Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Биология

2010. Вейник В.А., "Зачем Вселенной жизнь?"

Зачем Вселенной жизнь?

Вейник В.А.

Рукопись, 12 августа 2010 г.

        Мы тут, в означенном "летящем" месте.

        В настоящей статье будут упоминаться два космических объекта, имеющие интерес для рассматриваемой темы - Вселенная и Земля.
        Вселенная - понятие, означающее всё, что находится в пределах доступности оптических или радиотелескопов, а не то, до чего "дописались" шаловливые или бесноватые математики.
        Земля - третья от Солнца планета, на поверхности которой копошится весьма агрессивная плесень (др.-слав. плеснь от индоевроп. корня pel в значении серый, блеклый, пестрый), которая высокопарно называет себя человечеством. Др.-слав. человекъ - дитя рода, потомок семьи от двух индоевроп. корней: kuel в значении род, клан, стая + ueik, uoik в значении жизненная сила.
        Солнце в составе галактики Млечный Путь не шибко быстро, но уверенно (со скоростью примерно 20 км/с) движется по направлению к точке (апексу), находящейся на границе созвездий Лиры и Геркулеса.
        Галактика Млечный Путь - это блин из звезд, плавающий внутри сферической капли (гало), представляющей собой жидкую кашицу из смеси неведомой "темной материи" и разреженного горячего газа. По современным оценкам количество звезд в нашей галактике составляет от 200 до 400 миллиардов. Сколько звезд обладают планетами и какие из них заражены жизнью, усиленно гадают все, кто ни попадя.

        Как понимают жизнь ученые представители планеты Земля.

        В настоящее время существуют четыре концепции возникновения жизни на так называемой "белковой" основе:
        1) жизнь на Земле создана Творцом в определённое время (креационизм);
        2) жизнь существовала всегда, т.е. она вечна*, как сама Вселенная (материализм);
        3) жизнь возникает самопроизвольно из неживого вещества на космических объектах, обладающих подходящими физическими условиями (материализм);
        4) однажды где-то и каким-то образом возникнув (это самый загадочный момент!!!), жизнь разносится по Вселенной и обосновывается там, где этому способствуют подходящие физические условия (панспермия).
        Увы, истории науки известна закономерность, что если какой-нибудь ученый добился успехов в конкретной области, то он обязательно постарается приспособить свои достижения непременно ко всей Вселенной и объяснить всё и вся на белом свете своим узкокалиберным способом.
        В зависимости от того, какое наиболее фундаментальное свойство живого исследуется и преобладает в конкретном научном направлении (вещество, информация, энергия), все современные гипотезы о происхождения жизни на Земле условно можно разделить на:
        1) гипотеза субстратного происхождения. Ее придерживаются биохимики во главе с Александром Ивановичем Опариным (1894-1980);
        2) гипотеза энергетического происхождения. Её разрабатывали синергетики Илья Романович Пригожин (Ilya Prigogine, 1917-2003) и Манфред Эйген (Manfred Eigen, 1927 г.р.);
        3) гипотеза информационного происхождения. Ее развивали математики Андрей Николаевич Колмогоров (1903-1987), Алексей Андреевич Ляпунов (1911-1973), Дмитрий Сергеевич Чернавский (1926 г.р.);
        4) гипотеза генного происхождения. Автор - американский генетик Герман Меллер (Hermann Joseph Muller, 1890-1967);
        5) ряд комбинированных гипотез, имеющих такое же мизерный интерес, как объединительные теории физических взаимодействий. В частности, гипотеза биоэнергоинформационного происхождения, которую с 1989 года проповедует доктор технических наук Владимир Никитич Волченко (1927 г.р.).

        Жизнь на планете Земля.

