Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Жизнь

2008. Аноним, "Торговое село Хотимль".


Торговое село Хотимль.

http://yuzhanews.narod.ru/history/preobr_hotiml_ryapolovo_volokobino.htm

        Южский район Ивановской области.

        Южский район был образован в 1929 г., в современном виде он сформирован 12.01.1965 г. Но его история уходит корнями в глубокое прошлое - в эпоху неолита, что доказано археологическими раскопками. В начале первого столетия н.э. здесь проживали финно-угорские племена, которые оставили в память о себе название здешних мест - "Южа" (Юзга), что в переводе означает "болото, топкое место".
        Южский район расположен на юго-востоке Ивановской области и граничит с Владимирской и Нижегородской областями. Территория района занимает площадь 1341 кв. км. Поверхность района представляет собой низменную равнину, пересеченную реками Теза, Клязьма, Лух. Многие озера района, а всего их 80, объявлены памятниками природы. Административным центром является город Южа (статус города с 1925 г.). В 1990 г. население района составляло 33,6 тыс. человек.
        Географическое, историческое и культурное своеобразие района отразилось на его экономике. Большая часть площади района занята лесами и торфяными болотами, это и определило функциональное назначение района как энергетической базы для области. Для местной промышленности и населения леса и торфяники всегда являлись топливной базой и поставщиками сырья для традиционных производств: лесопиления, производства мебели, лозоплетения.
        В 10 км от г.Южа располагается особый поселок - Холуй. Начиная с XVII века Холуй являлся одним из крупнейших центров иконописи, а сегодня это центр лаковой миниатюры мирового значения, где вновь возрождается искусство иконописи и бережно хранятся и передаются молодежи традиции миниатюрной живописи.

        История поселка Хотимль.

