Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Статьи

1985. История развития концепций пространства и времени (доклад в Юрмале).


История развития концепций пространства и времени.
Доклад на Прибалтийской конференции
по истории науки в Юрмале 26 февраля 1985 года.

Вейник А.И.

Рукопись, 26 февраля 1985 года.

        На всех уровнях развития человеческого общества категории пространства и времени всегда привлекали пристальное внимание людей. В древности эти категории рассматривались как начала мироздания, сейчас их принято считать всеобщими формами существования материи. Не преувеличением будет сказано, что по уровню понимания категорий пространства и времени можно судить об уровне развития всей человеческой цивилизации.
        Если оставить в стороне древние мифологические, религиозные и философские системы, то зачатки современных представлений следует искать во взглядах Демокрита, Гесиода, Аристотеля, Эвклида, Галилея, Декарта, Лейбница и других. Но самый важный, поистине гигантский шаг был сделан Ньютоном: он впервые сформулировал физическую суть обсуждаемых понятий, определил их соответствующими мерами (пространство, протяженность, масса, время, длительность) и создал расчетный аппарат механики, в формулах которой фигурируют указанные меры. Эти меры играют роль абсолютных, ни от чего внешнего не зависящих эталонов. Кроме того, они обладают свойством всеобщности, ибо, по Ньютону, абсолютные, истинные математические «время и пространство составляют как бы вместилища самих себя и всего существующего», нечто вроде пустых ящиков без стенок, они едины для всего мироздания.
        В работах Лоренца, Пуанкаре, Эйнштейна, Минковского были сохранены меры Ньютона, но одновременно принят постулат об относительности пространства и времени, в смысле зависимости протяженности и длительности от свойств наблюдателя, его скорости, это отразилось на расчетном аппарате теории. Вместе с тем пространство и время по-прежнему выступают в роли всеобщей, но  теперь уже единой арены, на которой протекают все физические процессы, то есть пространство и время рассматриваются как некий четырехмерный континуум, определяемый интервалом. Внутри интервала могут происходить взаимно компенсируемые изменения координат и времени, интервал иногда рассматривается как величина абсолютная.
        Имеются также некоторые другие интерпретации понятий пространства и времени, например, известна идея Н.А. Козырева, согласно которой «время является грандиозным потоком, охватывающим все материальные системы Вселенной», «течение времени – это не просто скорость, а линейная скорость поворота, который может происходить по часовой стрелке или против», «воздействие времени не распространяется, а появляется мгновенно». С этой идеей трудно согласиться, но опыты Н.А. Козырева представляют определенный интерес.
        Два десятилетия назад концепции пространства и времени получили дальнейшее развитие в латышских работах (г. Рига), которые хорошо перекликаются со следующими словами В.И. Вернадского: «Наука ХХ столетия находится в такой стадии, когда наступил момент изучения времени, так же как изучается материя и энергия, заполняющие пространство». На этих работах я остановлюсь более подробно.
        В основу обсуждаемых представлений, согласно Томасу Куну [1], положена новая парадигма, несовместимая со старой [2, с.7; 3]. Пространство и время перестают быть всеобщими и тем более едиными категориями, они низводятся до уровня рядовых форм материи и движения, вещества и его поведения, составляющих Вселенную. Благодаря этому пространство и время начинают следовать общим физическим (термодинамическим) законам, тем самым законам, которым подчиняются механические явления, теплота, электричество, магнетизм и т.д. В результате пространство и время включаются в общий круговорот различных простых явлений природы, что позволяет вывести необозримое множество новых, весьма важных для теории и практики следствий, подтверждаемых прямыми экспериментами. С этой целью для вещества и его поведения, в совокупности составляющих явление, вводятся специальные количественные меры количества и качества вещества и количества и качества поведения этого вещества. Мерой количества вещества служит так называемый фактор экстенсивности, или экстенсор (объем, масса, количество электричества и т.п.). Мерами качества, или структуры, вещества служат емкости и проводимости. Универсальной мерой количества поведения вещества является энергия. Мерой качества, или структуры, или способа, поведения вещества является так называемый фактор интенсивности, или интенсиал (давление, квадрат скорости, температура, электрический потенциал и т.п.). В свете изложенного пространство в простом метрическом явлении выступает в роли метрического вещества, а время в простом хрональном явлении – в роли фактора интенсивности, или хронала, то есть пространство и время суть специфические, частные категории, имеющие принципиально различный ранг.
        Таким образом, существуют реальные простые не сводимые друг к другу физические явления – метрическое и хрональное, аналогичные ротационному, колебательному, тепловому, электрическому, магнитному и т.д. Они обеспечены соответствующими специфическими веществами – метрическим и хрональным и подчиняются семи началам, в том числе уравнениям состояния и взаимности, связывающим все перечисленные простые явления, и законам переноса и увлечения; соответствующие связи обусловлены наличием универсального взаимодействия, отвергаемого современной наукой [4]. Особый интерес представляет хрональное явление, в котором изменение хронала, положительное или отрицательное, соответствует ходу времени. Согласно уравнению состояния, ходом времени можно управлять по произволу с помощью указанных простых явлений [5]. Благодаря этому, например при соударении тел, можно нарушить третий закон механики Ньютона и закон сохранения количества движения, и создать хрональный (так называемый безопорный) движитель [6], а также хрональный двигатель, превращающий простую хрональную форму движения материи в механическую работу; в частности по этой причине в природе отсутствует нейтрино Паули. Соответствующие устройства созданы и функционируют в течение многих лет. Построены также аккумуляторы и генераторы хронального вещества, позволившие установить все основные свойства хронального явления – огромную скорость распространения, превышающую скорость света, колоссальную проникающую способность, отталкивающие свойства, сильное воздействие на биологические объекты, физические процессы, в том числе ядерные реакции, электронику, ход часов и т.д. С помощью хронального явления находят простое и естественное объяснение все наблюдаемые феномены из области парапсихологии, CETI и НЛО.
        Здесь очень важно подчеркнуть, что хрональное – это реально существующее физическое явление, присущее различным живым и неживым телам природы. Ход реального физического времени может быть как положительным, так и отрицательным, ведущим как в будущее, так и в прошлое; мы можем управлять им по произволу. В противоположность этому наше привычное время – это условное, реально не существующее, социальное, эталонное, абсолютное, ни от чего внешнего не зависящее ньютоновское время, которое всегда течет равномерно и только в направлении из прошлого через настоящее в будущее. Некоторые физические законы, например уравнения Максвелла, содержат эталонное время. В другие законы, например во второй закон механики Ньютона, входит реальное физическое время. В принципе недопустимо смешивать эти два времени, но это было сделано в преобразованиях Лоренца и теории относительности, а также при экспериментальном подтверждении теории Эйнштейна.
        В изложенной новой концепции пространство и время лишаются своей исключительности и всеобщности. Дается новое определение их физической сути, вводятся соответствующие специфические количественные меры и на этой основе строится расчетный теоретический аппарат исследования, отличающийся колоссальной прогностической силой. Многочисленные выводы теории подтверждены соответствующими экспериментами, в частности в ней отсутствуют второй закон термодинамики Клаузиуса и все его запреты, что дало возможности создать различного типа вечные двигатели второго рода [7-10]. Новая теория отвечает критериям корректности (внутренней непротиворечивости), адекватности (соответствия всем известным опытным фактам, включая накопившиеся в прежних теориях аномалии, или противоречия) и перспективности (возможности предсказывать новые явления, недоступные для прежних теорий).

