Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Биология

2005. Габасова Л., "Материя мысли".


Материя мысли.

Габасова Людмила.

Газета «Советская Белоруссия», № 242(22399), четверг 15 декабря 2005 года
http://www.sb.by/print.php?articleID=48813

        Ум человека - фабрика добра и зла.
        Веками поколения мыслителей повторяли простую мысль: хочешь быть счастливым и здоровым - умей думать хорошо, гони от себя злобу. Паскаль и Гете, Клизовский и Цвейг, Брюсов и Елена Рерих - кто только не пытался наставить человека на путь истинный! А мы по–прежнему отмахиваемся от их слов, как от скучной книжной морали, не имеющей никакого отношения к суматошному дню сегодняшнему. Есть ли научная подоплека у всем известных афоризмов? - поинтересовалась корреспондент «СБ» у доктора медицинских наук, профессора Игоря Семенени.

        - У мыслей, без всякого сомнения, огромная власть над телом. Это было доказано американцами еще в период подготовки к зимней Олимпиаде в Лейк–Плэсиде в 1980 году. Тогда спортсмены были разбиты на четыре подгруппы: первая на физические упражнения тратила 100% тренировки, вторая - 75%, а остальное время - на тренировку мыслительную (так называемую визуализацию, когда человек мысленно как бы оттачивает каждое свое движение, побеждает, бьет рекорды), третья - делила время пополам, четвертая - 25% отдавала физическим упражнениям, а 75% - визуализации. И что бы вы думали? Лучшие результаты в итоге показали спортсмены именно из четвертой подгруппы, а худшие - те, кто тренировал только тело. Или такой афоризм экс–министра здравоохранения СССР академика Евгения Чазова: «Я здоров, потому что занят». Пример наших ученых его слова полностью подтверждает. При средней продолжительности жизни белорусских мужчин - 62 года - наши академики живут на 11 лет дольше, причем каждый четвертый доживает до 80 и более лет. Объясняется этот феномен, думается, тем, что у истинного ученого мозг в должной мере выполняет возложенную на него функцию - трудиться, трудиться и еще раз трудиться во имя созидания в том числе и собственного здоровья.
        - Игорь Николаевич, на что же именно способна наша мысль с точки зрения медицины?
        - Это источник информации, в зависимости от содержания которой организм будет реагировать либо нервным возбуждением, либо учащенным сердцебиением, либо напряжением мышц и т.д. и т.п. То есть мысль может изменять нервную деятельность, активность любых систем организма, в частности иммунной, частоту сердечных сокращений, уровень артериального давления, ритмы электроэнцефалограммы и даже влиять на эффективность действия лекарств! Негативные мысли, сопряженные со страхом, депрессией, ненавистью и др., порождают болезни. Известен случай, когда у молодой женщины сразу после развода появился псориаз, практически неизлечимое заболевание. Ей ничего не помогало - до тех пор, пока бывшие супруги не решили вновь создать семью. Тогда псориаз исчез так же неожиданно, как и появился. Но самый патогенный фактор - это диагноз.
        - То есть?
        - Нередко пациент внезапно умирает, как только услышит вердикт врачей - «злокачественная опухоль», «инфаркт миокарда» и др. Особенно это касается онкологических заболеваний: многие больные не могут эффективно мобилизовать психику на борьбу с недугом, и его деятельным союзником становятся панический страх и ощущение абсолютной безнадежности. Между тем, постоянно воображая болезнь, мы ее как бы программируем. Не случайно среди тех людей, которые просто не знают, что такое рак (например, у умственно отсталых), злокачественные опухоли встречаются значительно реже, чем в целом по популяции. По некоторым данным, длительные депрессии вдвое увеличивают риск развития онкологических болезней. С другой стороны, доказано, что вера во врача, в эффективность лечения, формирование пациентом в сознании картин разрушения опухоли тормозит ее развитие, вплоть до полного исцеления.
        - Может ли обычный врач, не психотерапевт и не психиатр, одним словом повлиять на состояние пациента?
        - Не только может, но и должен. Некоторые медики сегодня высказывают опасения, что, несмотря на прогресс науки, помогают больному меньше, чем их предшественники 30-50 лет назад. Все оттого, что тогда делалась ставка на внимание к человеку, индивидуальную заботу, неторопливость. Аксиомой стали слова Бехтерева: «Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач». Незнание психологии связывает по рукам даже блестящего диагноста. И в результате, к глубокому сожалению, нередко возникают ситуации такого рода. Недавно в одной из минских больниц проходила стационарное обследование молодая женщина. Комментируя результаты биохимического анализа крови, лечащий врач без обиняков сообщил ей, что при таком уровне холестерина через год ей грозит инфаркт миокарда. 30–летнюю пациентку потом два дня приводили в чувство. Тут уж действительно было недалеко от инфаркта.
        - Игорь Николаевич, и какова же в итоге «философия по–медицински»?
        - Боль, страдание, какими бы сильными они ни были, не должны быть сильнее человеческого духа. Я вспоминаю судьбу крупнейшего английского физика–теоретика Стивена Хокинга: инвалид, он не мог писать, его невнятную речь почти никто не понимал. Тем не менее сам он считал, что у него больше оснований считать себя счастливым, чем если бы он был здоров: для него теперь дорог каждый прожитый час... И я полностью разделяю слова члена–корреспондента НАН, ученого–теплофизика А.Вейника: «Человек чаще всего выбирает легкий путь, как тот пьяный, который искал кошелек под фонарным столбом только потому, что там светло. Так и мы упорно ищем свое здоровье под фонарным столбом, вместо того, чтобы исправлять свои пороки, начиная с самого трудного - с дурных мыслей».

Справка:

Семененя Игорь Николаевич, доктор медицинских наук, Институт физиологии НАН Беларуси (г. Минск). В 2003-2006 гг. главный ученый секретарь Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь.