Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Биология

1990. Колков А.И., "Лишь в нашей призрачной свободе..."


Лишь в нашей призрачной свободе...

Колков А.И.

Журнал «Химия и жизнь», 1990, № 9, стр.51-53.


Если у человека есть будущее, то оно может быть
представлено лишь в виде какого-то гармонического
примирения свободы с планированием.
Пьер Тейяр де Шарден.

        Идеал общественного развития... Конечно, он недостижим, как и всякий идеал, – но очень важно определить, каким мы хотели бы его видеть. Где ключ к нему, на каком пути? Что мы должны совершенствовать в первую очередь, чтобы достичь его? Отношение к собственности? Или к Земле? А может, к Космосу?
        Человечество давно убедилось, что крайние организационные формы, от разгула и анархии до диктатуры и фашизма, для него неприемлемы, хотя и существуют силы, продолжающие толкать в сторону этих крайностей. Чтобы выбрать лучшую организацию, необходима мера, позволяющая оценивать уровень организованности. В качестве такой оценки следует, по нашему убеждению, использовать соотношения хаоса и порядка, выраженные в энтропийной мере.
        Любой общественной формации соответствует определенная величина порядка и беспорядка. Даже незначительное искажение в ту или иную сторону меняет состояние общества и всех его членов. Увеличение хаоса (энтропии) в общественной организации расстраивает развитие общества, увеличивает преступность и коррупцию. Чрезмерное ужесточение порядков (уменьшение энтропии) снижает творческую активность, общество духовно скудеет и, как следствие, деградирует.
        Каково же оптимальное соотношение хаоса и порядка и как его измерить?
        Посмотрите на рисунок. В качестве характеристики соотношения хаоса и порядка введем функцию гармонии S:
                S = Н/(Нmax - Н) ,
где Н – энтропия, определенная по классической формуле Больцмана – Шеннона, Нmax – максимальная энтропия системы, соответствующая равновероятности всех возможных ее состояний (предельный хаос). Поскольку очевидно, что S = f(Н) - функция гладкая, монотонно возрастающая от нуля до бесконечности в Н = Нmax (а следовательно, в этой функции еще не содержится никакого окончательного математического критерия гармонии), -  введем далее дополнительную функцию-ограничение R, назвав ее функцией избыточности:
                R = (Нmax - Н)/Нmax ,
    Хорошо видно, что в интервале Н от нуля до Нmax функция R(Н) ведет себя противоположно S, монотонно спадая от 0 до 1. Резонно предположить, что гармоническое состояние системы соответствует пересечению кривых S и R. Решая уравнение S = R относительно Н, получаем Н = 0,382 Нmax .



Так получается «золотое сечение» – универсальная (по А.И. Колкову) мера хаоса и порядка. Две кривые – функции гармонии S и избыточности R, пересекаясь дают на шкале относительной энтропии число 0,382. Автор теории считает, что такова необходимая для всех общественных процессов доля беспорядка – того, что мы в быту зовем «рабочим» или «художественным».




