Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Жизнь

2008. Аноним, "Погост Спас-Беседы".


Погост Спас-Беседы.

http://www.sudogda.ru/real/real_005.htm

        Погост Спас-Беседы, расположенный на реке Войминге, находится в 5 км от Судогды и в 36 км от Владимира. В разных книгах и картах название погоста пишется как в единственном числе, так и во множественном. Правильно именовать в единственном числе***.
        Предание связывает основание погоста со временем возвращения царя Ивана Васильевича из-под Казани.
        Большакова Н.В., "Церковное строительство Ивана Грозного по пути следования его войска в Казань в 1547-1552 гг." // сб. "Уваровские чтения V", Муром, 2003, стр.142-148:
http://www.museum.murom.ru/wwwmus/Uwar/5/bolshakova.htm
        В.Г. Добронравов в своем труде "Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской губернии".
"Судогодский уезд.
В Судогодском уезде это погосты Спас-Железино, Спас-Чамерево, Спас-Сырники, Спас-Купалище, Спас-Беседа. В отношении двух погостов - Спас-Купалище и Спас-Железино - мы наблюдаем наслаивание двух разновременных легенд. Так, по преданию, Иван Грозный, возвращаясь из Казани, купался в устье Судогды при ее впадении в Клязьму, а после купания в память об этом приказал поставить здесь церковь. Среди жителей села бытует и другая легенда, повествующая, что село стоит с XII в. и что здесь любил охотиться Андрей Боголюбский. На погосте Спас-Железино на р. Тетрух в Судогодском уезде (сейчас Селивановский район) будто бы от опухоли желез стали падать лошади Ивана Грозного, но здесь же, по древнему преданию, будто бы проскакал Илья Муромец в Киев на службы, и на огромном валуне оставил след богатырского копыта. Недавно какими-то варварами валун был расколот.
        На основании "Сказания о зачатии царства Казанского и о победах великих князей московских", сочиненного неизвестным автором в XVI в., мы можем сказать, что легенды о купании в р. Судогде и беседе недалеко от г. Судогды соответствуют действительности. Датировка событий и факты, изложенные в "Сказании" и подтвержденные книгой И. Михайлова "Храм славы" (1800), позволяют воссоздать историческую картину с точностью до одного-двух дней. После взятия Казани царь пробыл в городе десять дней, а 11 октября, в день св. апостола Филиппа, двинулся в Москву. Путь его лежал по Волге, 12 октября он был в Свияжске, потом поплыл в Нижний Новгород, там был два дня. Предположительно 18 октября двинулся к Балахне, а дальше шел сухим путем на ям, зовомый Судогда. Допускаем, что в устье Судогды он был 20 октября 1552 г. и там купался. Ничего удивительного здесь нет, бывает в октябре теплая погода, к тому же царь был молод, ему всего 22 года, он воодушевлен победой. Далее трудной дорогой он пошел к почтовой станции Судогда, и в пяти верстах от нее его встретил с доброй вестью боярин Василий Юрьевич Малой Траханиот. "Он сказал царю: "Супруга твоя государыня царица великая княгиня Анастасия Романовна здравствует, тебе же великому Государю Царю родила сына царевича, нареченна Дмитрия (в честь Дмитрия Донского – Н.Б.)". И тогда приде православному царю неизглаголанная радость, яко образу его цветущу, и веселием сердца радовашеся, непрестанно славя Бога. И тако посылает вскоре к царице своей с своим царским приветным словом Никиту Романовича Юрьева, сам же Государь пойде во град Владимир". Это место получения известия о рождении долгожданного наследника (а до него умерли в младенчестве две дочери Анна и Мария) было ознаменовано по приказу строительством царя обетной часовни в тот же день. Думаем, что это случилось 23 октября 1552 г. Позже царь издал указ о сооружении на месте часовни церкви во имя Преображения с наименованием погоста Спас-Беседа в память о счастливом известии, и пожаловал ему восемьсот десятин земли. В XVII в. из-за разбоев на Муромской дороге погост был перенесен со своего места на две версты вниз по течению р. Воймиги, где он находится и сейчас, а церковь его действует".
        Действительно, войска могли возвращаться вдоль реки Судогды до Клязьмы. Первоначальная церковь 16 века была построена на левом берегу реки Войминги, вблизи Муромской дороги, где, по преданию, отдыхала царская дружина. Но построенная церковь в начале 17 века почему-то запустела и в патриарших книгах до 1635 года значилась в числе церковных пустовых земель. Не исключено, что это могло быть связано с грабежами и близостью Муромского тракта.
        В 1635 году была построена новая деревянная церковь, но на другом берегу реки и в стороне от большой дороги. Также как и предыдущая церковь, она была освящена во имя Преображения Господня. До последнего времени от старого места расположения церкви сохранялись следы бывшего кладбища. В 1715 году в погосте была построена еще одна церковь в честь Казанской Божией Матери. А в 1808 году вместо двух деревянных церквей был построен один каменный храм с колокольней. Престолов в этом храме три: главный - во имя Преображения Господня, а теплой части - в честь Казанской Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского.
        Храм в Спас-Беседах после революции не закрывался. В нем нашли прибежище ряд икон из закрываемых или разрушенных в округе храмов. Так храмовая икона мч. Мины с житием была передана православными в храм Преображения Господня при ликвидации городского собора и сохранилась до наших дней. Образ св. царицы Александры из храма усадьбы Храповицкого прошел такой же путь своего спасения и ныне украшает открывшийся храм вмц. Александры. Нерукотворный образ Спасителя был принесен из часовни, когда-то расположенной в Лухтонове, которую разобрали в связи со строительством дороги. Утварью, святыми иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Храмовые иконы Преображения Господня и преп. Сергия Радонежского в житии были украшены серебряными позолоченными ризами.
        Приход состоял из деревень: Лобанова* (3 км), Пеньков* (6 км), Горок* (7 км), Овцына* (3 км), Соймы* (7 км), Хохлачей* (6 км), Кощухина* (7 км). Во всех этих деревнях по клировым ведомостям числилось 906 человек мужчин и 971 женского пола. В погосте Спас-Беседы с 1892 года была церковно-приходская школа. В ней обучалось 22 ученика.
        В деревне Лобаново была каменная часовня, уничтоженная в советское время. В деревне почитались святые мчч. Флор и Лавр. В настоящее время на средства военного из г. Мурманска (Крупнова) построена деревянная часовня. Она была освящена в память мучеников Флора и Лавра архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием 23 августа 2003 года.
        Храм Преображения Господня в Спас-Беседе ремонтировался периодически: в 1953 году - настенная роспись, позолота иконостасов и киотов; в 1976 году роспись в теплых приделах. В 1998 и 2002 годах осуществлялся частичный ремонт. В храме есть несколько икон нового письма - это икона Казанской Божией Матери и прп. Сергия Радонежского.

