Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Аномалии

1982. Редакционные статьи журнала "Химия и жизнь", "Есть ли разум в микромире?" и "Кто первый?"


Есть ли разум в микромире?

Журнал «Химия и жизнь», 1982, № 4, стр. 81.

        Вопрос, вынесенный в заголовок этой заметки, волновал в свое время немало умов. Наиболее известны, пожалуй, мнения на сей счет Валерия Брюсова и Дмитрия Ивановича Менделеева. Брюсову принадлежит строка: «Быть может, эти электроны – миры, где пять материков», - а Менделееву – фраза: «Есть своя захватывающая прелесть в мысли о том, что малейшее в природе так же построено, как величайшее, но отсюда далеко до уверенности в том, что это так и есть на самом деле».
        В области научных и околонаучных фантазий проблема находилась вплоть до 1976 года, когда вышла книга «О природе материи» известного советского физика академика М.А. Маркова. Согласно сформулированным в этой книге представлениям, наша Вселенная извне может «выглядеть» как одна-единственная элементарная частица.
        Уже в следующем, 1977 году появилось первое предложение об экспериментальной проверке тезиса о возможности существования в микромире разумной жизни. Это предложение было выдвинуто и обосновано в докладе Р.С. Нахмансона на семинаре в Институте физики полупроводников Сибирского отделения АН СССР. В 1979 и повторно в 1980 году доклад был издан в Новосибирске в виде препринта под названием «О новой интерпретации статистического характера законов квантовой механики и корпускулярно-волнового дуализма и об экспериментах по ее проверке».
        Основной смысл работы вкратце сводится к следующему. Известно, что при переходе от макромира к микромиру наука встретилась с необычным поведением материи -  статистическим, вероятностным характером причинно-следственных связей. Автор работы обращает внимание на то, что и в макромире существует обширная область, в которой проявляется статистический, вероятностный характер причинно-следственных связей, - это область деятельности разума.
        В работе проводится последовательная аналогия между поведением частицы и поведением разумного существа, человека. Случайный выбор при достаточно частом повторении сходных ситуаций обеспечивает человеческому обществу наиболее полный охват возможных путей к оптимальному решению и сводит к минимуму ошибки, связанные с неправильно выбранной тактикой поиска такого решения. Случайность выбора – это непременная и важнейшая характеристика разума как такового. Поэтому вероятностный характер законов движения частиц можно интерпретировать как проявление их разума.
        Почему, в таком случае, отсутствует контакт между нашим земным разумом и разумом микромира? Об одной причине в препринте сказано так: «Пришельцы на Землю из других миров вряд ли стали бы определять уровень интеллекта людей, погружая их в ванну, бросая с Пизанской башни или сталкивая друг с другом в экспериментах на встречных пучках. Но именно так, с позиции силы, обращались мы до сих пор с частицами». Другая причина заключается в колоссальной разнице пространственных масштабов нашего мира и «их» миров. Масштабами же определяются способы обмена информацией. Мы общаемся между собой на частотах от 10^-1 до 10^6 Гц, а в микромире общение возможно на частотах 10^20 – 10^27 Гц. Предельные возможности техники ограничены сегодня частотой 10^8 Гц.
        Автор предлагает тем не менее способ, с помощью которого гипотезу о существовании разума частиц можно было бы проверить. Исходная посылка: толпа людей, двигаясь по ветвящемуся коридору, в левых ветвях которого слышен нечленораздельный гул, а в правых – членораздельная речь, в конце концов непременно разделится на неравночисленные потоки; постепенно все больше людей устремятся туда, где они, по опыту, ожидают услышать речь.
        А вот предлагаемый эксперимент. Исходный пучок частиц пропускается через ветвящуюся систему, которая состоит из квантово механических делителей (каждый делит его на одинаковые левый и правый пучки), из информационных ячеек (устанавливаются только на пути правых пучков) и компенсирующих ячеек (на пути левых пучков). По своему энергетическому воздействию (например, поглощающей способности) все ячейки одинаковы – состоят из одинакового числа слоев двух типов. Но в компенсирующих ячейках слои расположены хаотично, а в информационных – в таком порядке, чтобы в двоичном коде выражать какую-нибудь константу (например, постоянную тонкой структуры).
        Если частицы разумны, то, пройдя случайным образом несколько разветвлений, они заметят разницу между правыми и левыми каналами и начнут все в большем числе предпочитать каналы с информационными ячейками. Симметричность правых и левых пучков нарушится. И это будет сигналом о разумном микрокосмосе.
        Сведений о постановке подобных экспериментов препринт не содержит.



Кто первый?

Журнал «Химия и жизнь», 1983, № 4, стр. 76.

        В 1922 году газета "Московский понедельник" напечатала стихотворение В.Я. Брюсова "Атом" с авторским примечанием: «Современная физика рассматривает атом как систему, где вокруг центрального ядра вращаются электроны». Впоследствии Брюсов изменил название "Атом" на "Мир электрона" (хотя логичнее было бы "Мир электронов").
Фантастическая идея об одушевленности микромира, казалось бы, могла возникнуть только в нашем столетии. И все же у Брюсова был предшественник – французский баснописец Пьер Лашамбоди (1806-1872). Конечно, в середине прошлого века электроны еще не были открыты, зато микроорганизмы были известны достаточно хорошо...

Мир электрона.
Брюсов В.Я. (1922).

Быть может, эти электроны -
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом -
Вселенная, где сто планет;
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь.
Их мудрецы, свой мир бескрайний
Поставив центром бытия,
Спешат проникнуть в те же тайны
И умствуют, как ныне я;
А в миг, когда из разрушенья
Творятся токи новых сил,
Кричат в мечтах самовнушенья,
Что бог свой светоч погасил!


Микроскоп и капля воды.
Лашамбоди Пьер (1839).
Перевод В.Дмитриева.

Разглядывать под микроскопом
Я стал однажды капельку воды.
Напрасны не были труды:
Я множество живущих скопом
Существ миниатюрных увидал.
Какое зрелище чудесное для взора!
Я начал наблюдать и скоро
Законы их, обычаи узнал,
И даже обнаружил у бактерий
Немало суеверий.
Ту каплю, где живут они,
Считают эти крошки центром мира,
Подобного себе придумали кумира,
Решили: капля их - важнейшее звено,
Погибнет мир с ней заодно...
Смешно? Но в сущности мы столь же эфемерны,
Масштабы же Вселенной непомерны,
И, право, не могу сказать я, чтобы
Мы, люди, значили в ней больше, чем микробы.



Дополнение к статье "Кто первый?"

        Паскаль Б. (1670): «Хочу нарисовать ему не только видимую Вселенную, но и бесконечность мыслимой природы в сжатых границах атома. Пусть человек представит себе неисчислимые Вселенные в этом атоме, и у каждой - свой небесный свод, и свои планеты, и своя Земля, и те же соотношения, что в зримом мире, и на этой Земле - свои животные и, наконец, свои клещи, которых опять-таки можно делить, не зная отдыха и срока, пока не закружится голова от второго чуда, столь же поразительного в своей малости, как первое - в своей огромности». См. Паскаль Б., «Мысли» в книге «Ф. Ларошфуко. Максимы. Б. Паскаль. Мысли. Ж. Лабрюйер. Характеры», Перевод Э. Липецкой, М., 1974, стр.22.


Справка:

Нахмансон (Nakhmanson Raoul) Рауль Самуилович, кандидат физико-математических наук (диссертация по МДП-структурам), после защиты переехал в Институт физики полупроводников Сибирского отделения АН СССР (Новосибирск) и возглавил лабораторию. Эмигрировал в Германию, профессор (Frankfurt am Main, Germany). E-mail: Nakhmanson@t-online.de
Нахмансон Р., «Двухщелевой эксперимент Юнга с людьми», электронный журнал «Квантовая Магия» (http://www.quantmagic.narod.ru/), 2004, том 1, вып. 3, стр. 3187-3193. http://quantmagic.narod.ru/volumes/VOL132004/p3187.html#_ftn3
Нахмансон Р.С., "Физическая интерпретация квантовой механики" / УФН, 2001, т.171, № 4, с. 441-444.

О Нахмансоне Р.С.
"По моим сведениям, Нахмансон в Советском институте физики полупроводников (московском или новосибирском) считался одним из самых талантливых из трех дюжин докторов и сотни кандидатов . Был руководителем группы. Его разработки, в области микроэлектроники первыми принесли институту валюту. На его семинарах зал всегда был переполнен. Директор института, очень консервативный академик, рискуя репутацией, издал институтский препринт с изложением сути информационных экспериментов и немало сделал для продвижения идеи. Идея неоднократно обсуждалась на институтских семинарах, таких страстей старожилы больше не припомнят.
По просьбе директора института препринт прочитал небезызвестный академик Моисей Александрович Марков (1908-1994), отнесся благосклонно, принципиальных возражений не нашел".

Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924), поэт. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1899). В 1917-19 возглавлял Комитет по регистрации печати; в 1918-19 заведующий Московским библиотечным отделом при Наркомпросе; в 1919-21 председатель Президиума Всероссийского союза поэтов. С 1919 работал в Государственном издательстве; с 1921 заведующий литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, членом Государственного учёного совета, профессором 1-го МГУ. С 1922 заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра. В 1921 организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни был его ректором и профессором.

Лашамбоди (Lachambeaudie Pierre) Пьер (1806-1872), французский баснописец и шансонье. В 1839 опубликовал сборник «Fables» (Басни). На русский язык ряд басен (11)  Лашамбоди появился в 1872 в «Отечественных записках» (по случаю смерти баснописца).

Паскаль (Pascal Blaise) Блез (1623-1662), французский религиозный философ, писатель, математик и физик. Заметки к Апологии и многочисленные фрагменты других работ были благоговейно собраны семьей и изданы (из опасения цензурного преследования) в 1670 году в измененной и сокращенной форме под названием «Мысли о религии и других предметах» (Penses sur la religion et sur quelques autres sujets). Однако порядок фрагментов был нарушен, и только после десятков изданий стал ясен паскалевский план. Рукопись Мыслей хранится в Национальной библиотеке в Париже.