        Итак, теоретический расчет показывает, что относительная энтропия (фактическая энтропия, отнесенная к максимальной) гармонической системы соответствует «золотому сечению» 0,382. Это значит, что в гармоничной системе доля хаоса составляет 0,382 от целого, а доля упорядоченности 0,618. При таком соотношении беспорядка и порядка система сохраняет достаточную стабильность и определенность и, с другой стороны, достаточно высокий уровень разброса и неопределенности, оставляющий возможность для перемен и поддержания необходимых темпов развития.
        Нам кажутся убедительными следующие практические соображения. В работах К. Шеннона и А.Н. Колмогорова показано, что предельная энтропия любого языка стремится к значению 1, 91 бит/букву. Поделив предельное фактическое значение энтропии языка на максимальное (для русского языка оно равно 5 бит/букву), получим уже известное число 0,382. Автором проведены аналогичные исследования в области музыки, поэзии, изобразительного искусства. И везде относительная энтропия лучших произведений приближается к «золотому сечению».
        Если теперь вернуться к рассмотрению форм собственности, то приходим к выводу, что стремление к гармонической их организации осуществимо только при сочетании частной и общественной собственности. Пока известны три основные формы собственности: государственная, частная и кооперативная. При переходе на более высокий уровень развития число форм и разновидностей собственности может сколь угодно увеличиваться. Чем больше их будет, тем меньше вероятность, что какая-либо из них подавит собой все остальные – разумеется, при условии четких правовых гарантий.
        Вообще, под развитием общества следует понимать процесс, направленный на расширение качественных различий, характеризующих состояние общества. Характеристики, по которым различаются состояния общества – это средства производства, предметы быта, средства коммуникаций и т.п. – иными словами, все элементы, формирующие общественную жизнь. Набор средств (алфавит), соответствующий конкретному этапу или временному интервалу, характеризует уровень развития.
        Каждый уровень организованности, в свою очередь, обладает соответствующим значением энтропии. В процессе общественного развития на данном ее уровне энтропия уменьшается – организованность возрастает. Однако этот процесс не должен перейти определенную границу, когда заорганизованность вызовет излишнее ужесточение структуры и невозможность дальнейшего совершенствования системы.
        Общественное развитие не может остановиться. Поэтому в определенный момент для дальнейшего движения необходим резкий переход – скачок на следующий уровень развития, с большим алфавитом, большим числом качественных различий. Такой скачок также возможен лишь при определенном соотношении хаоса и порядка. Если состояние общества излишне хаотично (энтропия велика), скачок невозможен из-за недостаточной организованности. Если же общество сделалось излишне жестким, заорганизованным, то скачок становится невозможным из-за заторможенности мышления, невосприятия новых идей. Так мы вновь приходим к уникальному соотношению хаоса и порядка, гармоническому «золотому сечению».
        Предложенная модель общественного развития дает возможность по-новому взглянуть на проблему равенства. С энтропийно-организационных позиций идея равенства абсурдна, так как равенство – это полный хаос. Для развивающейся системы он губителен. Однако при переходе общества на более высокий уровень развития неравенство в самом деле уменьшается. Об этом мы уже говорили, рассматривая развитие форм собственности.
        Одна из серьезнейших наших ошибок состояла в том, что мы сразу же после революции, находясь еще на крайне низком уровне развития, поспешно декларировали равенство. Искусственное выравнивание качественных различий лишает общество естественных движущих сил. В результате тут же начинают действовать суррогаты – льготы, привилегии, «блат» и пр. Силовое выравнивание параметров резко снижает темпы развития (период застоя). Насильное взвинчивание темпов искажает пропорции развития и тоже подталкивает общество в сторону оскуднения (сталинский режим, фашизм). Таким образом, одна из основных задач гармонического развития общества – установление и соблюдение соразмерности между темпами и качественными характеристиками уровней, между которыми происходит скачок.
        Целью государства должно быть создание и поддержание самоорганизующегося и саморазвивающегося общества. Самоорганизация – это тоже организация, в которой максимально проявляются внутренние скрытые свойства системы. Например, многое решает разумно организованное взаимодействие общества и семьи. Только общество может создать (или не создать) условия для наибольшего выражения внутренней сути семьи – рождения и воспитания нового поколения общества. Как видите, только сейчас мы подходим к тому, с чего чересчур смело пытались начать наши недавние официальные идеологи: к воспитанию нового гармоничного человека. Но эта задача сегодня представляется столь отдаленной, что даже обсуждать ее мы не считаем себя вправе, чтобы не поставить телегу на много верст впереди лошади.

        Самоорганизация общества невозможна ни при анархии, ни при диктатуре. Этот процесс возможен только при некоей «средней» степени организованности системы. Не пытаясь изобретать новые термины, все-таки назовем такой гармонический уровень организации системы демократией.
        Разумеется, выделение в государственном строе триады «анархия – демократия – диктатура»  весьма условно и не имеет четких количественных границ. Общественное развитие постоянно стремится усилить организационную структуру государства, сдвинуть ее в сторону диктатуры. На этот случай в государстве должны работать механизмы, не дающие перейти гармоническую норму соотношений хаоса и порядка.
        В заключение остается позавидовать поэтам. Лишь им дано выразить в нескольких словах то, для чего ученым требуются десятки и сотни страниц:
                Невозмутимый строй во всем,
                Созвучье полное в природе,
                Лишь в нашей призрачной свободе
                Разлад мы с нею сознаем.
        Кстати, энтропия этого четверостишия Ф.И. Тютчева близка к «золотому сечению».

Дополнения.

Здоровье это гармония.

Журнал «Наука и жизнь», 1990, № 6, стр.32.
Дмитриева Н., Симметрийный подход к оценке функционального состояния
организма человека, «Известия АН СССР. Серия биологическая», 1990, № 1.

