|
|
Рецензии ЗА1985. Игнатович В.Н., "Письмо А.И. Вейнику".Письмо
А.И. Вейнику. Игнатович В.Н. Выдержка из книги Игнатович
В.Н., "Введение в диалектико-материалистическое естествознание",
Киев: изд-во ЭКМО, 2007, стр. 461-465. (*1) Глубокоуважаемый
Альберт-Виктор Иозефович! Пишет Вам тот самый
инженер из Киева, который 22 мая с.г. разговаривал по телефону с Вашим
сотрудником и обещал сообщить нечто важное о философских основаниях Вашей общей
теории. С Вашей теорией я
познакомился год назад по книге "Термодинамика" издания 1968 года.
Книга вызвала одновременно восхищение и сожаление. Восхищение грандиозностью
теории, которая выводит из одного постулата все законы физики, сожаление тем,
что такое грандиозное построение не имеет прочного философского основания. Вы писали: "Для
доказательства факта существования обобщенного заряда (целесообразна именно
такая более общая постановка вопроса) необходимо выйти за пределы термодинамики
и встать на позиции, которые отличались бы большей общностью, чем те, которые
привели к понятиям элементарной формы движения материи и обобщенного заряда. В
каком именно направлении следует искать доказательство – на это в современном
естествознании (и философии) нет даже намеков" (с.265-266). Похоже, Вы считаете, что
тот, кто принимает Вашу теорию, должен поверить
в реальное существование обобщенного заряда (Вы ведь не сомневаетесь в факте
существования обобщенного заряда, но доказать
этот факт пока не можете). Тем самым Вы загоняете обоснование своей теории в
тупик и даете своим оппонентам повод просто проигнорировать такую теорию,
которая требует веры. Между тем, в современной
философии есть идеи, на основе которых можно
доказать истинность общей теории (но не факт существования обобщенного
заряда!). В этих идеях нуждается не только Ваша теория, но и вся современная
физика. Физики до сих пор не
поняли и не приняли как руководство к действию уже ставшие прописными истинами
следующие положения диалектического материализма: II. Цель науки не познание ради знания, а познание ради
преобразования. "Философы до сих пор объясняли мир, дело же заключается в
том, чтобы изменить его". В силу этого в физике не
до конца преодолена созерцательность метафизического материализма. В
большинстве физических теорий действительность рассматривается только как
объект, не в зависимости от деятельности субъекта виде. Иногда кажется, что
физики рассматривают энергию, массу, пространство, время как нечто данное, т.е. существующее в природе до и независимо от человека. В
действительности мир человеку дан в
ощущениях. Понятия человек создает в
процессе познания. "Убегая" от идей позитивистов, многие наши физики,
по существу, "залетают" в объективный идеализм. "На самом деле в
процессе познания человек имеет дело не столько с природой как таковой, сколько
с "очеловеченным" миром, т.е. так их иначе вовлеченным в процесс
производства, и именно практическое преобразование мира открывает человеку его
закономерности. Поэтому познание есть не пассивное созерцание, а активная
деятельность, неразрывно связанная с практическим преобразованием мира"
(Философский словарь, под ред. И.Т.Фролова, М.: Политиздат, 1981, с.338). Тем не менее, физики
продолжать выяснять "как мир устроен на самом деле", т.е. по существу
хотят в процессе познания обойтись без субъекта. Но это же абсурд! Гениальный
физик Нильс Бор, не зная марксистской гносеологии, приходит к аналогичным
выводам, формулирует принцип дополнительности, из которого следует
невозможность "абсолютно объективного познания" (такого, в котором не
участвует субъект). Все равно, в недавно изданном “Физическом энциклопедическом
словаре” пишут: "Дополнительности принцип отражает объективные свойства
квантовых систем, не связанные с существованием наблюдателя"! В своей теории Вы
частично преодолели созерцательность физики, в частности, когда понимаете
энергию как свойство системы. Обычно энергию понимают фактически как некую
субстанцию, которая может принимать различные формы, перетекать из тела в тело,
расходоваться, накапливаться и т.п. Такому пониманию способствует также
знаменитая формула E=mc2. Закон сохранения
энергии выступает как некий жандарм, который не разрешает создавать вечный
двигатель. В Философском словаре под ред. И.Т. Фролова пишут: "Качественно
различные физические формы движения материи способны превращаться друг в друга,
и этот процесс превращения контролируется (Именно так! Контролируется, а не "может
быть описан") строго определенными количественными эквивалентами"
(с.429). Вы же утверждаете, что под А
можно понимать бесчисленное множество различных свойств материи. Это могут быть
энергия, давление, температура, емкость и т.д." (с.24). Основное свойство А по Вашей теории выбирает субъект! И от этого выбора зависит форма законов природы!