        Три знаковых (реперных) определения жизни, превратившихся в "фундаментальные" и на которые предлагается ориентироваться тем, кто стремится к дипломам об усредненном образовании или к каким-либо научным званиям:
        Немецкий философ Фридрих Энгельс (Friedrich Engels, 1820-1895) дал классическое и любезное сердцу каждого традиционного материалиста определение жизни, расплодившейся на планете Земля: "Жизнь – это форма существования белковых тел, существенным моментом, которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой и которая прекращается вместе с прекращением этого обмена веществ, ведя за собой разложение белка*" (Примечание *: И у неорганических тел может происходить подобный обмен веществ, который и происходит фактически повсюду, потому что повсюду происходят, хотя очень медленным образом, химические действия. Но разница заключается в том, что в случае неорганических тел обмен веществ разрушает их, в случае же органических тел он является необходимым условием их существования)" [1, стр.29].
        Примерно через 30 лет после публикации классического труда советский биофизик Михаил Владимирович Волькенштейн (1912-1992) предложил обновленную формулировку понятия жизнь, учитывающую свежие достижения естествознания, а главное доказывающую, что советская наука не стоит на месте [2]: "Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот". Все авторы, пользующиеся данной формулировкой, как один, передирают друг у друга следующую за ней чью-то фразу, намекающую на вселенское обобщение: "Это определение не отрицает наличие жизни и на других планетах космического пространства" [Лень искать автора этой фразы].
        Ещё через 45 лет другой советский биофизик Генрих Романович Иваницкий (1936 г.р.) выделил главные "признаки живой материи [3]:
        1) Живые организмы характеризуются упорядоченной иерархической структурой.
        2) Живые организмы являются открытыми системами и получают энергию из окружающей среды, используя её для поддержания своей высокой упорядоченности.
        3) Способность реагировать на внешнее воздействие (рецепция) - универсальное свойство всех живых систем.
        4) Способность запоминать информацию о предыдущих состояниях и адаптироваться к изменению внешних условий.
        5) Живые организмы изменяются и усложняются.
        6) Всё живое размножается.
        7) Живое способно к саморегуляции и регенерации повреждений.
        8) Живые объекты осуществляют обмен веществ с окружающей средой с целью размножения и экспансии.
        9) Живые объекты обладают направленной подвижностью.
        10) Живым объектам свойственна неравновесность состояния".
        "Итак, развернутое определение жизни, основанное на перечислении признаков, которые характерны для живых систем (и не только для живых, как было показано выше), следующее:
        Жизнь - это единая система (биосфера), для которой характерна память, способность к направленной подвижности, самовоспроизведению, обмену веществ, регулируемому потоку энергии и размножению.
        Краткое определение жизни с точки зрения физики: жизнь - это результат процесса игры при взаимодействии части системы со своим окружением. В игре у этой части системы появилось свойство запоминать вероятности появления удач и неудач в предыдущих раундах, что дало ей шанс на существование в последующих раундах".

        Популярные отклонения от "стандартного" определения жизни.

        Австрийский физик Эрвин Шрёдингер (Schrödinger Erwin Rudolf Josef Alexander, 1887-1961) в 1945 году попытался дать ответ на вопрос: "Как могут физика и химия объяснить те явления в пространстве и времени, которые имеют место внутри живого организма?" В своем нашумевшем труде "Что такое жизнь с точки зрения физика?" он написал [4, стр.70]: "Жизнь - это упорядоченное и закономерное поведение материи, основанное не только на одной тенденции переходить от упорядоченности к неупорядоченности, но и частично на существовании упорядоченности, которая поддерживается все время.
        Для физика (и только для него) я надеюсь пояснить свою точку зрения такими словами: живой организм представляется макроскопической системой, частично приближающейся в своих проявлениях к чисто механическому (по контрасту с термодинамическим) поведению, к которому стремятся все системы, когда температура приближается к абсолютному нулю и молекулярная неупорядоченность снимается".
        И далее [4, стр.71]: "Что является характерной особенностью жизни? Когда мы считаем материю живой? Тогда, когда она продолжает "делать что-либо", двигаться, участвовать в обмене веществ с окружающей средой и т.д., - все это в течение более длительного отрезка времени, чем, по нашим ожиданиям, могла бы делать неодушевленная материя в подобных условиях. Если неживую систему изолировать или поместить в однородные условия, всякое движение обычно очень скоро прекращается в результате различного рода трения; разность электрических или химических потенциалов выравнивается, вещества, которые имеют тенденцию образовывать химические соединения, образуют их, температура выравнивается вследствие теплопроводности. Затем система в целом угасает, превращается в мертвую инертную массу материи. Достигается состояние, при котором не происходит никаких заметных событий. Физик называет это состояние термодинамическим равновесием, или состоянием максимальной энтропии".
        Не менее путано пытается приспособить всё физическое к определению жизни беглый синергетик Илья Романович Пригожин (Ilya Prigogine, 1917-2003) [5, стр.55]: "Разумеется, проблема происхождения жизни по-прежнему остается весьма трудной, и мы не ожидаем в ближайшем будущем сколько-нибудь простого ее решения. Тем не менее при нашем подходе жизнь перестает противостоять "обычным" законам физики, бороться против них, чтобы избежать предуготованной ей судьбы - гибели. Наоборот, жизнь предстает перед нами как своеобразное проявление тех самых условий, в которых находится наша биосфера, в том числе нелинейности химических реакций и сильно неравновесных условий, налагаемых на биосферу солнечной радиацией".
         "Раннее зарождение жизни, несомненно, является аргументом в пользу идеи о том, что жизнь - результат спонтанной самоорганизации, происходящей при благоприятных условиях. Нельзя не признать, однако, что до количественной теории нам еще очень далеко" [5, стр.234].
        Все известные сочинители вариантов определения понятия "жизнь" прямо или косвенно вальсируют на тесненьком пятачке, центр которого обозначил Фридрих Энгельс ещё в конце XIX века. Столкновения идут главным образом из-за уточнения смысла отдельных слов или добавления свойств, учитывающих достижения вновь созданных научных направлений.
        Прошу обратить внимание на маленькую тонкость: чем дальше от Энгельса, тем реже упоминается слово "белковая". Претендовать на вселенский масштаб предлагаемое определение жизни может только отстранившись от её земного ("белкового") варианта. Но неупоминание вовсе не означает обобщение более высокого уровня, как бы диалектический скачок в новое качество!
        Итак, наиболее признаваемой на сегодняшний день является третья концепция: "жизнь возникает самопроизвольно из неживого вещества на космических объектах, обладающих подходящими физическими условиями".
        В 1945 году родилась, как наука, астроботаника. Первым астроботаником можно назвать советского астронома Гавриила Адриановича Тихова (1875-1960), увлеченного поиском жизни на планетах Солнечной системы и в первую очередь на Марсе. Он же первым ввел термины "астроботаника" (название книги, вышедшей в 1949 году) и "астробиология" (название журнальной статьи, вышедшей в 1952 году).
        В 1988 году канадцы Б.Кэмпбелл (Bruce Campbell), Г.Уолкер (Gordon Walker) и С.Янг (Stephenson Yang) впервые обнаружили у оранжевого субгиганта Гамма Цефея A планету. С этого момента астрономы начали активный поиск экзопланет (внесолнечных планет), в томлении ожидая, что на какой-нибудь из них физические условия окажутся похожими на земные! На сегодня число находок перевалило за 470 штук.
        Почему ученое сословие не желает рассматривать всерьез несколько иную трактовку всё той же третьей концепции:
        - жизнь на космических объектах (как минимум, на планетах) возникает самопроизвольно из неживого вещества в любом случае;
        - жизнь на объекте образуется из имеющихся в наличии материалов;
        - жизнь приспосабливается к существующим физическим условиям.
        Для того, чтобы пойти в этом направлении, надо прежде всего откреститься от "белковой" формы, а потом задать простой вопрос: зачем Вселенной жизнь? Более правильно вопрос может озвучить так: какую роль в природе выполняет такая форма движения материи, как "организм", про которую Энгельс сказал: "здесь я пока не пускаюсь ни в какую диалектику".
        Если принять во внимание, что жизнь, неважно на какой основе, является обиталищем разума, то ход дальнейших рассуждений очевиден [6]. Ни для чего иного жизнь не нужна! Ведь не для того же, чтобы "оттягиваться со вкусом" и тупо отдыхать ("Кто не знает - тот отдыхает. Кто знает - тот наливает") вместе с костлявыми щучками ("Все мальчики хотят. Все девочки тоже").
        В данном случае есть смысл прислушаться к словам американского физика Фримена Дайсона (Freeman Dyson, 1923 г.р.), отошедшим достаточной далеко от "белковой" штамповки [7]: "Вполне возможно, однако, что жизнь играет более важную роль, чем принято думать. Возможно, что жизни суждено выстоять против всех невзгод, преобразуя мир для собственных целей. И структура неодушевленного мира может оказаться не столь уж далекой от потенциальностей жизни и разума, как имеют обыкновение полагать ученые XX в."