        Старинное село Хотимль расположено на берегах реки Тезы, игравшей прежде важную роль как естественный водный торговый путь, выводивший на Клязьму, Оку и Волгу. Кроме того, в окрестностях обоих сел строились водяные мельницы, что давало значительный и стабильный доход. В XIX в. по идее, высказанной Петром Великим при его посещении в 1722 г. Шуи, расположенной выше по течению Тезы, на реке была сооружена деревянная шлюзовая система, что позволило восстановить судоходство по Тезе и дало мощный толчок быстрому развитию Хотимля как процветающих торговых сел.
        В стародавние времена на месте села Хотимль было древнее селище, о чем свидетельствует ныне сохранившийся курган-могильник V-VI вв. н.э., находящийся между деревней Кишариха и селом Хотимль.
        Насчет происхождения названия села существует несколько предположений. По мнению местного писателя Ю.А. Виноградова, название Хотимль могло происходить от слов, или фразы, "хотим ли мы?", то есть хотели ли остановиться новопоселенцы в этих местах или нет. По другой версии, название Хотимль пришло с западными славянами, переселившимися в здешние места в очень давние времена с территории нынешней Украины и Белоруссии, там и по ныне сохранились такие названия, как Путивль, Новолукомль и другие.
        Село Хотимль было основано взбунтовавшимися холопами суздальских бояр и беглыми монахами в 1560 году, о чём свидетельствует чудом сохранившаяся до нашего времени рукописная летопись старожилов села рода Саловых-Тюревых и устное предание основателей Хотимля - рода Рыжаковых-Виноградовых.
        В конце XV - начале XVI вв. в этих глухих местах поселились несколько иноков из обители преподобного Сергия Радонежского. Они основали здесь пустынь, построили деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Впервые Хотимльская пустынь упоминается в 1565 году в "духовной памяти княгини Пронской-Шемякиной (урожденной Мезецкой)".
        В начале 17 века богатый Хотимльский монастырь был причислен Шуйско-Троицкому монастырю, который в свою очередь находился в ведении старейшего и знатного в России Николо-Шартомского монастыря, расположенного поблизости от Шуи, в старинном селе Введенье. Поселяне вошли в сословие монастырских крестьян. Со временем из их среды вышли известные в округе купцы Морозовы из деревни Фофаново, Архангельские - из Емельянова, Хамины - из Максимова, Замыцкие - из Кишарихи. Они сплавляли из Шуи на стругах, а потом и на специально построенных баржах-тезянках полотно, кожу, мыло и другие товары. Плыли по Тезе, Клязьме, Оке, Волге и даже добирались до Дона и Аральского моря. Обратно привозили "заморские товары" на местные ярмарки и сырьё для фабрик и заводов Шуи.
        Хотимль рос и богател. Уже в 1640 году значится, что при Хотимльской пустыни в день Успения Богоматери была по тем временам значительная сельская ярмарка, которая проводилась вплоть до 20-х годов 20 века. Перепись 1659 года указывает, что в Хотимлье - церковь, базар, 61 двор и 217 человек населения. После "Великого раскола" (при патриархе Никоне) и гонения на старообрядцев, а также после морового поветрия 1650-х годов население резко сократилось. Переписная книга 1678 года указывает: "Хотимльский монастырь, при монастыре две кельи, в нём живёт смотритель и двое монахов. Рядом деревня Дубнево 8 дворов, два пусты (вымерли)". В 1694 году монастырь был упразднён, и его храмы стали приходскими.
        В 1721 году, в Хотимлье на берегу Тезы была возведена деревянная вальцовая мельница, прославившаяся помолом лучших сортов муки, в том числе и знаменитой крупчатки. На помол стали съезжаться крестьяне всей округи: из-под Шуи, Коврова, Вязников, из соседних старинных сёл Палех и Холуй.
        По инициативе хотимльских купцов взамен устаревшей деревянной церкви в начале 18 века началось сооружение каменной Никольской церкви с шатровой колокольней. Поблизости, на месте залежей глины, был построен кирпичный завод, известь закупали в Шуе и на стругах по реке доставляли в Хотимль. Внутреннюю роспись куполообразного храма делали местные "богомазы", которые снабжали деревянными иконами всех односельчан. Роспись осуществлялась с таким расчётом, чтобы сплошь неграмотные поселяне могли по фрескам изучить священную историю. В верхней части куполообразных стен изображались сюжеты картин Ветхого Завета, а в нижней - Нового Завета. Фрески безымянных художников, частично сохранившиеся до наших дней, уникальны по своему замыслу и исполнению, не имеют себе равных и представляют большую ценность.
        Для шатровой колокольни на месте отливали 10 колоколов. Особый звон, малиновый, был у большого колокола, при литье которого местные богатеи бросали в расплавленный металл золотые и серебряные изделия.
        Освятил Никольскую церковь суздальский митрополит в 1725 году. Значительно позднее к ней был пристроен придел, почти равный по размерам самому храму.
        В 1775 году, после Генерального межевания, Хотимль с деревнями Кишариха и Погорелка отошли в Ковровский уезд Владимирской губернии.
        Ярмарка и знаменитая водяная мельница давали хорошие доходы, что позволило прихожанам округи в начале 19 века начать строительство огромного для села Успенского храма на 500 человек. Храм строился по образу и подобию Успенского собора во Владимире и имел в высоту 45 м.  Такой храм сделал бы честь и большому городу. Строительство началось в 1829 году. Успенская церковь построена в русско-византийском стиле. Удивительно было сочетание цветов внешней окраски её стен красной, жёлтой и белой красками. В солнечный день церковь ярко светилась, отчего в народе её прозвали "солнечной", "пречистой". Внутреннюю роспись производили художники Холуя. Впечатляло разнообразие огромных фресок. Так, архангел Михаил изображён на фреске размером 5х8 метров. Примечательно, что палехские художники, братья Белоусовы, прежде чем приступить в 80-х годах 19 века к новой росписи Грановитой палаты Кремля, делали зарисовки части сюжетов и ликов святых в хотимльской Успенской церкви.