Тем самым в Вашей теории субъект активно участвует в познании. Трактовка энергии как
свойства системы, по-моему, одно из лучших достижений общей теории. В то же время трудно
составить определенное мнение о Вашем понимании термического заряда. Иногда Вы
пишете о термическом заряде как о понятии, иногда, как о чем-то существующем
реально, о субстанции. Вы писали: "Термический заряд существует реально"
(с.228); "Для доказательства факта существования обобщенного заряда..."
(с.265); "...отдельные (изолированные) элементарные формы движения в
природе обычно не встречаются" (с.79). Мне кажется, Ваша теория
сильно выиграет, если Вы с самого начал определите, что элементарная форма
движения, обобщенный заряд – понятия, абстракции, формы отражения действительности
в науке термодинамике. Если принять, что
термический заряд – нечто данное, (объект, субстанция), то становится
невозможным обсуждение вопроса, что лучше – термический заряд или энтропия.
Этот вопрос окажется таким же абсурдным как вопрос, что лучше, альфа Лебедя или тау Кита. Но если признать,
что термический заряд – понятие, абстракция, то потом можно доказать, что это
понятие лучше, полнее отражает действительность, чем понятие энтропии, т.е.
является более истинным. В своей книге Вы
доказываете, что термический заряд более истинное понятие, чем энтропия, однако
из-за отсутствии четкого представления заряде как о понятии, доказательство
оказывается, на мой взгляд, не очень убедительным. Для того, чтобы по
достоинству оценить значение Вашей теории, недостаточно одного понимания
сущности познания. Необходимо также иметь верное понимание сущности науки. С 60-х годов советскими
философами развиваются следующие идеи: III. Всякая наука есть прикладная логика. IV. Марксизм есть Логика (логика с большой буквы), т.е.
диалектика, логика и теория познания
современного материализма. (Ленин: Не надо трех слов – это одно и то же). Эти идеи не стали еще
господствующими в марксистской философии, не говоря уже о физике. Поэтому физики
знают только один критерий истины – эксперимент, и не понимают, что истинная
теория не может противоречить Логике (поскольку всякая наука есть прикладная
логика). Из-за этого совершают множество преступлений против разума, в числе
которых, по моему мнению, теория Большого взрыва, формула E=mc2 (c=const) представление об элементарных частицах как о "кирпичиках"
мироздания (это представление доведено до абсурда в кварковой модели),
представление с неизменности физических законов во времени, вероятностная
трактовка времени. Физики в большинстве
своем не понимают, что развитие науки идет не только вширь – в плане открытия и
объяснения все новых явлений, но и вглубь – в плане совершенствования
логического построения науки. (Эйнштейн, впрочем, писал о критериях "внешнего
оправдания" и "внутреннего совершенства" теорий. Однако об этих
критериях, похоже, вспоминают только тогда, когда пишут об Эйнштейне). Ваша общая теория как
раз делает переворот в физике как логике. Нужно раскрыть сущность
этого переворота. А для этого
недостаточно показать, что общая теория в большинстве случаев
соответствует традиционным теориям и не противоречит опытным данным. Для
объяснения каждого факта в физике имеется добрый десяток разных теорий и
появление еще одной ничего не меняет. Нужно поэтому показать, что появление
общей теории – не результат какой-то игры ума, а закономерный этап развития
физики как логики. Для этого необходимо то,
что Вы показали в "Термодинамике", дополнить рассмотрением истории