        История фантазий о внеземных формах жизни.

        Первым, кто высказал догадки о возможности существования неантропоморфных внеземных формах жизни и разума, был итальянский философ Джордано Бруно (Giordano Bruno, 1548-1600). По его словам: "Невозможно пытливому и живому уму вообразить себе, чтобы все бесчисленные миры были лишены обитателей, подобных нашим, или даже лучших, чем мы... Глупо и нелепо считать, будто не могут существовать иные ощущения, иные виды разума, нежели те, что доступны нашим чувствам. Каждый из множества миров с необходимостью слагается из четырех главных элементов, как и Земля, и там есть моря, реки, горы, пропасти, деревья".
        В повести "Les xipehuz" ("Ксипехузы", 1887; рус. 1967) французский литератор Жозеф-Анри Бёкс (Joseph Henri Воех, 1856-1940), публиковавшийся под псевдонимом Жозеф Рони-старший, рассказал о первобытных племенах землян, воюющих с кристаллической внеземной формой жизни - ксипехузами.
        Немецкий писатель-эзотерик Рудольф Штейнер (Rudolf Steiner, 1861-1925) в книге "Wie erlangt man Erkenntnisse der hoheren Welten?" ("Как достигнуть познаний высших миров", 1904) описал гипотетические "термические существа" - скопления тепла и холода. Согласно мнению Штейнера, человечество в Сатурнову эпоху было слепым, глухим и неосязаемым скоплением тепла и холода в разных пропорциях. Духи огня и архангелы вселяли жизнь в тела тех "людей" и они тогда начинали сверкать и сиять.
        В 1909 году в "Chemical Abstracts" опубликована заметка, посвященной Джону Рейнольдсу (John E. Reynolds): "Доклад, прочитанный перед Королевским институтом, не содержит  ничего нового. Автор выдвигает спекулятивную теорию о возможности существования высокотемпературной протоплазмы, содержащей кремний вместо углерода и фосфор вместо азота, и указывает, что кремний, найденный в некоторых животных и растительных клетках, может действительно входить в состав протоплазмы таких клеток". Позже английский астроном-любитель Вальдемар Фирсов (Valdemar Axel Firsoff, 1910-1981), швед по происхождению, посвятил проблеме жизни на основе кремния свой труд "Life beyond the Earth" ("Жизнь вне Земли", 1963; рус. 1966).
        Русский академик Александр Евгеньевич Ферсман (1883-1945) обосновал гипотезу о кремниевой форме жизни, в дальнейшем получившей подтверждение и развитие. Американский профессор астрономии Том Голд (Thomas Gold, 1920-2004) также высказал убеждение в том, что внутри Земли могла зародиться жизнь, основанная на кремнии и ничего общего не имеющая с привычными для нас формами живых организмов.
        В 1957 года английский астрофизик Фредерик Хойл (Frederick Hoyle, 1915-2001) издал научно-фантастический роман "The Black Cloud" ("Черное облако", 1957; рус. 1966), где описал появление вблизи Земли гигантского межзвездного облака, наделенного разумом, способностью к целеустремленному движению и бессмертием. Процессы жизнедеятельности в облаке (как и в нашем организме) определяются в конечном счете электромагнитными силами, а мыслит оно, посылая радиосигналы от одной своей части к другой.
        В ноябре 1961 года в радио-обсерватории в Грин-Бэнке (Green Bank, штат Западная Виргиния, США), состоялась первая конференция в истории науки на тему SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence - Поиск внеземного разума).
        В 1964 году американский писатель-фантаст Роджер Желязны (Roger Joseph Zelazny, 1937-1995) сочинил рассказ "Collector's Fever" ("Одержимость коллекционера" или "Страсть к коллекционированию", пер. на рус. в 1972 г.) о неведомой планете под названием Сквернида, где обитают разумные Камни. Камни постепенно растут, набирая массу и коллекционируя набор различных атомов. Достигнув критического размера, они "вздибливаются" (взрываются), рождая новые мелкие Камни.
        В 1965 году американский писатель Клифорд Саймак (Clifford Donald Simak, 1904-1988) написал роман "All Flesh Is Grass" ("Вся плоть - трава", 1965; рус. 1968), где люди сталкиваются с носителями разума в виде растений. Через пространственно-временную брешь в провинциальной американский городок проникают разумные цветы. Они надеются на понимание и помощь землян.