        Успенская церковь села Хотимль была самой богатой во всей округе. В ней находилось много дорогих дарственных реликвий, в основном из серебра. Особенно выделялось почти двухпудовое Евангелие в серебряном окладе с драгоценными камнями - во время службы его выносили из алтаря два священнослужителя. Была глубоко чтимая прихожанами чудотворная икона Успения. Пресвятой Богородицы. Художественную ценность представляли деревянные, в рост человека иконы алтаря. Изображённые на них святые не меняли своего лика, с какой бы стороны на них не поглядели прихожане. Находились в церкви также и дорогие святые посуды, плащаницы, покровы, древние славянские книги. Был знаменит и колодец святой ключевой воды на месте высохшего русла речки Ключевой.
        При храмах действовала церковно-приходская школа с 4-х летним сроком обучения, просуществовавшая до 1904 года, после чего её сменила земская. Также была и библиотека.
        Успенская церковь имела 12 собственных торговых лавок, она ежегодно на престольный праздник Успения Богородицы (28 августа) устраивала в Хотимле ставшие знаменитыми недельные Успенские ярмарки, на которые по водному пути Теза-Клязьма-Ока-Волга съезжались купцы из многих городов Центральной России.
        И сейчас, уже в 21-ом веке, старинные храмы не потеряли былого величия, несмотря на то, что долгое время были в страшном запустении. Но до сих пор величественные храмы являются главным украшением села.
Возле села Хотимль, на реке Тезе, расположен центральный шлюз №3. До 2003 года он был деревянным (в рабочем состоянии он находился до 1997 года), после чего на его месте была сооружена новая бетонная плотина. Про судоходство на реке Тезе и Тезянскую шлюзовую систему.
        К старинным деревянным сооружениям села Хотимль и соседних деревень, представляющих несомненную ценность, можно отнести дом смотрителя шлюза (1837 год), земскую школу (1904 год), земскую больницу (1905 год), дома купцов Хаминых в деревне Максимово и Архангельских в деревне Емельяново. Также можно было бы отнести двухэтажный деревянный дом в деревне Фофаново, принадлежавший купцам Морозовым - дедушке и бабушке великого русского писателя Антона Павловича Чехова и исчезнувший с лица земли в конце 90-х годов 20 века (дом постепенно ветшал и разбирался на дрова). Представляет интерес и дом Ивана и Анфисы Комаровых в деревне Емельяново, в котором в 1905-1906 годах длительное время скрывался от царской охранки выдающийся революционный деятель Михаил Васильевич Фрунзе.
        При советской власти в предвоенные годы в Хотимле был возведён народный Дом культуры, построена новая школа-семилетка. В деревнях Суземье, Максимово и Тараканово открылись начальные школы. Значительно улучшилось и оказание квалифицированной медпомощи населению, Хотимльскую больницу вместо сельского фельдшера возглавлял опытный специалист - главный врач. В деревнях образовались колхозы.
        В 1938 году прекратилась служба в Никольской и Успенской церквях. С шатровой колокольни были сброшены колокола. Церковную утварь разграбили. Деревянные, в рост человека, иконы колхоз использовал для обустройства сусеков в амбарах и для стойла телят. Кирпичную ограду разобрали на фундамент для скотных дворов. С Успенской церкви скинули все пять красавцев куполов, в её приделе устроили пекарню, в алтаре - продмаг, в центральной части - склад и хранилище (до 1998 года) туш забитых животных. В колокольне и трапезной Никольского храма - гараж, в алтаре - пивная, продмаг и хозмаг. В остальной части придела был устроен склад и вырыли, забетонировали громадные чаны для квашения капусты. Могильные памятники и камни шли на фундамент сараев и свинарнике.
        В 60-70-х годах 20-го века на территории Хотимльского сельского Совета был образован один объединённый колхоз имени Фрунзе. Он был известен по всей округе благодаря очень хорошему картофелю (сорт Северянка), за сортами которого приезжали даже из южных районов СССР. Также в это время были построены из кирпича новая средняя школа, детсад, магазин, столовая. Для колхозников начали возводить трёхкомнатные дома. Буквально за считанные годы появились три новые улицы, село выросло в два раза. Проезжие части покрыли асфальтом. Проложили добротные грунтовые дороги от села к райцентру Юже до Преображенского и в сторону Шуи через сёла Ряполово и Волокобино. Ещё значительно раньше все дома были электрофицированы. В центре села был воздвигнут величественный памятник хотимльцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
        Перестройка и 1990-ые годы сильно сказались на Хотимле: был развален известный на всю Ивановскую область колхоз им. Фрунзе, обнищали окрестные сёла, поля заросли бурьяном, прекратила своё существование деревня Фофаново, претендовавшая на одну из достопримечательностей Южского района (а может, и всей Ивановской области), был ликвидирован маслозавод в Емельянове. В самом селе были закрыты больница, столовая и детсад.
        Население сёл Хотимльского сельсовета в начале нового тысячелетия постепенно уменьшается (около 500-550 человек на 2006-2007 гг.). Основу экономики составляет СПК "Колхоз "Теза", созданный в 2002 году на базе колхоза им. Фрунзе. Хозяйство специализируется прежде всего на мясомолочном производстве.

        Судоходство на реке Теза.

        Суда по Тезе от Клязьмы до Шуи начали ходить с 1614 года, что подтверждается документами. Фактически же судоходство началось значительно раньше.
        В 1686 году жители Шуи просили царского указа о запрещении строить на Тезе мельницы, так как не имели другого торгового пути, кроме водного. В этом же году они получили царскую грамоту, в которой говорилось о недозволении застраивать Тезу мельницами и мостами, чтобы не препятствовать судоходству от Клязьмы до Шуи.
        Несмотря на грозный указ, в 1688 году возле Холуя крестьяне князя Куракина самовольно построили мельницу на реке Тезе, но, по ходатайству жителей Шуи, эта мельница была сломана и "струговый ход" по реке Тезе открыт.
        Судоходство по Тезе продолжалось до 1731 года. Затем стали снова строить мельницы сначала под Холуем, позднее у деревни Власьихи, потом в Сергееве и Хотимле. В связи с таким строительством в 1731 году судоходство практически прекратилось на целое столетие.
        Быстрое развитие текстильной промышленности Шуи и Иванова требовало водных путей сообщения для сбыта продукции. В 1834 году началось строительство пяти шлюзов на Тезе. В 1837 году эти работы были завершены, а 10 июля открылось судоходство. Навигация длилась шесть месяцев - с 1 мая по 1 ноября. Навигация 1868 года была самой большой со времени открытия судоходства: в этом году через Холуй прошло 2157 судов (1843 г. - 236, 1863 г. - 851).
        Суда пропускались 7 месяцев в году, с мая по ноябрь. По дошедшим до нас данным, в 1923 г. было проведено 1905 шлюзований, в 1935 г. – 7411 шлюзований, в 1937 г. – 5654 шлюзования. Поначалу суда тянули вручную или лошадьми. Первый пароход на Тезе появился в 1907 году, но суда на "лошадиной тяге" бороздили тезянские воды вплоть до 1915 года. При советской власти в 1925 году на Тезе открылось регулярное пассажирское сообщение. Для этой цели были переоборудованы две "тезянки" "Идея" и "Смычка" (дощатые плоскодонные баржи небольших размеров), которые со скоростью 6 километров в час буксировали колесные пароходики "Шуя" и "Южа". Через 10 лет тезянский флот пополнился пассажирскими катерами "Речник" и "Практик", способными перемещаться с вдвое большей скоростью. В семидесятых годах прошлого века специально под размеры игрушечных тезянских шлюзов были изготовлены два укороченных быстроходных пассажирских катера "Зарница". Для надежного поддержания гарантированных глубин в 1910 году построили компактную землечерпалку "Тезянская 1" производительностью 15 м3/час. Несмотря на наличие плотин, глубины на некоторых перекатах, к примеру на Холуйских мелях между третьим и четвертым шлюзами, в маловодные годы падали до 75 см и лишь работы по дноуглублению позволяли поддерживать их на уровне 85 см. Значительное количество времени землечерпалка проводила на 2-километровом участке реки, соединявшем последний пятый шлюз с рекой Клязьмой. Строительство этого гидроузла на значительном удалении от устья – одна из загадок Тезянской системы. Будь шлюз построен непосредственно возле устья, протяженность нуждающегося в регулярном углублении судового хода значительно сократилась бы. Известно, что до появления паровой землечерпалки дноуглубительные работы в этом месте проводились вручную.
        В лучшие годы Тезянская шлюзовая система имела на балансе 83 восьмидесятитонных баржи, 4 речных буксира, 5 пассажирских теплоходов, 1 путейский теплоход. Ежегодно проводилось до 6,5 тысяч шлюзований. Судоходство было весьма оживленным. К примеру, в 1984 году по Тезе за сезон было перевезено 840 тысяч тонн грузов и 80 тысяч пассажиров! По реке доставлялись зерно, лес, хлопок, металлоизделия, строительные и прочие грузы. И хотя, по мере строительства автомобильных дорог, доставка грузов по реке год от года сокращалась, движение судов не прерывалось благодаря увеличивающимся пассажирским перевозкам. Теза постепенно превращалась из транспортной артерии в популярный туристический маршрут. Охочие до старины граждане стекались сюда группами и поодиночке, желая прокатиться на быстроходной "Зарнице" до всемирно известного Холуя или на неторопливом теплоходике "Москвич" до Клязьмы. Вряд ли многие из них осознавали уникальность выпавшей на их долю возможности прокатиться по единственной в России деревянной шлюзовой системе, сохранившейся до наших дней практически в неизменном виде, без неизбежной механизации-автоматизации и каких-либо "улучшений" с применением бетона и стали.
Недавняя история реки печальна и неоригинальна. Разруха девяностых годов прошлого века, замершая промышленность, пустой госбюджет, бывшие туристы, озабоченные выживанием своих семей, - все это не способствовало активному судоходству. В 1994 году Тезу закрыли. В буквальном смысле – закрыли и заколотили деревянные створки ворот всех пяти шлюзов. От полного разрушения систему спасло маловодье окрестной ивановской природы. Чтобы держать воду в реке, шлюзы, пусть чуть живые, но пришлось сохранить.
        Программа комплексного использования реки Теза – "Теза 2010". Согласно этому документу, к 2010 году все тезянские шлюзы должны быть приведены в работоспособное состояние, в результате чего на Тезе будет восстановлено, будем надеяться, судоходство.