Примечания.

* - По исповедальным книгам храма в Спас-Беседах в 60-е годы 19 века владельцами деревень были:
В Лобанаве - князья А.С. и П.А. Курцевичи (в это время там было их имение). Затем деревня была куплена М.К. Фон-Цеймером.
В Пеньках (Никольское) - С.Б. Аляев, затем его племянники. (В Пеньках также была усадьба помещиков).
В Горках - после П.П. Владыкиной деревня принадлежала помещику Н.В. Роговскому (при Владыкиной Горки назывались сельцом).
В Овцыно - князья Мещерские, Ольга Петровна по жен. линии была родственницей Хоненевых.
В Сойме - одновременно было много владельцев, но все они были одной фамилии - Языковы.
В Хохлачах - А.А. и Н.С. Хоненевы, а затем Е.И. Преображенская.
В Кощухине - одно время А.А. Хоненев, а потом - Е.А. Дубенская и наконец М.К. Фон-Цеймер.

** - Церковь Воскресения Словущего в Судогде, построена в 1791 г. Деревянная однопрестольная церковь на городском кладбище, приписанная к Екатерининскому собору. По преданию, перенесена в город с погоста Спас-Беседы. В 1853 расширена, в 1914 сооружена звонница. Разрушена в сер. ХХ в. В 1999 поставлен памятный крест.

*** - Прозоров В.В. (01.03.2011, г. Ковров) спрашивает:
        "Село по-нашему называется во множественном числе: "Спас-Беседы". Что за беседы? -  вразумительного толкования в жизни не слышал".
        1) Топоним "Спас-беседа(ы)" общепринято толкуется следующим образом: "Несколько преданий связано с пребыванием на Судогодской земле Ивана Грозного. Якобы на месте впадения речки Войнинги в Судогду, под сенью лип, вел царь задушевную беседу с детьми боярскими и военачальниками. Говорят, именно на этом месте была выстроена Преображенская церковь, а поселение вокруг нее стали именовать Спас-Беседа. Преображенской церковью нарекли и храм, выстроенный при впадении реки Судогды в Клязьму".
        2) Первая версия никак не связывает царскую "задушевную беседу" со словом "Спас", древнерусским сокращенным вторым именем Иисуса Христа - Спаситель, предреченным архангелом Гавриилом при Благовещении.
        Строительство церкви связано с одним из самых таинственных событий земной жизни Иисуса Христа - Преображением Господним. Это наиболее чтимый двунадесятый праздник, о котором рассказывают Евангелия от Матфея (17:1-6), от Марка (9:1-8) и от Луки (9:28-36). Отмечается 19 (06 по ст.ст.) августа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас).
        Незадолго перед Крестными страданиями Иисус Христос, взяв с Собой трех учеников - Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи.
        На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды - белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия и беседовали с Ним. Толкователи священного Писания говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя.
        Отсюда становится совершенно ясным, что название погоста связано с конкретным событием из жизни Иисуса Христа и должно именоваться Спас-Беседа (в единственном числе).