        06-11 сентября 1971 года на Бюраканской астрофизической обсерватории АН Армянской ССР состоялась первый советско-американский симпозиум по проблеме CETI (Communication with Extraterrestrial Intelligence - Связь с внеземным разумом). Именно здесь к гаданиям на кофейной гуще подключились физики, поднаторевшие в МЧС**. В частности, Виталий Лазаревич Гинзбург (1916-2009) сделал предположение: "...уже известной физике никак не противоречит возможность того, что на других планетах живые существа в значительной своей части состоят из сверхпроводящих веществ, созданных в результате биологической эволюции. Подчеркну, что это не более чем гипотеза, лишь не противоречащая современным представлениям физике твердого тела".
        В 1975 году французский астрофизик Жан Шнейдер (Schneider Jean из группы релятивистской астрофизики Медонской обсерватории) опубликовал работу под названием "Can life exist inside neutron stars?" ("Может ли жизнь существовать в нейтронных звездах?"), в которой он проанализировал возможность существования даже "ядерной жизни".
        В 1980 году химик Нью-Йоркского университета и специалист по ДНК Роберт Шапиро (Shapiro Robert Y., 1935 г.р.) издал книгу "Life beyond Earth: the intelligent earthling's guide to life in the universe" ("Жизнь вне Земли: руководство для разумного землянина по жизни во Вселенной"), в которой предложил следующую классификацию возможных форм жизни в космосе:
        - плазмоиды - существуют в звездных атмосферах, образуются за счет магнитных сил, связанных с группами подвижных электрических зарядов;
        - радиобы - живут в межзвездных облаках, представляют собой сложные агрегаты атомов, находящихся в состоянии возбуждения;
        - лавобы (магмобы) - организованные структуры из кремния, живущие в озерах расплавленной лавы, на очень горячих планетах;
        - водоробы - амебообразные формы, плавающие в жидком метане и извлекающие энергию из превращений ортоводорода в параводород;
        - термофаги - вид космической жизни, извлекающей энергию из градиента температур в атмосфере или океанах планеты.
        22-27 июня 1987 года в венгерском городе Балатонфюред на коллоквиуме "Биоастрономия - ближайшие шаги", организованном Международным астрономическим союзом и Международной академией астронавтики, профессор Шапиро отличился особо, заявив, что гипотеза об универсальности водно-углеродной жизни является одной из вредных догм (Хоть один человек оказался думающим по-настоящему).
        В 2005 году Крис Маккей (Chris McKay) из Научно-исследовательского центра Эймса (США) и Хизер Смит (Heather Smith) из Международного космического университета (Франция) опубликовали в международном научном журнале "Icarus", посвященном вопросам исследования Солнечной системы, свои расчёты, из которых следовало, что микробы могут поддерживать существование, поглощая ацетилен и водород. Маккей: "Мы считаем, что находящийся в атмосфере Титана [спутник Сатурна] водород используется биологическими формами аналогично тому, как на Земле живые организмы дышат кислородом".
        26 января 2010 года в Лондоне на международной конференции, посвященной проблеме поиска внеземной жизни и приуроченной к 350-летию Королевского общества Великобритании американский профессор британского происхождения Пол Дэвис (Paul Charles William Davis, 1946 г.р.) заявил, что внеземная жизнь уже вполне может быть на Земле. И возможно, что ее просто не там ищут. По мнению ученого внеземные бактерии вполне могли встроиться в биосферу Земли и растворится среди земных (или ранее прилетевших) видов: найти их без пристального изучения практически нереально. Кроме того, Дэвис не исключает и того, что земная жизнь могла зарождаться не один, а несколько раз подряд – в какой-нибудь замкнутой экосистеме на большой глубине под поверхностью планеты вполне могут обнаружиться хоть и "свои", но возникшие независимо от наземных организмов бактерии. Инопланетную жизнь стоит искать прежде всего там, где условия для жизни земной наиболее неблагоприятны.

        Боковое ответвление: гипотезы о сверхорганизме.

        Гораздо больший интерес представляет разработка идеи о сверхорганизме. Американский энтомолог и этолог Уильям Уилер (William Morton Wheeler, 1865-1937) стал об этом думать еще в начале нынешнего века, изучая таких социальных насекомых, как муравьи и термиты. Группы этих существ, действуя сообща, составляли то, что Уилер в 1911 году назвал "сверхорганизмом". Через два десятилетия он сказал, что в природе существует непонятная "социальная" тенденция объединения одного целого с другим целым, чтобы образовать целое еще более высшего порядка. Атомы образовывали молекулы, молекулы - клетки, а клетки - организмы. Организмы же, взаимодействуя друг с другом, образовывали общества.
        Вслед за Уиллером, указанную тему развил советский писатель-фантаст Север Феликсович Гансовский (1918-1990), опубликовавший в 1962 году рассказ "Хозяин бухты" [альманах "Мир приключений" № 7, М.: Детгиз, 1962, стр. 253-263]: Бухта на острове в Папуа. Животное, состоящее из отдельных микрочастиц, взвешенных в воде, объединяется в огромного монстра в момент охоты – сплющивает жертвы, выжимая кровь и соки, мгновенно распределяет добычу и вновь распадается на микрочасти.
        В 1961 году польский писатель-фантаст Станислав Лем (Stanislaw Lem, 1921-2006) написал роман "Solaris" ("Солярис", 1961; рус. 1963): Разумный океан, который является одиночным организмом, покрывающим всю поверхность планеты Солярис, насылал морок на исследовавших его людей, материализуя их ночные кошмары, фантазии и воспоминания.
        В 1979 году английский химик Джеймс Ловлок (James Ephraim Lovelock, 1919 г.р.) разработал гипотезу Геи, взятую на вооружение некоторыми экофилософами. Согласно этого взгляда Земля представляет целостный, живущий организм, а не инертную планету с обитающими на ней системами. В человеке Земля имеет эквивалент центральной нервной системы и осознание себя и остальной Вселенной.

        Без каких признаков (свойств) жизнь - не жизнь.

        Английский физик Пол Дэвис (Paul Charles William Davies, 1946 г.р.) в 2008 году заявил [8]: "У исследователей нет единого мнения в вопросе: "Что такое жизнь?". Но большинство из них сходятся в том, что всё живое должно обладать по крайней мере двумя признаками: способностью к метаболизму (поглощению из окружающей среды питательных веществ, извлечению из них энергии и выведению продуктов жизнедеятельности) и к самовоспроизведению".
        Итак, организм (лат. organismus < organizo - устраиваю, сообщаю стройный вид) - это замкнутая (в объеме), но открытая (с термодинамической точки зрения) система.
        Признаки (свойства), которыми должен обладать организм, чтобы получить статус "живого" (с учетом списка Иваницкого и двух признаков Дэвиса):
        1) способность к обмену веществами с окружающей средой: поглощение полезных веществ, их переработка и выведение бесполезных веществ (см. п.1 Дэвиса и п.2 Иваницкого);
        2) способность изменяться (включая регулирование своей структуры и восстановление повреждений) и усложняться (см. пункты 5 и 7 Иваницкого);
        3) наличие "мыслящего" органа, способного контролировать и управлять функциями, перечисленными в пп. 1 и 2, а также запоминать информацию о предыдущих состояниях внутренней и внешней среды (см. п.4 Иваницкого).
        Способность "мыслящего" органа осуществлять деятельность, указанную в п.3, вполне допустимо называть разумом, который условно подразделяется на три уровня сложности [6]:
        "а) приспосабливаться к внутренней и окружающей среде (простейший тип);
        б) предсказывать её изменения (сложный или "обыкновенный" тип);
        в) гарантировано обеспечивать свою независимость от любых негативных явлений природы (высший тип)".
        Каждому типу (из трёх) разума присуща своя сложность структуры "живого" организма (и соответственно, "мыслящего" органа), обеспечивающая выполнение стоящих перед ним задач. В пределах одной структуры "живого" организма разум никогда и ни при каких обстоятельствах не может преобразоваться из одного уровня сложности в другой.
        Таким образом, ответ на вопрос "что такое жизнь?" может выглядеть по гамбургскому счету примерно так: жизнь - это существование специальных ("живых") организмов, поддерживающих разумную деятельность материи во Вселенной, на любом количественном уровне мироздания. Естественно, такие организмы должны "жить" в широчайшем диапазоне физических параметров, т.к. иначе рано или поздно законы Вселенной где-нибудь, да выйдут из-под контроля. Предотвращение хаоса (бардака) и есть ответ на второй пресловутый вопрос о смысле жизни (разумной жизни).

        Разные разности.

        Правда, некоторую сумятицу вызывает проблема о необходимом количестве организмов конкретного типа в конкретном месте (области пространства) Вселенной. В частности, зачем недалеко от Солнца на одной из планет "разведена" жизнь?
        Вопрос темный. Ясно пока только одно: в умеренных и устойчивых физических условиях достаточно иметь статистическое множество простеньких короткоживущих организмов, чтобы "не дать Земле засохнуть" (торгашеская брехаловка про газировку "Sprite"). Несколько вариантов ответа без шуток:
        А) "Белковая" жизнь с простейшим типом разума заброшена на Землю для подготовки поверхности к созданию чего-то более сложного и пригодного к использованию на данном участке Вселенной. "Белковая" жизнь должна "выгрызть" ненужные химические элементы и самоликвидироваться.
        Б) "Планета Земля – это плантация (парник, садок), в котором выращиваются плоды-люди. Каждый плод состоит из оболочки ("биоскафандра") и ядра – души, как питательной среды для формирования духа. При удачных обстоятельствах дух вызревает в плюс-фемтообъект, при неудачных – в минус-фемтообъект. Во множестве, конечно, встречаются и "пустоцветы".
    "Теперь вернусь к способности "совокупной цивилизации планеты" к "глобальному самоуничтожению", которое объясняется безмерной алчностью людей. Скорее всего, наша плантация плодоносит всё хуже и хуже, т.е. количество производимых ею плюс-фемтообъектов становится заметно меньше, попросту говоря, производство духов добра перестает быть рентабельным. А как надо поступить с выродившимся парником, знает каждый садовод или овощевод. Парник либо уничтожают, и начинают всё сначала, либо бросают на произвол судьбы и строят новый, но на другом месте" [9].
        В) "Белковая жизнь – это вид "плесени", возникающей и паразитирующей на поверхности планет. Органические частички, странствуя по космосу, случайно попадают на подходящие планеты, при определенных физических условиях приживаются и существуют, весьма гармонично пользуясь доступными благами. Впрочем, органика может образоваться на планетах и естественным путем, т.е. при удачном стечении обстоятельств...
    Когда-то на Земле произошла жуткая мутация, в результате которой появилось так называемое человечество, т.е. разновидность все той же "плесени", но чрезвычайно агрессивной. Когда она сожрет поверхность планеты, то естественным образом исчезнет или переродится в "плесень обыкновенную"" [10].
        Г) Для тех, кто не согласен с трактовкой темы о жизни на Земле, предлагаю остановиться на самом удобоваримом определении жизни: "Жизнь - это наследственная болезнь со смертельным исходом, передаваемая половым путём" [Кшиштоф Занусси, 2000].

        Примечание.

