Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Биология

1983. Голубец М.А., "Проблемы эволюции биосферы".


Проблемы эволюции биосферы.

Голубец М.А.

Диалектика в науках о природе и человеке. Эволюция материи и её структурные уровни»,
Труды III Всесоюзного совещания по философским вопросам современного естествознания,
М.: Наука, 1983, стр.379-383.

        Программный доклад вице-президента АН СССР академика П.Н. Федосеева, материалы совещания и выступления докладчиков на совещании свидетельствуют о том, что философия имеет большие достижения в области познания структуры и эволюции материального мира, интеграции науки и формирования диалектического мировоззрения. Обобщен огромный материал по философским проблемам развития биотических  систем, преобразующей роли человека на планете и динамики биосферы в эпоху научно-технических революций. Наряду с этим, как нам представляется, остаются нерешенными некоторые фундаментальные вопросы естествознания и философии, без ответа на которые наука, подобно циклону, будет собирать мощный поток мыслей, аналитических данных и обобщений, кружащих вокруг центра, но не затрагивающих его. Вопросы следующие:
        1. Что такое живая система, или же какие системы относятся к живым?
        2. Какими основными уровнями организации характеризуется живое на планете? Их, как известно, насчитывают от 3 до 10.
        3. Все живые системы саморегулируемы, но что выполняет функцию памяти и регулятора в системах надорганизменного уровня организации живого и в чем состоит сущность их саморегуляции?
        4. Остаются неопределенными единые движущие силы, общие факторы эволюции систем всех уровней организации живого.
        5. Не определена сущность взаимоотношений между биотическим и социальным на современном этапе развития биосферы.
        В литературе, да и в материалах нашего совещания имеется немало данных, касающихся перечисленных вопросов, однако их последовательного решения мы не находим. Результаты исследований последних лет позволили нам подойти к следующим выводам по данным вопросам.
        В.И. Вернадский подчеркивал, что биологи, изучая живые организмы, в большинстве своих работ оставляют без внимания неразрывную связь, теснейшую функциональную зависимость, существующую между окружающей средой и живыми организмами. В природе не может быть ни одного организма, который существовал бы изолированно, всё живое на планете существует только в экосистемах, вне экосистем нет жизни.
        Экосистема – это функциональная система, состоящая из живых и неживых компонентов, объединенных круговоротом веществ и трансформацией энергии. Живое без неживого существовать не может. Даже организм как наиболее организованная живая система включает  неорганические компоненты и беспрерывно поглощает и выделяет неживые вещества. Следовательно, все экологические системы, в том числе и биосфера, - это системы живые, они подчиняются законам движения живой материи.
        Поэтому к живым относятся:
        а) все живые организмы и все те системы (подсистемы), которые можно выделить в пределах систем организменного уровня организации (макромолекулы, органеллы, клетки, ткани, органы и т.д.);
        б) все те системы, которые представляют собой интеграцию живых существ (колонии, семейства, стада, популяции, виды, роды, биоценозы и др.);
        в) все те системы, непосредственными организаторами которых (в понимании Веденова, Кремянского, Шаталова, 1972) являются живые организмы, их совокупности или живое вещество (по Вернадскому) в целом, т.е. экосистемы всех рангов – от консорции и биогеоценоза до биосферы включительно.
        На основании анализа известных в литературе признаков живых систем, а также основных функций, выполняемых ими на планете, и основных механизмов их саморегуляции всё их разнообразие распределяется между тремя основными, универсальными уровнями организации: организменным, популяционным и экосистемным. Главнейшей функцией первого из них является размножение и насыщение пространства живой материей, второго - формирование в определенном ареале, занятом одной популяцией, такого населения вида, которое по структуре и жизненным функциям наиболее отвечает среде своего существования; третьего – обеспечение постоянного обмена веществ и энергии между всеми живыми  компонентами экосистемы и между ними и средой их существования (неживыми компонентами). Другие упоминающиеся в литературе структурные уровни являются второстепенными и подчиненными. Их целесообразнее рассматривать в качестве ступеней организации по К.М. Завадскому. Сущность жизни можно понять только при условии её анализа одновременно на всех трех названных уровнях организации.
        Механизмы саморегуляции на организменном и популяционном уровнях в основном раскрыты И.И. Шмальгаузеном. Функции памяти и регулятора на первом из них выполняет генотип, на втором – генофонд. В экосистемах же всех типов сложности эти функции выполняет генопласт – совокупность всех генотипов и генофондов всех особей и популяций, входящих в её состав. В нём записана программа пространственной, функциональной и временной организации экосистемы, её структура, динамика, продуктивность, трофические связи, биогеохимические циклы, нормы реакции всех её живых компонентов на условия среды их существования. Механизм саморегуляции на экосистемном уровне организации представляет собой единую интегральную систему механизмов, ответственных за реализацию программ индивидуального развития особей и их размножения, естественный отбор структуры всех популяций применительно к условиям среды и за структуру и материально-энергетический режим работы экосистемы в целом.