понятий физики, т.е. осуществить в общей теории единство логического и
исторического, как того требует Логика. Только прослеживая развитие понятий
физики, можно доказать необходимость понятий обобщенного заряда, элементарной
формы движению и других. При изложении общей
теории необходимо особо выделять случаи, когда общая теория соответствует
Логике, но противоречит общепринятым взглядам. Это, в частности, закон
диссипации, из которого следует необратимость времени; критика общей теорией
теории относительности и теории Большого взрыва. Развитая общая теория
станет одним из двух общих методов физики (второй метод – метод моделей). Но
для этого еще нужно много поработать – и совершенствуя общую теорию, и
пропагандируя ее идеи. Я хотел бы по мере возможности принять участие в этой
работе, например, путем обсуждения с Вами общей теории. Возможно, в этом письме
я не всегда высказывался достаточно ясно. Если Вам что-либо покажется
неубедительным, я готов в меру своего понимания и способностей разъяснить.
Здесь я написал далеко не обо всех замеченных мной недостатках общей теории.
Если Вам будет интересно, в дальнейшем можно было бы продолжить разбор теории. Понимание положений I-IV
возникло у меня после чтения книг (*2): 1. Ленин В.И. Философские тетради //
Полн. собр. соч. Т.29. 2. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс
К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. 3. Копнин П.В. Гносеологические и
логические основы науки. – М.: Мысль, 1974. – 568 с. 4. Копнин П.В. Диалектика. Логика. Наука.
– М.: Наука,1974, – 464 с. 5. Ильенков Э.В. Диалектическая логика.
Очерки истории и теории. – М.: Политиздат, 1974, – 271 с. 6. Ильенков Э.В. Ленинская диалектика и
метафизика позитивизма: (Размышления над книгой В.И.Ленина "Материализм и
эмпириокритицизм"). – М.: Политиздат, 1980, – 175 с. 7. Босенко В.А. Диалектика как теория
развития. – Киев: Изд-во КГУ, 1966, – 248 с. 8. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы
социологии мышления. – Тбилиси: Мецниереба, 1973. – 438 с. 9. Кондаков Н.И. Логический словарь. –
М.: Наука, 1971, – 656 с. Вкратце о себе. Мне 27
лет. В этом году заканчиваю аспирантуру по прикладной электрохимии. Последние
три года все больше интересуюсь философскими проблемами науки. В будущем хотел
бы более серьезно заняться этими проблемами. 06.06.1985 г.
В.Н.
Игнатович Примечания. 1. Это письмо было написано автором в
начале июня 1985 года, и разумеется, в нем отражаются воззрения автора того
времени. В письме есть неточные выражения и ошибочные положения. Но подход к
критике термодинамики, который затем реализовывался более десяти лет,
сформулирован достаточно точно и подробно. 2. Предложение "Понимание положений I-IV
возникло у меня после чтения книг" должно было означать: "Почитайте,
пожалуйста, следующие книги" – предложения, которое в письме молодого
инженера доктору наук, члену-корреспонденту АН БССР, по мнению автора,
выглядело бы бестактным. Интересно
отметить, что в списке книг, которые автор рекомендовал А.И. Вейнику, нет
таких, которые он сегодня обязательно включил бы в такого рода список:
"Анти-Дюринг" Ф. Энгельса, "Материализм и эмпириокритицизм"
В.И. Ленина, "Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале"
Маркса" Э.В. Ильенкова, "Актуальные проблемы диалектического
материализма" В.А. Босенко, "Противоречие как категория
диалектической логики" Г.С. Батищева, поскольку к моменту написания письма
автор ещё не проработал их и не оценил в должной мере. |
© 2005 - 2009 Е.В. Вейник работает на Sitefactor.CMS |
|