Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Биология

2001. Черкасов И., "Молясь, человек превращается в младенца".


Молясь, человек превращается в младенца.

Черкасов Игорь.

Газета «Комсомольская правда», 20 ноября 2001 г.
Сайт «Амвон» http://amvon.orthodoxy.ru/02/R/9.htm


        Общение с Богом полезно для здоровья, считает петербургский ученый. А американские онкологи подтверждают: верующие больные живут на 5 лет дольше!
        В лабораторию нейро– и психофизиологии Санкт-Петербургского Психоневрологического НИИ им. В.М. Бехтерева священники приходят молиться. Это главное условие эксперимента, который проводит доктор биологических наук, профессор Валерий Слёзин.
        Многим психиатрам и неврологам известен феномен, когда после молитвы улучшается душевное состояние, сходят на нет симптомы тяжелейших заболеваний. Профессор Слёзин стал первым, кто попытался с помощью научных методов объяснить, что происходит с мозгом в минуты обращения к Богу. Результаты эксперимента ошеломили специалистов.
        – Когда на голову надевают шлем электроэнцефалографа с десятками проводов, тут всякому поначалу не до молитвы, – рассказывает Валерий Борисович. – С человеком надо поговорить, успокоить, и только затем начинать эксперимент. Впрочем, гораздо сложнее найти добровольцев из числа глубоко верующих. Ведь не каждый согласится, чтобы его обследовали в момент таинства молитвенного общения с Господом. А у тех, кто все-таки решился, порой доходило до курьезов. Приехал к нам отец Амвросий, настоятель монастыря в Иванове, здоровый такой мужик, бывший тренер по борьбе. Посадили мы его в кресло, а в этот момент на него возьми да упади лабораторная лампа. «Видно, Бог не велит», – сказал отец Амвросий, и эксперимент пришлось прекратить.
        – Что же показали исследования?
– Мы впервые сумели зарегистрировать неизвестное науке состояние сознания. До сих пор было принято выделять три основные фазы работающего мозга – быстрый сон, медленный сон и бодрствование. Каждой из них свойствен свой ритм биотоков. Но вдруг выяснилось, что во время молитвы ритм биотоков мозга замедляется настолько, что становится возможным говорить о существовании четвертого состояния сознания – медленного, или молитвенного, бодрствования. Мозг фактически выключается, прекращается активная мыслительная деятельность. Мне кажется, хотя пока я не могу этого доказать, что сознание начинает существовать вне тела.
        На электроэнцефалографе это выглядит следующим образом. В моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа– и бета-ритмы биотоков с частотой от 8 до 30 герц. Когда же люди погружались в молитву, происходило замедление ритма биотоков до 3 герц. Эти медленные ритмы носят название дельта-ритмов и наблюдаются только у младенцев до двух-трех месяцев. У некоторых обследуемых энцефалограф показывал полное отсутствие альфа– и бета-ритмов, только дельта-ритмы.
        С точки зрения нейрофизиологии эти люди становились в буквальном смысле слова как младенцы.
        – Но это наблюдалось не у всех?
        – Наиболее отчетливо замедление ритмов проявилось у молодых послушников Александро-Невской лавры. Они долгие часы проводят в молитвенном бдении. А вот у игумена Вениамина из Лавры результаты оказались намного слабее. «Понятно почему, – говорил священнослужитель. – У меня огромное количество дел, которые надо постоянно держать в голове. Времени на молитву просто не хватает. Знать, такое мое послушание».
        Совсем другая картина наблюдается в мозгу во время медитации. Частота альфа-ритма, наоборот, возрастает – как будто человек решает сложную задачу. Приходил ко мне один человек, постоянно практиковавший медитацию и даже основавший духовную школу. Я попросил его прочитать «Отче наш». На энцефалограмме пошли разряды как перед эпилептическим припадком. «Выходит, Бог против медитации», – сказал я тогда. Через некоторое время этот человек позвонил и сказал, что перестал заниматься медитацией, стал ходить в церковь.
        – А какие последствия имело открытие «молитвенного бодрствования» для вас?
        – Я поверил в Бога, принял крещение, стал ходить в церковь. Благодаря молитве выздоровела моя тяжелобольная жена. Теперь я собираюсь попробовать применить молитву в медицине. По данным американской онкологической ассоциации, воцерковленные люди, болеющие раком, в среднем живут на пять лет дольше, чем неверующие больные. Директор Психоневрологического НИИ им. Бехтерева профессор Модест Кабанов дал согласие на использование молитвы для реабилитации пациентов. Я думаю, наше исследование может привести к разработке методов лечения без лекарств.

        Мнение специалистов.

        Доктор медицинских наук, член редколлегии журнала «Независимый психиатрический журнал» Виктор Каган:
        – Исследование Слёзиным состояния мозга во время молитвы проводится на высоком техническом уровне. Методы, которые использовались ученым, позволяют говорить о высокой степени достоверности эксперимента. Это очень хорошо, что сейчас в российской науке появляются такие нестандартные научные работы. Тем более что тематика исследований, связанных с религией, еще недавно являлась запретной для нас.

        Доктор медицинских наук, зам. директора Института мозга человека Андрей Аничков:
        – Я знаю Валерия Слёзина и могу предположить, что он действительно нащупал что-то очень интересное. Однако лично я не стал бы заниматься подобными исследованиями. Не хочу обижать Валерия, но объяснять веру наукой, на мой взгляд, кощунственно.

        Секретарь ученого совета петербургских Духовной академии и Духовной семинарии отец Кирилл (Копейкин):
        – Своим экспериментом Валерий Слёзин доказал, что четвертое состояние сознания необходимо человеку и делает его жизнь полноценной. Но это ни в коем случае не доказательство существования Бога и не аргумент, способный убедить неверующих.
        Верующим людям такой аргумент не нужен. Они знают о Боге из собственного духовного опыта.

Справка:

Слезин Валерий Борисович, доктор биологических наук, кандидат медицинских наук, профессор, руководитель лаборатории нейро- и психофизиологии Психоневрологического НИИ им. В.Н. Бехтерева, президент Русской Ассоциации психопунктуры. г. Санкт-Петербург.

Кабанов Модест Михайлович, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор Санкт-Петербургского Психоневрологического НИИ им. В.Н. Бехтерева.

Каган Виктор Ефимович (1943 г.р.), доктор медицинских наук, психиатр высшей категории, член правления Института Психотерапии и Консультирования "Гармония" (Санкт-Петербург), член редколлегии журнала "Независимый психиатрический журнал", куратор "Психологической Газеты".

Аничков Андрей Дмитриевич, доктор медицинских наук, заместитель директора по научной работе Института мозга человека РАН, заведующий лабораторией стереотаксических методов лечения, лауреат Государственной премии СССР (1985).

Копейкин Кирилл Владимирович (1959 г.р.), кандидат физико-математических наук, кандидат богословия, протоирей, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла при Санкт-Петербургском Государственном университете (с 1996), секретарь Ученого совета Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии.