Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Разное

2005. Глейзер С.И., "Периодизация и параллелизм этногенетических процессов в России и Германии в Х1Х – ХХ веках".


Периодизация и параллелизм этногенетических процессов
в России и Германии в Х1Х – ХХ веках.

Глейзер С.И.

Рукопись, 25 ноября 2005 года.

        Л.Н. Гумилев всегда подчеркивал, что не стоит пытаться рассматривать процессы этногенеза в событиях близкого времени, так как исследователь не может знать всех возможных последствий, которые могут «внезапно» изменить всю картину. События еще не устоялись, велика вероятность что-то неправильно истолковать. Всё это он называл «абберацией  близости».
        Это, конечно, справедливо, но не стоит забывать и другое обстоятельство. Л.Н. Гумилев жил и работал в обстановке постоянной травли со стороны академических коллег, партийных и советских органов, органов госбезопасности, а впоследствии также со стороны патриотов, коммунистов и демократов. Потому он, как ученый, сконцентрировал свои усилия на временах, далеких от современности, дабы уменьшить поток обвинений и травли. Отсюда его увлечение и работы в основном из эпохи Восточного Средневековья и Древней Руси. Может быть, он что-то и хотел сказать или написать о днях сегодняшних, да осторожность ученого, нуждающегося  в покое для умственной работы, удерживала его от «опасных» тем и не менее опасных параллелей с днями сегодняшними.
        Однако, исследователи, считающие себя его учениками и последователями, в порядке обсуждения, гипотезы, предположения, могут, а может быть и должны, дальше развивать его учение, прикладывая его модель этногенеза к событиям недавним. Почему бы и нет? В сегодняшнем мире «свободы мысли» всегда найдутся коллеги и оппоненты, которые «поправят заблуждающегося товарища», раскритикуют его мысли и статьи, внесут свои доводы и аргументы, что тоже неплохо. А в целом вся дискуссия послужит только на пользу: это было бы общее продвижение к истине!
        Ранее нам уже приходилось описывать короткую советскую историю в терминах гумилевской теории этногенеза (см. статью «Что случилось в Октябре Семнадцатого?» в газете «Аргументы и факты», приложение «Мы в Германии», № 45, 2001 год). Позднее эта теория, или модель, была применена нами как попытка описания еще более короткой истории «Тысячелетнего Рейха» в Германии (см. брошюру на немецком языке: S.Gleizer. Das Phänomen Drittes Reich. Der Ausbruch der Ethnogenese im Deutschland des 20. Jahrhunderts. Berichte des Hauses der Wissenschaftler, Ausgabe 5, 2003, Hamburg), где 12 лет нацизма также рассматривались как очередная вспышка этногенеза.  
        На основе этих двух работ мы попытаемся в данной заметке сопоставить процессы этногенеза, как они развивались в двух странах: в России и в Германии, и попробуем выделить некие общие черты, присущие событиям в обеих странах. Одновременно мы увидим и некий параллелизм в этих событиях, что возможно позволит в будущем, в перспективе перейти к каким-то математическим моделям.

Событие
Россия
Германия
Начало этногенеза, связанное с ликвидацией межсословных и межэтнических барьеров.
Начало метисации.
Отмена крепостного права.
1861 год.
Объединение страны, создание империи.
1871 год.
Всплеск культуры как прямой предшественник вспышки этногенеза.
«Серебряный век» русской культуры. Точка максимума.
1910 год.
«Золотые двадцатые». Точка максимума.
1925 год.
Вспышка этногенеза: этнос заявляет себя.
Революция в Октябре:
1917 год.
Приход нацистов к власти:
1933 год.
Новый этнос формулирует псевдо-религию вместо старой: новая идеология.
Коммунизм – братство людей труда во всем мире.
Нацизм – братство германских, арийских, нордических народов.
Новый этнос берет новое самоназвание.
«Советский народ».
«Великогерманский народ».
Создание новой мировой империи.
СССР, плюс соцлагерь.
Великогерманский Рейх, плюс сателлиты.
Точка наибольшего могущества новой империи.
1960-1980 годы.
1943 год.
Причина прерывания процесса этногенеза.
Внутренний распад.
1991 год.
Внешний разгром.
1945 год.


        
        Таким образом, если взять даты наступления каждого этапа этногенеза, мы увидим повторяемость событий в России и в Германии, причем со сдвигом примерно в 10 – 15 лет. Характерно, что всплески культуры – эти характерные предшественники вспышек этногенеза – оказались независимы от событий первой мировой войны, как это было принято думать ранее.
        Параллелизм событий (этапов, фаз этногенеза) четко прослеживается на первых шагах развития обоих этносов. Далее им помешали внешние враги и внутренние ошибки. Они, почти ровесники, вступили в яростную стычку между собой (война 1941-1945 годов), в этом им обоим «не повезло»… Уничтожая, перемалывая силы друг друга, на радость злорадствующих соседей, они оба исчерпали свой «творческий ресурс», то есть фанатизм, готовность к самопожертвованию, готовность убивать и умирать ради торжества очередной «великой идеи». При прочих равных условиях, при столкновении двух этносов обычно выигрывает более молодой, а значит и более полный духовных сил, этнос. Великогерманский этнос, как видно из таблицы, оказался всего на  10-15 лет моложе советского. Но и этого оказалось достаточным для победной для него – поначалу – войны. Только в затяжной войне старый этнос может реализовать свое преимущество в людях, в материальных ресурсах, в территории. Что мы и видели в нашей недавней истории. Но и победитель, советский этнос, вышел из того столкновения сильно ослабленным. А.И. Солженицын вообще считает, что советский народ (у него – русский народ) надорвался в той войне окончательно и бесповоротно. Возможно это и так. Во всяком случае, мы можем констатировать что оба  агрессивных, полных сил, энергии и фанатизма, этноса сегодня уже практически исчезли с карты мира.
        Но, с точки зрения теории, времена их возможного максимума могущества должны были бы наступить у них только через 300 лет от начала даты вспышки этногенеза.
        В Советском Союзе это был бы 2217 год, в Германии, соответственно, 2233 год. Затем, при соблюдении условий внешнего спокойствия (отсутствия больших неудачных войн), а также при мирном развитии внутри страны, Россия, как и Германия, должны были бы погрузиться на последующие 700 - 800 лет, и даже на 1000 лет, в спокойную мирную жизнь. Примерно такую, какую сегодня имеет ФРГ и другие страны Европы: малая рождаемость – и постепенное вырождение коренного населения, упадок культуры – декадентство, злоупотребление удобствами жизни (высокими жизненными стандартами), нежелание утруждать себя излишними хлопотами и заботами о ближних, крайний индивидуализм, сытая лень, отсутствие страстей и новых идей, загрязнение окружающей среды и исчерпание возможностей вмещающего ландшафта.
        На этом фоне велика вероятность появления религиозных «ересей», стремящихся расколоть новый этнос по примерным границам предыдущих, и уже интегрированных в новый, этносов. Так, мир социализма уже на наших глазах раскалывали такие «религиозные ереси», как югославский ревизионизм, албанский догматизм, китайский маоизм, и наши родные троцкизм, сталинизм, волюнтаризм и субъективизм… В «великогерманском рейхе», при длительном его существовании, можно было бы ожидать раскола «нацистского вероучения» на чисто немецкое, нордически-скандинавское, бургундское, восточно-германское (фольксдойчи с большой долей примеси славянской крови и славянской же души), возможно еще и чисто арийское (индо-иранское) течение мысли. И каждая религиозная ересь, при успешном ее развитии, непременно ведет к войнам, отламывающим от этноса – владельца империи – куски территории и группы народов, желающих самоопределения под маской некоего нового религиозного учения. Этот «религиозный сепаратизм» всегда имеет в основе конкретные экономические и политические интересы конкретных лиц и элит. 
        Но если империи устоят, то в перспективе столетий это «стоячее болото» всё равно  будет нарушено появлением новых фанатичных лиц-пассионариев, готовых умирать и убивать за некую новую идею исправления этого, уже ставшего старым, и всегда – при их жизни – несправедливого мира.
        И снова трубным призывом прозвучит лозунг: «Так жить нельзя!…»
        И тогда из части, из отдельных представителей старых этносов, возникнут революционные, скорее всего разноэтнического происхождения, группы – консорции, объединенные этой новой «всепобеждающей идеей», псевдо-религией, которая и приведет их, через революции и войны, к зарождению нового, следующего этноса из обломков одного или нескольких старых этносов.
        И всё опять повторится сначала!… Так говорил Лев Гумилев.
        Вам не скучно, господа?!..

Впервые опубликовано 27.11.2005 г. на сайте Veinik.ru

Справка:

Глейзер Семен Ильич (1945 г.р.), по первому образованию – биофизик, кандидат биологических наук. Жил и работал в Саратове, Томске, Калининграде, Москве. 
Известен своими пионерскими работами в области электромагнитной биологии, зоопсихологии, проблем происхождения жизни, физики некоторых частиц. Ему принадлежат оригинальные исследования магнитной ориентации рыб, высшей нервной деятельности мозга рыб, обнаружение биоподобных частиц в микромире, позднее названных симхионами.
С 1995 года проживает в Германии (г. Гамбург).
По второму образованию – историк религии и всеобщей истории, доктор естественных наук (1996). С 1997 года возглавляет научное общество „Haus der Wissenschaftler“ в Гамбурге.
Автор изданных в Германии книг: «Мессианский иудаизм. Что это такое» (2002), «Феномен Третьего Рейха. Вспышка этногенеза в Германии в 20 веке» (2003), «Анти-Солженицын. Двести лет как жизни нет» (2003-2004).