        Известно, что у здорового человека все физиологические показатели близки к норме. Более того, все эти показатели находятся в определенном соотношении друг с другом – ведь все в организме взаимосвязано, и, скажем, повышение температуры может изменить работу сердца, легких, сосудов и т.п. Регулирует это соотношение вегетативная нервная  система, поддерживающая баланс, симметрию в работе своих отделов - симпатического и парасимпатического. И, как выяснилось, это соотношение может служить диагностическим признаком состояния здоровья всего организма.
        В Институте нормальной физиологии имени П.К. Анохина обследовали несколько сотен больных и здоровых людей – одновременно измеряли у каждого работу сердца, артериальное давление, температуру, определяли состояние легких, мышц, сосудов и т.п. – всего 20 параметров. Эти показатели автоматически обрабатывались на ЭВМ. Машина выдавала результат обследования в виде круга на радиусах которого откладывались значения измеренных параметров. Эти показатели соединяли линией и получалась кривая – геометрическое отражение состояния здоровья данного человека. Чем лучше здоровье – тем ближе к окружности кривая, а значения физиологических параметров умещаются на площади круга (первый рисунок). И наоборот, когда радиусы выходят из круга, то пора начинать лечение (правый рисунок). По характеру отклонений можно судить о степени и форме заболеваний.
        Дальнейшее изучение показало, что соотношение математических значений параметров в той модели, которая может служить эталоном здоровья, близко к знаменитому «золотому сечению» – той «божественной пропорции», которую считают мерилом красоты и гармонии в архитектуре и изобразительных видах искусства. Выходит, что и физиологии человека не чужды законы красоты: гармоничное сочетание параметров работы важнейших органов определяет норму здоровья.


«Золотое сечение» и счастье.

Журнал «Наука и жизнь», 1990, № 8, стр.32.
Давыдов А., Садовская И., Сколько на свете счастливых людей?
«Вестник АН СССР», 1990, № 4.

        Испокон веку люди пытаются дать определение понятию «счастье», выявить какие-то общие «элементы», из которых оно слагается. Удается такой анализ плохо, потому что у каждого свое представление о счастье, да и переменчиво оно, хотя каждый, пожалуй, может вполне точно сказать, счастлив ли он. Этим и пользуются социологи, включая в свои анкеты вопрос о счастье. Чаще, правда, он формулируется как удовлетворенность своей жизнью и работой.
        Изучая по данным опросов факторы, влияющие на ощущение счастья, исследователи задались вопросом о количественном соотношении счастливых и несчастливых людей. Анализ как отечественных, так и зарубежных данных показал, что численность удовлетворенных и неудовлетворенных своими обстоятельствами людей подчиняется пропорциям знаменитого «золотого сечения» (меньшая часть целого так относится к большей, как большая к целому). Напомним читателям, что термин этот ввел великий древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (90-160 гг.), а популярность он приобрел благодаря  Леонардо да Винчи (1452-1519). Золотая пропорция соответствует числу 1,618 и выражает соразмерность, гармоничность и, стало быть, красоту многих природных объектов (например, телосложения человека – отношение роста к расстоянию между пупком и подошвами ног), а также шедевров искусства, архитектуры; недавно выявлено, что золотому сечению подчиняется и соотношение различных параметров здоровья (см. «Наука и жизнь», 1990, № 6, стр. 32). И вот теперь результаты опросов в 15 странах мира (США, Япония, Западная Европа) показали, что счастливыми себя считают 63 процента опрошенных. Поразительная цифра, ибо золотое сечение приходится на 62 процента.
        Исследователи делают вывод, что, по-видимому, соотношение между счастливыми и несчастливыми не случайно, а подчинено общим структурным закономерностям, свойственным природным и в том числе биологическим объектам. Это – принципиально важное положение, поскольку открывает путь к теоретически обоснованной социальной диагностике и социальному проектированию.

Справка:

Колков Анатолий Иванович, кандидат технический наук, доцент Кемеровского государственного института культуры.
С 1995 года Кемеровский государственный институт искусств и культуры (КГИИК).
С 1999 года Кемеровская государственная академия культуры и искусств (КемГАКИ)

Колков А.И. Гармония и творчество. // "Вопросы психологии", 1989, № 1 , С.83-90.
Колков А.И. Мир и гармония // Кемерово, 1995. 93 с.