    Литература.

    1. Кун Т. Структура научных революций. Пер. с англ. М., Прогресс, 1975.
    2. Вейник А.И. Принципы автоматического проектирования на ЭВМ литейной технологии. – В кн.: Пути совершенствования литейных процессов и повышения качества литья в республике, ч.1., Каунас, НТОМашпром Лит. ССР, 1978, с. 3-32.
    3. Вейник А.И. Метод расчёта эффективности литейной технологии и качества отливки. – В кн.: Пути совершенствования литейных процессов и повышения качества литья в республике, ч.1., Каунас, НТОМашпром Лит. ССР, 1978, с. 33-61.
    4. Вейник А.И. Термодинамическая пара. Минск, Наука и техника, 1973.
    5. Смирнов С.Г. Об одной малоизвестной теории времени. – В кн.: Физико-химические исследования патогенных энтеробактерий в процессе культивирования. Иваново, ИГМИ, 1982, с. 14-20.
6. Вейник А.А., Вейник А.И. Применение вибрации при затвердевании отливки. – В кн.: Прогрессивные технологические процессы в литейном производстве. Под. ред. В.П.Сабурова. Омск, ОмПИ, 1982, с. 43-45.
    7. Вейник А.И., Вейник В.В. Экспериментальное исследование механизма кристаллизации. – В кн.: Непрерывное литье машиностроительных заготовок. Каунас, НТОМашпром Лит. ССР, 1980, с. 163-165.
    8. Вейник А.И., Вейник В.В. О механизме кристаллизации при непрерывном литье намораживанием. – В кн.: Непрерывное литье машиностроительных заготовок. Каунас, НТОМашпром Лит. ССР, 1980, с. 166-168.
    9. Вейник А.-В.И., Вейник В.В. № 822713. Источник электроэнергии. Приоритет от 09.07.1979.
    10. Вейник А.А., Вейник А.И. Экспериментальное исследование термоэлектрического измерительного элемента для литейной формы. - В кн.: Металлургия, вып.17, 1983, с. 5-10.