        Эволюция органического мира – единый, одновременный и неразрывный процесс прогрессивных изменений на организменном, популяционном и экосистемном уровнях организации. Эволюцией охвачена вся природа, все живые системы Земли (подтверждение этого мы имели в содержательных докладах М.С. Гилярова, В.А. Амбарцумяна и В.В. Казютинского). Однако причины эволюции экосистем нельзя объяснить при помощи классических дарвиновских факторов. Экосистемы не передают своих признаков по наследству, между биогеоценозами нет борьбы за существование, биосфера не располагает свойством природного отбора составляющих её систем.
        Нам представляется, что общими основными факторами (движущими силами) биотической эволюции являются:
        а) постоянные изменения среды обитания живых систем;
        б) обусловленная этими изменениями (внешними абиотическими и биосистемными возмущениями), а также внутренними биотическими помехами наследственная изменчивость и естественный отбор наиболее приспособленных особей и
        в) наличие в живых системах всех уровней организации значительных запасов свободной энергии, используемой для обеспечения всевозможных (в пределах гомеостазиса) спровоцированных структурно-функциональных перестроек.
        Без  постоянных возмущающих воздействий немыслима наследственная изменчивость, а без запасов свободной энергии невозможно выполнение работы по перестройке и усовершенствованию структур и их естественному отбору. Органическую эволюцию движет никогда не затухающее противоречие между постоянно изменяющимися условиями среды и наследственностью живых существ, а общим эволюционным процессом охвачена вся неделимая система живого и среды его существования.
        Негэнтропийность живых систем даст основание рассматривать их не только как самоорганизованные, самовозобновляющиеся и саморегулирующиеся, но и как самовозмущающиеся системы.
        Предпосылкой для решения сложных диалектических проблем, связанных с существованием человеческого общества на планете, могут служить опубликованные работы и доклад Н.П. Дубинина. Человек – действительно явление биосоциальное, человеческое же общество лишено биотических признаков.
        Во многих работах человеческое общество рассматривается как подсистема, компонент или регулятор биосферы. Мы не можем с этим согласиться. Результаты общественной деятельности не включаются в биотический круговорот и не перерабатываются им в биосфере. Социальное коренным образом отличается от биотического, оно относится к высшей форме движения материи.
        Нам представляется, что возникновение человеческого общества знаменует собой появление совершенно нового качества, новый эволюционный скачок, который по своему значению сопоставим с возникновением живого. Интеллектуальная и производственная деятельность человечества по отношению к живым системам всех уровней организации живого и на разных этапах развития общества представляла собой не что иное, как внешнее возмущающее воздействие. В структурном плане биосфера оказалась подсистемой более сложной системы, которую можно именовать социосферой. Последняя представляет собой саморегулируемую систему, в состав которой входят биосфера (ноосфера как современный этап её развития), другие охваченные хозяйственной деятельностью геосферы и прилегающие к ним космическое пространство и человеческое общество. Функции памяти и регулятора социосферы выполняет человеческий ум и управляемый им труд. Общественная форма движения материи явилась определяющей в эволюции биосферы.
        При этом, однако, следует учесть, что ум человека и созданные им приспособления никогда не смогут подменить регуляторные механизмы и память живых систем. В основе биотической эволюции лежит генетическая память, её наследственность и изменчивость. За ней останутся регуляторные функции до тех пор, пока будет существовать живая материя. Человечество способно эту память частично изменить, модифицировать (безусловно, в пределах естественных границ действия гомеостатических механизмов), но не заменить её памятью антропогенной. Оно способно создавать и искусственные живые системы, однако их функционирование обеспечивается также исключительно путем поддерживания благоприятных условий среды существования биоты или воссоздания биотических регуляторных механизмов. Общая искусственная замена биотической памяти памятью антропогенной означала бы уничтожение всех живых форм, в том числе и человека как живого существа - носителя этой памяти.
        Человечество, его общественный труд оказались самым мощным возмущающим, а зачастую и разрушительным фактором на планете. На нём лежит ответственность за будущее структурно-функциональной организации биосферы как подсистемы совершенно нового образования на Земле – социосферы. Непременной чертой его деятельности должно стать умное, сознательное, научно обоснованное управление строением и работой биосферы с целью сохранения оптимальных условий существования земной цивилизации.

Справка:

Голубец Михаил Андреевич, директор Института экологии Карпат НАН Украины, академик НАН Украины. Разработал оригинальное учение о социосфере.
Голубец М.А., Актуальные вопросы современной экологии, Киев: «Наукова думка», 1982. 158 с.
Голубец М.А., Журнал "Экология и ноосфера", 1995, № 1-2.
Голубець М.А., Від біосфери до соціосфери, Львів: Вид-во «Поллі», 1997. 256 с.
Голубец М.А., Устойчивое развитие на глобальном и локальном уровнях (на примере украинских Карпат) // Изв. РАН, сер. "География", 1998, № 6, с.84-88.