Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Воспоминания

2004. Репринцева С.М., "Ступени обретения веры".


Ступени обретения веры.

Репринцева С.М.
Газета «Вечерний Минск», № 3 (10386), 09 января 2004 г. (пятница).

        Почти 40 лет жизни я отдала работе в научной сфере, исповедуя материалистическое мировоззрение. Под конец своего земного существования, через тернии и скорби, пришла к пониманию истинного смысла жизни на земле, к ощущению счастья познания Бога.
        Путь к Нему очень непрост, особенно людям, занимающимся научной работой. Теперь, оглядывая свой путь к прозрению, стараюсь понять, что же явилось основными “вехами” обретения веры?
        Есть распространенное убеждение, что путь к вере у каждого свой. С этим не согласиться трудно. Однако, мне кажется, что есть общие, необходимые условия, которые в конце концов приводят к выводу — мир не мог быть создан случайно, вследствие эволюционного развития, а все, абсолютно все, во власти Создателя-Творца! Первое и необходимое условие для осознания этого — обращение “внутрь” себя. Я это говорю из собственного опыта. Создавая свои изобретения, новые технологии различных материалов, я вышла на широкое внедрение своих разработок в производстве лекарственных форм. Однажды журналист во время интервью спросил, как это у меня получается? Ответить я не смогла, и впоследствии сама задала себе этот же вопрос.
        "Это" вдруг приходило, приходило помимо меня. Я стала прислушиваться к себе, вернее, во всем соизмерять поступки, дела с внутренними ощущениями, и поняла, что чаще всего считала истинным только то, что считала сама. Всякое другое трактование вызывало несогласие, гнев, раздражение. Постепенно, путем невероятной внутренней брани я стала понимать, что дело во мне самой, и все внешнее я использую во благо только себе. Это были “ростки” в душе, которые через десятилетия превратились в побеги и плоды веры. Из всего этого я стала понимать, что о вере как вероучении, о Боге я ничего не знаю.
        Здесь является другое необходимое условие возможности обретения веры — знание кто я? Кто мои предки, к какой вере они принадлежали. Выяснила, что происхожу по линии матери от древнего рода Нарышкиных, а по линии деда от духовенства. Я была крещена в православной вере, но крестильный крест не сохранился, не знаю зачем, но я приобрела крестик и стала его носить в платочке на груди, будучи еще коммунисткой. Постепенно начала видеть пробелы в знаниях о православии, о вероучении и истории религии. И потянулись времена, сопряженные с внутренней борьбой... Я получила тяжелое профзаболевание, и мне уже пришлось бороться не только за восстановление духовности, но и просто за выживание. Чем больше я страдала телесно, тем больше возрождалась духовно.
        Позднее у многих духовных отечественных наставников читала, что это и есть духовный закон Познания Бога. Его близость ощущаешь через мирские страдания и никакими словами доподлинно это объяснить нельзя. Стала читать Священное Писание. Начала с Ветхого Завета, но все путалось в голове, я мало что понимала. До того, как болезнь свалила меня в постель, я, ничего еще не зная о Православии, вдруг стала ходить в церковь, где решительно ничего не понимала и стояла как прикованная. А внутри все бунтовало и в то же время успокаивалось, и слезы ручьем текли из глаз. Додуматься до того, чтобы обратиться к священнику, я в то время еще не могла и шла к постижению истины веры своими силами.
        Однажды, в один из праздников, за столом оказался священнослужитель с высшим богословским образованием. Я стала сетовать, что люди науки так далеки от нашей православной веры, и мало ученых, хоть что-то понимающих в этом. Он посоветовал прочесть книгу В.Вейника “Почему я верю в Бога”. Я, как глоток воздуха в безвоздушном пространстве, восприняла работы В. Вейника. Читала их и вновь вспоминала этого талантливого ученого, с которым встретилась в начале своего творческого пути. Память возвращает меня к событиям 45-летней давности. Тогда мы, молодые научные сотрудники академического института, впервые встретились с В. Вейником, доктором технических наук, профессором, приехавшим к нам на работу из Москвы по приглашению президиума. Мы восхищались его талантом чтения лекций, интеллигентностью и интересным, новым подходом к процессам обмена тепла, массы и энергии на Земле. Прочтя книгу Вейника, задумалась над вопросами вечности, бытия Божия, смысла жизни. Оказавшись почти прикованной к кровати, благодаря Божьей милости смогла не только помогать своим ближним (муж у меня инвалид войны, нуждающийся в постоянном уходе), но и поддерживать других. Я начала переписываться с заключенными, и, Слава Богу, некоторые из них вышли на свободу верующими или идущими к вере людьми. Вначале я делала это вовсе не потому, что хотела кого-то привести к вере, а просто помогала, чем могла, — письмом, скромными посылочками, добрым словом. Потом стала высылать духовную литературу и почувствовала ответный отклик. Во многом им помогла книга В. Вейника. Задумываясь над всем этим, я все чаще прихожу к выводу, что только с Богом можно все преодолеть и быть счастливым тогда, когда, по мирским понятиям, ты не живешь, а прозябаешь.
        Однако придя к вере, нельзя дремать, так как мир полон соблазнов, искушения на каждом шагу, а человек по своей первородной греховности не в состоянии сам бороться за очищение души. Но Господь милостив, и молитва врачует нас. Я на себе постоянно это ощущаю. Когда в пору моего безверья мне говорили — молись при скорбях, телесных болях, я раздражалась и “не слышала” этого. Однако постепенно, вначале просто в тяжелых приступах, понуждая себя творить молитву, начала ощущать облегчение. Теперь же не мыслю жизни без молитвы. Грехи выплывают наружу. Но молитва все врачует. Теперь я могу сказать, что 30 лет назад меня в Московском институте им. Мясникова почти приговорили к смерти и поставили точку на моей работе. Но с Божьей помощью я не только осталась жива, а проработала до пенсии еще 14 лет и до сих пор живу...

Справка:

Репринцева С.М., "Наука и духовность. Заметки православного ученого", Минск, изд-во "Белорусский Экзархат", 2004, 80 с. Книга посвящена "светлой памяти Виктора Вейника".