. Развитие материи происходит как переход от одной формы к другой через действие  диалектического закона – перехода количества в качество. С этим никто не спорил, но оставался непонятным  механизм этого перехода.
        Все знали, что физическая форма движения затрагивает частицы, ядра, целые атомы. Все знали, что химическая форма движения охватывает все многообразие молекул и соединений. Все знали, что биологическая форма движения описывает мир живых организмов. Это постулирование можно прочесть еще в «Диалектике природы» от 1882 года. И, на мой нескромный взгляд, вплоть до 1983 года  (т.е. до моей статьи о симхионах  в журнале «Знание-сила», № 11) неизвестен был механизм, способ этого перехода.
        Что нового дает симхионная концепция в этом отношении?
        Прежде всего, она дает некий «общий знаменатель», к которому приводятся  материальные единичные объекты на всех трех указанных уровнях развития материи. Они все – симхионы! Они стали принципиально сравнимы между собой. Причем объектом движения на атомном уровне становится не атом, а атомный симхион. Атом для него - всего лишь «моментальная фотография». А атомный симхион – это динамичная единичная система, пробегающая  ряд атомов, точнее их ядер, как  ряд соответствующих  фаз  ее индивидуальной жизни. На молекулярном уровне объектом движения становится  не молекула, а молекулярный симхион. И  молекула для него – опять же вариант «моментальной фотографии». И когда мы сможем уже сами себе четко сказать – а что именно развивается или распадается на каждом данном уровне, и куда оно далее само развивается, тогда мы сможем увидеть нечто новое: и направление развития, и механизм развития.
        Так вот, симхионная концепция развития материи (в пределах трех уровней) заключается в комбинации сразу двух направлений развития и распада симхионов: внутри данной формы движения, а также между соседними формами движения. Эта комбинация двух процессов, ранее не осознаваемая, всегда вносила путаницу в попытки объяснить эволюцию материи. А конкретный механизм развития строится на действии факторов дарвиновского отбора - факторов индивидуальной и коллективной неустойчивости, которые действуют на каждый материальный объект в любом его состоянии. Они уничтожают, удаляют с арены, все нестабильное, неустойчивое, ненадежное (рассеяние  вещества и энергии), возвращая остатки к началу пути, откуда возможна новая попытка их  развития. И сохраняют, накапливают все, прошедшее проверку на прочность. Здесь также прямо действует закон перехода количества  в качество: устойчивый коллектив на одном уровне становится индивидом на следующем, вышележащем уровне. Это и есть эволюция материи. И еще. Каждый материальный объект имеет свою прошлую и будущую историю, с учетом которой он уже не застывший статичный предмет, вещь, а динамичный симхион. Он – биоподобен! (Если он вообще пока еще не живой организм.) 
        И сама симхионная концепция в популярном изложении могла бы быть названа так: «Что такое материальный мир с точки зрения биолога». Это был бы ответ биологов физикам – вспомним нашумевшую в свое время книгу Э.Шредингера «Что такое жизнь с точки зрения физика» [1].   
        Но в этом случае она нуждалась бы уже не в философском, а в конкретном естественнонаучном изложении.
        Я не уверен, что предпринимаемые в последнее время попытки распространить понятие «симхион» куда-то выше, например, на общественные системы, являются корректными. Так, Евгений Беляков в своей статье «Новые революции» (интернет-журнал Noosfera Konkordo;  nk.noogen.spb.ru) использует слово «симхион» как обозначение всего общества в целом, всего человечества. С этим нельзя согласиться, ибо симхионы существуют только во взаимодействии друг с другом и с внешней средой. Если Е.Беляков постулирует наличие других обществ (на других планетах, в параллельных «тонких» мирах и т.д.), с которыми наше человеческое общество могло бы взаимодействовать, тогда такое его определение имело бы какой-то смысл.
        В отношении человеческих сообществ, на мой взгляд, более справедливо было бы сопоставить понятия «симхион» и «этнос». Процесс симхиогенеза в нашей концепции и процесс этногенеза, как это описано у Л.Н.Гумилева, очень похожи. В обоих случаях имеет место динамичный процесс: от рождения системы до ее распада, взаимодействие с другими аналогичными системами, их поглощение, включение в себя, объединение нескольких систем в одну, но более высокого уровня. В обоих случаях явно действуют факторы дарвиновского отбора - индивидуальной и коллективной неустойчивости, определяющие вектор развития. Сам Л.Н.Гумилев подчеркивал, что его этногенетическая теория появления и исчезновения народов на исторической арене является естественнонаучной, ибо описывает процессы в биосфере.
         Все это требует тщательных размышлений, новых свежих мыслей и /или новых  мыслителей…

Литература.

1-а. Шредингер Э., «Что такое жизнь? С точки зрения физика. Лекции, читанные в Тринити колледже в Дублине в феврале 1943 г», перевод с англ. и предисл. А.А. Малиновского, Г.Г. Порошенко, М.: ГИИЛ, 1947.
1-б. Шредингер Э., "Что такое жизнь? С точки зрения физика", 2-е издание, М.: Атомиздат, 1972. Текст книги см. на сайтах
http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/Shred/
http://www.i-u.ru/biblio/archive/shredinger%5Fchto/

Впервые опубликовано 22.07.2005 г. на сайте Veinik.ru

Примечание.

На нашем сайте опубликована статья Вейник В.А. «Взгляд технаря на диамат», рукопись, 30 июня 2005 года.
Ознакомившись с текстом этой статьи, Глейзер С.И. (автор одного из вариантов качественной классификации форм движения материи) прислал уточняющее и более широкое толкование своих идей, изложенных в его работе «Как трудно быть симхионом» (Знание-сила, 1983, № 11, с.25-27).

Справка:

Глейзер Семен Ильич (1945 г.р.), по первому образованию – биофизик, кандидат биологических наук. Жил и работал в Саратове, Томске, Калининграде, Москве. 
Известен своими пионерскими работами в области электромагнитной биологии, зоопсихологии, проблем происхождения жизни, физики некоторых частиц. Ему принадлежат оригинальные исследования магнитной ориентации рыб, высшей нервной деятельности мозга рыб, обнаружение биоподобных частиц в микромире, позднее названных симхионами.
С 1995 года проживает в Германии (г. Гамбург).
По второму образованию – историк религии и всеобщей истории, доктор естественных наук (1996). С 1997 года возглавляет научное общество „Haus der Wissenschaftler“ в Гамбурге.
Автор изданных в Германии книг: «Мессианский иудаизм. Что это такое» (2002), «Феномен Третьего Рейха. Вспышка этногенеза в Германии в 20 веке» (2003), «Анти-Солженицын. Двести лет как жизни нет» (2003-2004).


Шредингер (Schrödinger Erwin) Эрвин (1887–1961), австрийский физик, создатель волновой механики. Окончил Венский университет (1910). С 1911 работал в Физическом институте Венского университета. В 1920 профессор Высшей технической школы в Штутгарте, в 1921 - Высшей технической школы в Бреслау (Вроцлаве), в 1921-27 - Высшей технической школы в Цюрихе, с 1927 профессор Берлинского университета. В 1933-35 профессор Оксфордского университета, в 1936-38 - университета в Граце, в 1938-39 - в Генте, с 1940 профессор Королевской академии в Дублине, затем директор основанного им Института высших исследований. С 1956 профессор Венского университета. Лауреат Нобелевской премии по физике (1933, совместно с П.Дираком). Иностранный член АН СССР (1934).
Рекомендуем посмотреть сайт - http://www.pereplet.ru/nauka/6839.html