        * Вечность и бесконечность - синонимы выражения "НЕ ЗНАЮ". Цитата из статьи "Взгляд технаря на диамат" (30.06.2005) http://www.veinik.ru/science/phil/article/206.html
        "Необходимость в бесконечности возникает тогда, когда нет обоснования (доказательства) поведения модели при очень больших параметрах. Ученые мужи, вместо чем сказать "не знаю", привычно прячут проблему в "бесконечность". Такая легкость навеяна математикой, для которой бесконечность – обыкновенный значок, обозначающий невозможность счета. Поэтому следует открыто признать, что появление в рассуждениях бесконечностей – это всего лишь маскировка ошибок в теории, и чаще всего в аксиоматике".

        ** МЧС - математическая чушь собачья. В неё входит два направления изысков - совокупление четырех мифических взаимодействий в микромире и пространственно-временное континуумирование Вселенной. Цитата из статьи "SETI-METI. Кpичалки и вопилки, а также шумелки, пыхтелки и сопелки" (02.08.2010)
http://www.veinik.ru/science/anomal/article/879.html
        "а) Астрономы намертво зациклились на изучении космоса с помощью электромагнитной излучения. Это неизбежное зло, вытекающее из принципиально ошибочной структуры материи на уровне микромира и мельче. Нагромождение выдуманных частиц и высосанных из пальца взаимодействий, относящихся к разряду МЧС (математическая чушь собачья), не оставило и никогда не предложит астрономам никакого более путного инструмента, чем телескоп и радиотелескоп.
        б) Космологи застыли, увязнув всеми отросшими конечностями в пространственно-временном континууме. В какой-то степени это им даже выгодно, т.к. позволяет ограничить космос определенным минимальным размером, в которой можно вечно (всю собственную никчемную жизнь) ковыряться простым электромагнитным лучом, как зубочисткой в собственной вставной… Вселенной".

        Литература.

1. Энгельс Ф., "Диалектика природы", М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1934. 304 с.
http://www.lib.vsu.ru/elib/philosophy/b9802_f.doc

2. Волькенштейн М.В., "Молекулы и жизнь. Введение в молекулярную биофизику", М: Наука, 1965. 504 с.

3. Иваницкий Г.Р., "XXI век: что такое жизнь с точки зрения физики", УФН, 2010, том 180, № 4 (апрель), стр. 337-369.   http://ufn.ru/ru/articles/2010/4/a/
http://ufn.ru/ufn10/ufn10_4/Russian/r104a.pdf

4. Schrödinger E., "What is Life? The Physical Aspect of the Living Cell" ("Какова жизнь? Физический аспект живой клетки"), Cambridge University Press, 1945.
Шрёдингер Э., "Что такое жизнь с точки зрения физики?", М.: ГИИЛ, 1947.
Шрёдингер Э., "Что такое жизнь с точки зрения физика?", пер. с англ., 2 изд., М.: Атомиздат, 1972.    http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000762/

5. Prigogine Ilya, Stengers Isabelle, "Order Out of Chaos, Man’s Dialogue with Nature", New York: Bantam Books, 1984.
Пригожин И., Стенгерс И., "Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой", пер. с англ., М.: Прогресс, 1986. 432 с.
http://www.avtonom.org/old/lib/theory/prigozhin/order-chaos.htm

6. Вейник В.А., "Простейший, обыкновенный и высший разумы", 07.08.2007
http://www.veinik.ru/science/phil/article/683.html

7. Dyson F., "Energy in the Universe", журнал "Scientific American", 1971, v.225, p.50-59.

8. Дэвис П., "Чужие среди своих", журнал "В мире науки", 2008, № 3.
http://elementy.ru/lib/430578

9. Вейник В.А., "Тонкие миры Альберта-Виктора Вейника", 03.02.2008
http://www.veinik.ru/science/trust/article/731.html

10. Вейник В.А., "Взгляд технаря на диамат", 30.06.2005
http://www.veinik.ru/science/phil/article/206.html

11. Занусси Кшиштоф (Zanussi Krzysztof, 1939 г.р.), польский режиссер и сценарист. Польско-французский фильм "Zycie jako smiertelna choroba przenoszona droga plciowa" / "Life As a Fatal Sexually Transmitted Disease" ("Жизнь, как фатальная болезнь, передающаяся половым путем"), 2000.